Арзамасский гор. прокурор в инт. неопред. круга лиц о признании нормативного правового акта частично противоречащим закону



Судья Ионова Ю.М. Дело № 33-11306/2010

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

21 декабря 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего Кутыревой Е.Б.,

судей Гущевой Н.В., Кочневой Е.Н.,

при секретаре Коваленко А.Н.,

с участием прокурора Купцова М.А., представителя Арзамасской городской Думы Нижегородской области Парфенова Н.А., представителя комитета имущественных отношений Администрации г.Арзамаса Гущиной Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочневой Е.Н.

гражданское дело по кассационному представлению и.о. Арзамасского городского прокурора Смирнова А.А.

на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 04 октября 2010 года

по делу по заявлению Арзамасского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта частично противоречащим закону,

У с т а н о в и л а:

Арзамасский городской прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании частично противоречащим закону Положения о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством на территории города Арзамаса Нижегородской области, утвержденного решением Арзамсской городской Думы от 29.01.2010 г. № 5.

В обоснование своих требований указал, что в ходе проведения проверки установлено, что отдельные нормы Положения не соответствуют федеральному законодательству и содержат в себе коррупциогенные факторы.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 4 этой же статьи не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Однако в нарушение указанных требований федерального законодательства пунктом 2 ст. 3 Положения определено, что предоставление земельных участков для целей размещения стоянок автомобильного транспорта, для размещения некапитальных сооружений, а также хозяйственных построек, открытых складов и т.п., для благоустройства территории, для размещения металлических гаражей, а также иных целей, не связанных со строительством, осуществляется лишь на праве аренды либо постоянного (бессрочного) пользования, а также безвозмездного срочного пользования.

Согласно ст. 4 Положения лицо, заинтересованное в предоставлении земельных участков, обращается с соответствующим заявлением в КИО г.Арзамаса с приложением: копии документа, удостоверяющего личность (для граждан), индивидуальных предпринимателей, представителей заявителя), копии свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, выданного налоговым органом, а также копии свидетельства о постановке на налоговый учет ( для индивидуальных предпринимателей); копии учредительных документов, копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, выданного налоговым органом, копии свидетельства о постановке на налоговый учет (для юридических лиц); копии документов, подтверждающих соответствие гражданина требованиям, установленным п.п.4 п.2 ст. 3 Положения (справка об инвалидности) для цели размещения металлического гаража; копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя заявителя.

Данная норма противоречит федеральному законодательству и содержит в себе коррупциогенный фактор.

Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 04 октября 2010 года постановлено: В иске Арзамасскому городскому прокурору в интересах неопределенного круга лиц о признании пункта 2 статьи 3 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством на территории города Арзамаса Нижегородской области, утвержденного решением Арзамассской городской Думы от 29.01.2010 г. № 5 в части отсутствия возможности предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность противоречащим закону, недействующим со дня его принятия - отказать.

И.о. Арзамасского городского прокурора Нижегородской области обратился с кассационным представлением, в котором просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установил характер возникших спорных правоотношений, к которым применил нормы права их регулирующие.

В соответствии с ч.1 ст.34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

На основании данной нормы Земельного кодекса решением Арзамасской городской Думы № 5 от 29.01.2010 г было принято Положение о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, на территории города Арзамаса Нижегородской области.

Указанное Положение устанавливает такой критерий предоставления земельных участков (в собственность или в аренду) как цель использования земельного участка, что соответствует действующему законодательству.

Пункт 2 статьи 3 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, на территории города Арзамаса Нижегородской области (далее Положение) устанавливает, что земельные участки для размещения стоянок автомобильного транспорта, в том числе парковок предоставляются в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование; для размещения некапитальных сооружений (каркасные конструкции, модули и т.п.), не относящиеся к объектам мелкорозничной торговли, а также хозяйственных построек, открытых складов и т.п., благоустройства территории, для иных целей, не связанных со строительством предоставляются в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное (срочное) пользование и в собственность (собственникам смежных земельных участков); для садоводства и огородничества в аренду или в собственность за плату или бесплатно; для размещения металлических гаражей в аренду.

Прокурор полагает, что пункт 2 Положения в части отсутствия возможности предоставления в собственность земельных участков противоречит Земельному кодексу Российской Федерации и содержит в себе коррупциогенные факторы.

При этом прокурор ссылается на ч. 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, которая не допускает отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирование земель для государства.

Право выбора вида права, на котором может быть предоставлен земельный участок (собственность или аренда) принадлежит заявителю, испрашивающему соответствующий земельный участок.

Доводы прокурора суд 1 инстанции обоснованно отклонил, указав, что согласно подпунктам 5 и 11 пункт 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации основными принципами земельного законодательства являются единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, а также сочетание интересов общества и законных интересов граждан. При регулировании земельных отношений применяется принцип государственного регулирования приватизации земли (ч.2 ст. 1 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с ч. 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Основания возникновения прав на землю, порядок предоставления земельных участков регламентирован главой 5 Земельного кодекса РФ «Возникновение прав на землю». Согласно данной главы порядок предоставления земельного участка зависит от цели предоставления, наличия либо отсутствия у лица, претендующего на приобретение участка в собственность либо в аренду, права собственности на расположенные на данном земельном участке объекты и иных критериев.

Пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ устанавливает общее правило, согласно которому отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается. Однако порядок предоставления конкретного земельного участка устанавливается специальными (применительно к ст. 28) нормами Земельного кодекса РФ. Порядок зависит от цели предоставления, наличия либо отсутствия у лица, претендующего на приобретение участка в собственность либо в аренду, права собственности на расположенные на данном участке объекты и иных критериев.

Статья 34 Земельного кодекса РФ устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

Таким образом, суд 1 инстанции обоснованно пришел к выводу, что указанная норма закона устанавливает только порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, а не содержит обязанности для уполномоченных органов предоставить любой по выбору заявителей земельный участок в собственность всем обратившимся гражданам. В связи с чем является правильным вывод суда 1 инстанции о том, что оснований для признания пункта 2 статьи 3 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством на территории города Арзамаса Нижегородской области, противоречащими закону, не имеется.

Норма пункта 2 статьи 3 Положения не содержит в себе коррупциогенный фактор, понятие которого дано в части 2 статьи 1 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 года № 172-ФЗ, так как не устанавливает для правоприменителя «необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции».

Судом установлены все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам в соответствии с правилами, установленными статьями 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Обжалуемое судебное решение имеет правильное правовое и фактическое обоснование.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

При таких обстоятельствах, решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О п р е д е л и л а:

Решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 04 октября 2010 года оставить без изменения, кассационное представление – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи