по иску Пешехонова Н. А. к ГУ «Центр предоставления мер социальной поддержки Кстовского района» об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за причиненный вред здоровью



Судья Кондратьев И.Ю. Дело № 33-1022/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

08 февраля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

в составе председательствующего судьи Погорелко О.В.,

судей: Гориной Л.Н., Крашенинниковой М.В.

при секретаре: Филипповой З.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Крашенинниковой М.В.

с участием Пешехонова Н.А., представителя ГУ «Центра предоставления мер социальной поддержки»Кстовского района по доверенности Морозовой М.А.

дело по кассационной жалобе Пешехонова Н.А.

на решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 04 декабря 2010 года по делу

по иску Пешехонова Н. А. к ГУ «Центр предоставления мер социальной поддержки Кстовского района» об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за причиненный вред здоровью,

У С Т А Н О В И Л А:

Пешехонов Н.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Центр предоставления мер социальной поддержки Кстовского района» об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за причиненный вред здоровью. В обоснование заявленных требований указал, что является ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Решением медико-социальной экспертизы от 17 марта 2004 года ему была установлена <...> группа инвалидности, а с 26 мая 2008 года – <...> группа инвалидности.

Указал, что получает ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью. С 2000 года индексация данных выплат не проводилась.

Просит проиндексировать получаемые им ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, установив ее на 2010 год в размере <...>, ежегодную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, установив ее на 2010 года в размере <...>; проиндексировать сумму задолженности согласно росту потребительских цен и взыскать с ГУ «Центр предоставления мер социальной поддержки Кстовского района» за период с 01 июля 2000 года по 31 декабря 2009 года недополученные суммы по компенсациям в сумме <...>; выплатить единовременную компенсацию за вред здоровью гражданам, ставшим инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, в сумме <...>; в дальнейшем индексировать выплаты в соответствии с уровнем инфляции, прожиточного минимума для пенсионеров.

В отзыве на исковое заявление директора ГЦ «Центр предоставления мер социальной поддержки Кстовского района» Угаровой О.Н. указано, что индексация указанных компенсаций производилась истцу в соответствии с действующим законодательством, и оснований для индексации их судом не имеется. Все выплаты, установленные законодательством, ему выплачены.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика по доверенности Морозова М.А. с иском не согласилась.

Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 06 декабря 2010 года исковые требования Пешехонова Н.А. оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Пешехонова Н.А. поставлен вопрос об отмене решения как незаконного и принятии нового решения, которым исковые требования просит удовлетворить. Указывает, что судом первой инстанции при разрешении вопроса об индексации денежных выплат, производимых истцу,не применены нормы материального права, подлежащие применению.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по правилам главы 40 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов кассационной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Пешехонов Н.А. относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 12, 18).

Решением Кстовского бюро Медико-социальной экспертизы от 17 марта 2004 года истцу установлена <...> группа инвалидности вследствие заболевания, радиационно обусловленного, полученного при исполнении служебных обязанностей в связи с аварией на Чернобыльской АЭС (л.д. 13). Решением ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области» Филиал № 17 (Кстовский) от 26 мая 2008 года ему установлена <...> группа инвалидности вследствие заболевания, связанного с катастрофой на ЧАЭС (л.д. 14).

На основании статьи 15 и части 1 статьи 40 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 01 мая 2000 года Пешехонову Н.А. назначена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью (л.д. 19).

Пешехонов Н.А., считая, что с 2000 года индексация указанных выплат не производилась, обратился в суд с иском об их индексации. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных им требований, правильно применив нормы материального права, обоснованно указал на то, что такая индексация производилась на основании норм действующего законодательства в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания для отмены решения в силу следующего.

В соответствии с пунктом 13 статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей.

На основании части 1 статьи 40 указанного Закона Российской Федерации гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, ежегодно выплачивается компенсация на оздоровление в размере 300 рублей.

Положениями части 3 статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ) предусмотрено, что государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации, суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.

Указанной нормой в редакции Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ установлено, что государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Действующая редакция части 3 статьи 5 указанного Закона РФ предусматривает, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26.04.2004 N 31-ФЗ).

Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 42 и 53 следует, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В Постановлении от 1 декабря 1997 года "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены пунктом 22 статьи 14 и частью 1 статьи 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 названного Закона.

Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Следует, кроме того, учитывать, что положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен.

Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно в соответствии с соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35, в редакции от 5 апреля 2005 года N 7 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 г. с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона.

Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. N 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

Судом первой инстанции на основе установленных по делу обстоятельств и с учетом индексации, производимой на основании указанных в решении суда Постановлений Правительства РФ, сделан правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Пешехонова Н.А., поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства.

Доводы кассационной жалобы не содержат оснований для отмены решения, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и не опровергают выводов, изложенных в нем.

При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 04 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: