по заявлению Лысяк Е.А. об оспаривании действий Министерства регионального развития РФ и Правительства Нижегородской области



Судья: Миронова Н.В. Дело № 33-542

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 января 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего: Погорелко О.В. и судей: Крашенинниковой М.В., Пятовой Н.Л.,

при секретаре: Филипповой З.В.,

с участием представителя Лысяк Е.А. – по доверенности Лысяк В.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пятовой Н.Л.,

дело по кассационной жалобе Лысяк Е.А.

на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 11 ноября 2010 года по заявлению Лысяк Е.А. об оспаривании действий Министерства регионального развития РФ и Правительства Нижегородской области

У С Т А Н О В И Л А:

Лысяк Е.А. обратилась в суд с настоящим заявлением, указывая, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, в связи с чем, имеет право на получение жилья в 2010 году. Распоряжением Правительства Нижегородской области № <...> от 2 апреля 2010 года ей была выделена единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения в размере <...> рублей. Она не согласна с указанным распоряжением, а также с действиями заинтересованных лиц, так как считает, что выделенная ей единовременная денежная выплата, заведомо занижена, не соответствует фактической рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в <...> районе г. <...>, то есть стоимости жилья в месте, которое она выбрала для постоянного проживания. Считает, что орган исполнительной власти не может произвольно устанавливать рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья, а обязан основываться на объективных данных и использовать механизм определения соответствующего норматива, который не приводит к изменению или искажению существа закрепленного в федеральном законе условий. Заявитель считает, что Правительство Нижегородской области предоставляет неполные, искаженные сведения Министерству регионального развития РФ, что повлекло неправильное определение средней рыночной стоимости жилья для Лысяк Е. А. в <...> районе г. <...>. В связи с этим она не может реализовать свое право на приобретение жилья в данном месте – <...> районе г. <...>. Лысяк Е.А. просила суд признать незаконным распоряжение Правительства Нижегородской области от 2 апреля 2010 года № <...> «О предоставлении единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (жилого дома) ветеранам Великой Отечественной войны» в части недостаточности единовременной выплаты для приобретения заявителю жилья в <...> районе г. <...>; обязать Правительство Нижегородской области выполнить обязательства государства – Указ Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов)» относительно определения фактического размера (норматива) рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в г. <...> на момент получения жилищного сертификата (единовременной социальной выплаты) Лысяк Е.А.; обязать Министерство регионального развития РФ, Правительство Нижегородской области утвердить фактический норматив для приобретения жилого помещения Лысяк Е.А. по средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади в пределах своих полномочий и с соблюдением норм федерального закона; обязать Министерство регионального развития РФ, Правительство Нижегородской области выделить необходимый размер социальной выплаты Лысяк Е.А. за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения из расчета 36 кв. м. в размере и согласно проведенной экспертизе стоимости 1 кв. м жилья в <...> районе г. <...>.

Представители Министерства Регионального развития РФ и Правительства Нижегородской области в судебном заседании не присутствовали.

Решением суда от 11 ноября 2010 года в удовлетворении заявления Лысяк Е.А. отказано.

В кассационной жалобе Лысяк Е.А. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Отказывая в удовлетворении заявления Лысяк Е.А., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое распоряжение Правительства Нижегородской области соответствует законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя и оснований для удовлетворения заявленных требований, не имеется.

С доводами кассационной жалобы нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Согласно ч. 2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Заявителем оспаривается распоряжение Правительства Нижегородской области от 2 апреля 2010 года № <...> «О предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) ветеранам Великой Отечественной войны» в части выделения Лысяк Е.А., как члену семьи погибшего (умершего) инвалида (участника Великой Отечественной войны), единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в размере <...> рублей.

Нарушение своих конституционных прав на социальное обеспечение и на жилище заявитель усматривает в том, что размер предоставляемой на основе оспариваемого распоряжения субсидии недостаточен для приобретения жилья в собственность по месту ее жительства, а именно в <...> районе г. <...>, ввиду несоответствия реальной стоимости квадратного метра жилья в этом месте средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади по Нижегородской области, установленной федеральным органом исполнительной власти, а, следовательно, невозможности приобретения благоустроенного жилья в <...> г. <...>.

В соответствии со ст. 15 ФЗ РФ «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» п.п. 1 п. 1 ст. 2 Закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;

Согласно ст. 23.2 ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Пункт 6 ст. 23. 2 указанного выше закона устанавливает, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Во исполнение предписаний федерального законодателя, Правительство Нижегородской области приняло Закон «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области», в соответствии с которым, по письменным заявлениям отдельных категорий граждан, установленных подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», обеспечение жильем может осуществляться в форме однократного предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).

В соответствии с п. 3 п.п. 2 ст. 23.2 ФЗ, объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.

В силу ст. 4 Закона Нижегородской области «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области», размер единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) определяется исходя из нормы общей площади жилья 36 квадратных метров на одного человека и размера средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Нижегородской области, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, для следующих категорий граждан: членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне.

Из смысла приведенных норм права субъекта РФ и РФ следует, что размер единовременной субсидии на приобретение жилья рассчитывается, в том числе, в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 кв. м общей площади жилья в субъекте РФ, а не в отдельно взятом районе г. <...>, на что указывает заявитель, органом исполнительной власти РФ, уполномоченным Правительством РФ.

Пункт 3 п.п. «а» Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» устанавливает, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, используемые при расчете размера социальных выплат, предоставляемых гражданам - участникам подпрограммы, указанной в пункте 1 настоящего Постановления, является Министерство регионального развития Российской Федерации.

Учитывая положения указанной нормы, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя к Правительству Нижегородской области об определения фактического норматива средней рыночной стоимости жилья, поскольку эти обязанности не входят в полномочия данного органа исполнительной власти, а находятся в компетенции указанного Министерства.

Определение показателей производится в соответствии с утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации методикой на основании информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики, предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и данных мониторинга рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.

В соответствии с п. 1. методики определения норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по РФ и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам РФ, методика определения норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации предназначена для определения Министерством регионального развития Российской Федерации норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, используемой при расчете субсидий за счет средств федерального бюджета, направленных на приобретение жилых помещений категориями граждан, установленных федеральным законодательством.

Указанная методика является действующей, она не отменена и не признана недействительной.

На основании указанной методики Министерством регионального развития России издан приказ от 31 марта 2010 года № 145 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2010 года», которым установлена средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья (в рублях) по Нижегородской области во втором квартале 2010 года в сумме <...> рублей, в связи с чем, возлагать на Министерство обязанность по утверждению фактического норматива для приобретения жилого помещения Лысяк Е. А. не имеется.

Учитывая норматив общей площади жилья в 36 кв. м., размер социальной выплаты во втором квартале 2010 года по Нижегородской области составляет <...> рублей. Указанная сумма и была предоставлена Лысяк Е.А. в качестве единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения распоряжением Правительства Нижегородской области от 2 апреля 2010 года № <...> «О предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) ветеранам Великой Отечественной войны».

Требования Лысяк Е.А. об обязании Министерства регионального развития России определить фактическую стоимость общей площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в <...> районе г. <...>, предоставляемой непосредственно Лысяк Е.А., не основаны на законе, а поэтому удовлетворению не подлежат.

При этом, как правильно указал суд первой инстанции, что при расчете единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ветеранам Великой Отечественной войны в расчет принимается средняя рыночная стоимость 1 кв. м по субъекту РФ, а не в конкретной районе субъекта РФ, и не для конкретного гражданина.

Более того, как указал Конституционный Суд РФ в определении от 6 октября 2008 года № 679-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ковалева И.А. на нарушение его конституционных прав отдельными положениями статей 2 и 5 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» и статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в условиях рыночной экономики размер безвозмездной субсидии из средств федерального бюджета на приобретение в собственность жилого помещения может составлять как полный эквивалент его рыночной стоимости, так и усредненную расчетную величину денежных средств, позволяющую гражданину в зависимости от особенностей избранного им места жительства приобрести жилье в собственность либо полностью из этих средств, либо добавив собственные (заемные) средства. Оспариваемое правовое регулирование не предполагает какое-либо произвольное, не основанное на объективных данных установление Министерством регионального развития Российской Федерации для расчета средств федерального бюджета на приобретение гражданами жилых помещений средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в конкретном субъекте Российской Федерации. В частности, подпункт «а» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 предписывает определять ее в соответствии с утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации методикой на основании информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики, предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и данных мониторинга рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья.

При указанных обстоятельства, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение Правительства Нижегородской области соответствует требованиям Закона и не нарушает каких-либо прав заявителя.

Кроме того, рассматривая заявленные требования суд первой инстанции обоснованно указал на пропуск заявителем срока давности для обращения в суд.

Ссылка кассатора на неправильное применении судом сроков исковой давности, т.к. о нарушении своего права Лысяк Е.А. стало известно лишь 9 августа 2010 года - после получения ответа на обращение о том, что по состоянию на 9 августа 2010 года жилые помещения, находящиеся в указанном районе города стоимостью <...> рублей в продажу не выставлены, подлежат отклонению, поскольку судом установлено, что об оспариваемом распоряжении Правительства Нижегородской области, принятом 2 апреля 2010 года, заявительнице стало известно 4 мая 2010 года, что Лысяк Е.А. не отрицалось. Тот факт, что об отсутствии в продаже квартир по указанной цене Лысяк Е.А. узнала лишь 9 августа 2010 года, является необоснованным, поскольку ничто объективно не препятствовало заявителю в установленный законом трехмесячный срок обратиться в суд, при этом заранее получить информацию о рыночной стоимости жилья на территории Нижегородской области, в том числе и о средней рыночной стоимости 1 кв. метра по Нижегородской области.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении данного спора тщательным образом были исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.

В решении суда в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ, приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Доводы кассатора подлежат отклонению в силу вышеизложенного, как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в кассационной жалобе не содержится.

Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст.362 ГПК РФ оснований к отмене решения в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 11 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Лысяк Е.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: