Судья: Баринова Н.С. Дело № 33-11445 28 декабря 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего: Погорелко О.В. и судей: Гориной Л.Н., Крашенинниковой М.В. при секретаре: Филипповой З.В. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Крашенинниковой М.В. дело по кассационной жалобе начальника ГУ УПФ РФ по Вачскому району Нижегородской области Масловой О.В. на решение Вачского районного суда Нижегородской области от 18 ноября 2010 года по иску Зайчикова А.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Вачскому району о признании незаконным решения № <...> ГУ УПФР по Вачскому району Нижегородской области об отказе в назначении пенсии, а также о включении в специальный стаж периода, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, обязании ГУ УПФ по Вачскому району назначить пенсию со дня обращения У С Т А Н О В И Л А: Истец обратился в суд с настоящим иском к ответчику, указывая, что 26 июля 2010 года он обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда по Вачскому району для назначения ему досрочной пенсии в связи с работой в Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 17.08.2010 года в назначении Зайчикову А.В. досрочной трудовой пенсии по старости отказано, из-за отсутствия 25 лет требуемого специального стажа. Истец с решением ответчика не согласен, считает его незаконным, поскольку в период с 01 января 2005 года по 31 марта 2007 года он работал командиром отделения <...>-ПЧ Главного Управления МЧС России по Нижегородской области. На основании приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 октября 2004 года № 487 Главное Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Нижегородской области с 01 января 2005 года реорганизовано в Главное управление МЧС России по Нижегородской области, в связи с чем <...>-ПЧ была передана в подчинение Главного Управления МЧС России по Нижегородской области, которое из подчинения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не выходило. <...>-ПЧ не была выведена из состава МЧС России, по своей структурной и функциональной принадлежности, одновременно являлась также подразделением Главного управления МЧС России по Нижегородской области. Просил суд признать незаконным решение ГУ УПФР по Вачскому району Нижегородской области № <...> от 17 августа 2010 года, зачесть в его специальный стаж период его работы в качестве командира отделения <...> -ПЧ Главного Управления МЧС России по Нижегородской области, а также обязать ответчика назначить ему пенсию с момента обращения за ней и возместить судебные расходы. Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда по Вачскому району по доверенности - Усова С. А. с иском не согласна. Решением Вачского районного суда Нижегородской области от 18 ноября 2010 года постановлено исковые требования Зайчикова А.В. удовлетворить - решение ГУ УПФ РФ по Вачскому району Нижегородской области № <...> от 17 августа 2010 года признать незаконным. Зачесть Зайчикову А.В. в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период с 01 января 2005 года по 31 марта 2007 года – время работы командиром отделения <...>-ПЧ ГУ МЧС России по Нижегородской области и признать право на досрочную пенсию по старости и обязать ГУ УПФ РФ по Вачскому району Нижегородской области назначить Зайчикову А.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 26 июля 2010 года. Взыскать с ГУ УПФ РФ по Вачскому району Нижегородской области в пользу Зайчикова А.В. расходы по делу в сумме <...> рублей. В кассационной жалобе начальник ГУ УПФ РФ по Вачскому району Нижегородской области Маслова О.В. просит отменить решение суда, поскольку оно вынесено с нарушением норм процессуального и материального права. Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии со ст.347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. На основании ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Согласно п.2 Постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003г. № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. При рассмотрении настоящего дела допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые заключаются в следующем. Разрешая дело по существу заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку должности работников Государственной противопожарной службы МЧС РФ, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включены в Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.06.2002г. № 437 и, учитывая, что структурная и функциональная принадлежность <...>-ПЧ всегда оставалась за ГУ МЧС РФ по Нижегородской области, спорный период работы истца подлежит включению в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии. Судебная коллегия не может согласиться с изложенным, поскольку суд первой инстанции, на основании имеющихся по делу доказательств, пришел к неправильному выводу о действительных правоотношениях сторон, в связи с чем, допустил неправильное толкование норм материального права, регулирующего спорные правоотношения. Норма пенсионного обеспечения работников государственной противопожарной службы содержится в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ). Согласно положениям указанной статьи, работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет. Данная норма, закрепляя право работников государственной противопожарной службы на досрочную пенсию, предоставляет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по утверждению перечня оперативных должностей государственной противопожарной службы. Это полномочие корреспондирует другим предписаниям Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ), устанавливающим структуру государственной противопожарной службы. Так, в силу чч. 2, 4 и 5 ст. 5 данного Закона противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Вместе с тем, подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Как следует из данной нормы, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено. На основании изложенного досрочная трудовая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Из дела видно, что Зайчиков А.В. в период с 01 января 2005 года по 31 марта 2007 года работал в качестве командира отделения <...>–ПЧ Главного Управления МЧС России по Нижегородской области. Согласно записям № <...> в трудовой книжке Зайчикова А. В. (л.д.10-13), с 01.01.2005 года в связи с ликвидацией управления по делам ГОЧС Вачского района <...>-ПЧ по охране р.п. Вача передана в подчинение Главного управления МЧС России по Нижегородской области. На основании Указа Президента РФ от 09 ноября 2001 года № 1309 Государственная противопожарная служба МВД РФ 01 января 2002 года преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. На основании Директивы Министерства РФ по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 марта 2003 года № 31-23-21 Управление Государственной противопожарной службы МЧС России Нижегородской области с 01 октября 2003 года реорганизовано в Главное управление по делам ГО и ЧС Нижегородской области. В связи с вступлением с 01.01.2005 г. в силу ФЗ РФ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, были разграничены полномочия в области пожарной безопасности между федеральным центром и субъектами РФ. С введением данного нормативного акта Нижегородская область, являющаяся субъектом РФ для выполнения своих полномочий в области пожарной безопасности должна была создать противопожарную службу субъекта РФ. Однако, поскольку на территории субъекта на тот момент уже существовала достаточная численность Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Правительства Нижегородской области заключило Соглашение с МЧС России о передаче части своих полномочий по решению задач в области ГО, ЧС и пожарной безопасности территориальному органу МЧС России – ГУ МЧС России по Нижегородской области. Выполнение ГУ МЧС России по Нижегородской области полномочий субъекта в области пожарной безопасности должно было финансироваться за счет средств субъекта. В связи этим Правительством Нижегородской области и было создано юридическое лицо Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, через которое на протяжении 2005, 2006 годов Правительство Нижегородской области осуществляло финансирование пожарных частей ГУ МЧС России по Нижегородской области. Из пояснений представителя ГУ МЧС России по Нижегородской области следует, что финансирование пожарных частей ГУ МЧС России по Нижегородской области осуществлялось Правительством Нижегородской области через Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области. Таким образом, ГУ МЧС России по Нижегородской области осуществляет функции противопожарной службой субъекта РФ, в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не входит, в связи с чем период работы с 01.01.2005 года по 31.03.2007 года в должности командира отделения <...>-ПЧ Главного Управления МЧС России по Нижегородской области не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 18 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года. С учетом приведенных выше обстоятельств и норм права, решение суда, постановленное по данному делу не может быть признано законным и в силу ст. ст. 362-363 ГПК РФ подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены на основании имеющихся доказательств (абз.4 ст.361 ГПК РФ), суд кассационной инстанции, полагая необходимым отменить решение суда в силу приведенных выше нарушений норм материального права, допущенных судом первой инстанции, считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по данному делу новое решение, которым отказать Зайчикову А.В. в удовлетворении иска о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, включении в стаж дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периода работы, с 1 января 2005 года по 31 марта 2007 года, обязании назначить пенсию. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Вачского районного суда Нижегородской области от 18 ноября 2010 года отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Зайчикова А.В. к ГУ УПФ РФ по Вачскому району Нижегородской области о признании решения незаконным, о включении в специальный стаж периода, дающего право на досрочное назначение пенсии, обязании назначить пенсию отказать в полном объеме. Председательствующий: Судьи: