об обжаловании действий и бездействия секретаря Общественной палаты РФ, Совета Общественной палаты РФ, федерального государственного учреждения «Аппарат общественной палаты РФ»



Судья: Данилова Т. А. Дело №33-3172\2011г.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е :

05 апреля 2011г. судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи Давыдова А. П.

и судей Башаркиной Н. Н., Гаврилова В. С.

при секретаре Бурдуковой Е. И.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Давыдова А. П.

дело по частной жалобе Тутубалина А. В.

с участием

на определение Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода от 21 января 2011г.

по делу по заявлению Тутубалина А.В. об обжаловании действий и бездействия секретаря Общественной палаты Российской Федерации, Совета Общественной палаты РФ, федерального государственного учреждения «Аппарат общественной палаты РФ»,

У С Т А Н О В И Л А :

Тутубалин А.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать оценку «Не соотв. ст.10 п.4 ч.5 ФЗ -76 от 10.06.2008 г.» представленных документов по кандидатуре заявителя в Совет Общественной Палаты РФ аппаратом Общественной палаты РФ неправомерным, обязать Совет общественной палаты РФ рассмотреть его заявление о включении в состав общественных наблюдательных комиссий РФ по существу и принять мотивированное решение, обязать секретаря Общественной палаты представить ответ на заявление о включении в состав ОНК Нижегородской области. Свои требования мотивировал тем, что в сентябре 2010 года секретарем общественной палаты РФ было распространено заявление о формировании нового состава Общественного контроля в местах принудительного содержания граждан. В соответствии с установленными п.4 ст.10 ФЗ №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» заявителем было написано заявление и подготовлен полный пакет документов для включения его в состав ОНК Нижегородской области. Заявление от имени Нижегородского Регионального отделения Межрегиональной Молодежной Общественной Благотворительной Организации «<...>» о включении Тутубалина А.В. в состав ОНК было зарегистрировано 21 октября 2010 года в документальном отделе ФГУ «Аппарат общественной палаты РФ». На сайте общественной палаты был размещен перечень кандидатов с указанием комплектности документов. В списке, напротив фамилии заявителя отмечено «Не соотв. ст.10 п.4 ч.5 ФЗ -76 от 10.06.2008 г.». 18 ноября 2010 года состоялось голосование членов Совета Общественной Палаты РФ по утверждению кандидатов в состав ОНК Нижегородской области. По итогам голосования в составе ОНК были утверждены 20 человек, кандидатура истца не была утверждена. Заявитель полагает, что действия и решения аппарата и Совета Общественной Палаты РФ незаконны, им был представлен полный комплект документов необходимых для регистрации его как кандидата в члены ОНК, аппарат Общественной палаты РФ обязан осуществлять лишь регистрацию представленных документов и не обладает полномочиями давать оценку представленных документов на соответствии положений ФЗ №76. Кроме этого, заявитель полагает, что секретарь Общественной Палаты РФ в нарушение Закона не дал ответ в установленный Законом срок на его письменное обращение.

Определением Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода от 21 января 2011г. постановлено:

Заявление Тутубалина А.В. об обжаловании действий и бездействия органа государственной власти - возвратить.

Повторное обращение в суд с заявлением о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

В частной жалобе Тутубалин А. В. просит данное определение отменить, так как по мнению кассатора оно является незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, заслушав лиц, явившихся по делу, судебная коллегия не находит оснований к отмене определения суда.

В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы…

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие):

федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий;

органов государственной власти субъекта Российской Федерации: законодательного (представительного) органа, высшего исполнительного органа и иных органов государственной власти, образуемых в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и на основании нормативного правового акта органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации и (или) его высшего должностного лица;

органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 1 Закона РФ «Об общественной палате Российской Федерации» она обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации…формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций.

При наличии указанных правовых норм суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что нормы ГПК РФ не допускают возможности оспаривания в порядке главы 25 этого Кодекса решений и действий (бездействия) Общественной Палаты РФ и её органа управления, поскольку данная организация не наделена государственно-властными полномочиями.

Суд первой инстанции также правильно указал, что заявитель не лишен права обратиться за защитой нарушенных прав и законных интересов в суд с соответствующим заявлением по правилам искового производства с соблюдением общих правил подсудности дел по спорам о защите субъективного права (п.10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2).

Следовательно, суд обоснованно в соответствии с ч. 3 ст. 247 ГПК РФ возвратил заявление Тутубалину А. В. и оснований к отмене определения суда не имеется.

Ссылка кассатора на то, что с принятием ФЗ от 10.06.2008г. №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» Секретарь и Совет ОП РФ были наделены властными, распорядительными полномочиями в сфере создания органов общественного контроля, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные полномочия указанных органов не влияют на статус Общественной палаты РФ, которая является общественной некоммерческой организацией.

В силу п.п. 3 п. 1 ст. 15 указанного Закона решения общественной наблюдательной комиссии носят рекомендательный характер.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Определение Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода от 21 января 2011г. оставить без изменения, а частную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: