по иску Другановой Н.М. к ГУ УПФ РФ по Вадскому району о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости, увеличении стажа, дающего права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и назначении досрочной трудовой пенсии ...



Судья: Иванов А.Н. Дело № 33-1153

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

8 февраля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего: Погорелко О.В. и судей: Крашенинниковой М.В., Гориной Л.Н.

при секретаре: Филипповой З.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Крашенинниковой М.В.

дело по кассационной жалобе Другановой Н.М.

на решение Вадского районного суда Нижегородской области от 27 декабря 2010 года

по иску Другановой Н.М. к ГУ УПФ РФ по Вадскому району о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости, увеличении стажа, дающего права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости

У С Т А Н О В И Л А:

Истец Друганова Н.М. обратилась в суд с настоящим иском к ГУ УПФ РФ по Вадскому району, указывая, что она с 01.11.1996 г. по настоящее время работает в должности старшей медицинской сестры в ГОУ «<...>», однако при обращении к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, ответчик ГУ УПФ РФ по Вадскому району отказал в назначении пенсии, поскольку указанный период работы не зачел в специальный стаж, в связи с чем отказал в назначении досрочной трудовой пенсии. Истец с решением ответчика не согласна, в связи с чем просила суд признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включить периоды работы с 01.11.1996 года по 10.09.2010 года в должности старшей медсестры ГОУ «<...>» в специальный стаж и обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию 10 сентября 2010 года.

Представитель ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Вадскому району по доверенности Степанова М.К. с исковыми требованиями не согласна.

Решением Вадского районного суда Нижегородской области от 27 декабря 2010 года в удовлетворении иска Другановой Н.М. отказано в полном объеме.

В кассационной жалобе Другановой Н.М. поставлен вопрос об отмене судебного решения как незаконного и необоснованного, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.

В силу ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражений относительно жалобе, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Суд первой инстанции всесторонне исследовал юридически значимые обстоятельства по делу, установил характер спорного правоотношения между сторонами, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений и, в соответствии с представленными сторонами доказательствами, вынес законное и обоснованное решение.

Отказывая Другановой Н.М. в удовлетворении требований о включении в стаж для досрочной трудовой пенсии по старости периода работы с 11 ноября 1996 года по 10 сентября 2010 года в качестве старшей медицинской сестры в ГОУ «<...>», суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что подлежащим применению законодательством право старшей медицинской сестры в детских домах на пенсию по выслуге лет не предусмотрено.

Доводы кассационной жалобы Другановой Н.М. о несогласии с позицией суда первой инстанции нельзя признать состоятельными по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1).

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Согласно действовавшему до 1 октября 1993 года регулированию (Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397) работа в должности медицинской сестры (в том числе старшей) образовательного учреждения (детского дома) включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 был утвержден новый Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, который был введен в действие на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года и применялся при назначении пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В результате изменения законодательства трудовая деятельность в должности медицинской сестры, в том числе старшей, образовательного учреждения (детского дома) не подлежала включению в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и от 29 октября 2002 года № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также не предусматривали возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры, в том числе старшей, в детском доме.

После принятия Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 октября 1993 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Как разъяснил Конституционный суд РФ, основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности медицинских сестер, в том числе старших, применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушают конституционные требования и согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П).

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года N 392-О).

Из материалов дела следует, что в период с 01.11.1996 года по настоящее время Друганова Н.М. работает в должности старшей медицинской сестры государственного образовательного учреждения «<...>». Указанное учреждение является образовательным, не относится к лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим (предусмотренных Постановлением Совмина РФ № 464 от 06.09.1991 г.) и не предусмотрено Списками профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утверждёнными Постановлением Правительства РФ № 1066, Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. от 22 сентября 1999 г., действующими в указанный период.

Таким образом, законных оснований для включения в специальный медицинский стаж для досрочного назначения пенсии по старости Другановой Н.М. периода работы с 1 ноября 1996 года по 10 сентября 2010 года в должности старшей медицинской сестры в ГОУ «<...>» не имеется. В связи с чем, не имеется оснований для признания незаконным отказа ГУ УПФ РФ по Вадскому району о включении Друганой Н.М. данного периода работы в специальный медицинский стаж и для обязания учитывать данный период при досрочном назначении истцу пенсии по старости.

Доводы кассатора подлежат отклонению в силу вышеизложенного, как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в кассационной жалобе не содержится.

Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст.362 ГПК РФ оснований к отмене решения в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Вадского районного суда Нижегородской области от 27 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Другановой Н.М. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: