Судья Якимов И.А. Дело № 33-2500 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 22 марта 2011 г. судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи В.А.Серова и судей Кондаковой Т.А., Крайневой Н.А. при секретаре Селютиной С.Л. с участием Глушко Т.В., Кузнецовой Т.А., заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи В.А.Серова дело по кассационной жалобе Администрации Московского района г.Н.Новгорода на решение Московского районного суда г.Н.Новгорода от 28 января 2011г. по делу по иску Толстолуцкой А.В. к Администрации Московского района г.Н.Новгорода, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным решения об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, установила: Толстолуцкая А.В., <…> года рождения, обратилась в суд с иском к администрации Московского района г.Н.Новгорода о признании отказа администрации поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий необоснованным и об обязании администрации поставить ее на такой учет. В обоснование заявленных требований истица сослалась на то, что она является участницей Великой Отечественной войны, проживает в квартире <…> дома <…> по ул. <…> г. <…>, жилая площадь которой составляет 16,9 кв.м, общая – 38,7 кв.м. Данная квартира находится в собственности ее внука. Помимо нее в квартире проживают и зарегистрированы еще 3 человека. Другое жилье у нее отсутствует. На нее и каждого из проживающих в квартире приходится 9,6 кв.м. общей жилой площади, что составляет менее учетной нормы для г.Н.Новгорода. Она в соответствии с требованиями закона, собрав все необходимые документы, обратилась 30.03.2010г. в администрацию Московского района г.Н.Новгорода с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий участников Великой Отечественной войны. Однако письмом от 20.04.2010г. администрация Московского района г.Н.Новгорода сообщила ей об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как участнику Великой Отечественной войны в связи с тем, что она в 2007 г. произвела отчуждение жилого помещения по адресу: ул. <…>, д. <…>, кв. <…>, что расценено администрацией как совершение действий, приведших к ухудшению жилищных условий. В связи с этим постановка на учет возможна не ранее чем через пять лет со дня совершения этих действий. С данной мотивировкой отказа она не согласна, намерения продавать квартиру с целью встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий у нее не было. В судебном заседании представитель истца по доверенности Кузнецова Т.А. иск поддержала. Судом к участию в деле привлечены также Министерство социальной политики Нижегородской области в качестве соответчика и администрация г.Н.Новгорода – в качестве третьего лица. Представитель администрации Московского района г.Н.Новгорода, Глушко Т.В., иск не признала. Указала на преднамеренность действий истицы по ухудшению своих жилищных условий с целью постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области данный довод администрации Московского района поддержал. Представитель администрации г.Н.Новгорода, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил, и суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Решением от 28.01.2011г. постановлено иск Толстолуцкой А.В удовлетворить частично: признать незаконным отказ администрации Московского района г.Н.Новгорода в принятии ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию Московского района г.Н.Новгорода поставить Толстолуцкую А.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как участника ВОВ. В части иска к Министерству социальной политики Нижегородской области истице отказано. В кассационной жалобе администрации Московского района г.Н.Новгорода поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного, вынесенного с нарушением и неправильным применением норм материального права. Помимо доводов, изложенных представителем администрации района в судебном заседании, указывается на необоснованность вывода суда о том, что представителем администрации Московского района не отрицается, что при продаже квартиры истица каких-либо денежных средств не получала, поскольку администрация района не обладает информацией, на каких условиях была продана квартира, принадлежащая на праве собственности истице. Кроме того, считает не подтвержденным вывод суда о том, что вопросы по содержанию жилого помещения, распоряжению квартирой решали внук и дочь истицы, поскольку сам внук Кузнецов С.В. в судебном заседании показал, что данные вопросы решали бабушка (истица) совместно с его мамой. В возражениях на кассационную жалобу истица просит оставить решение суда без изменения. В частности, на довод администрации района о том, что в квартире, где она проживает, зарегистрировано 2 человека, заявляет, что ответчик запросил справку из ЖЭКа в момент, когда у 2 человек производился обмен паспортов (45 и 20 лет) и, поскольку они иногородние, - это заняло 2 месяца, и был перерыв в прописке. Сейчас постоянно прописаны и проживают 4 человека. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на кассационную жалобу, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. Подпункт 2 п.1 ст. 51 ЖК РФ определяет, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Пункт 2 этой же статьи предусматривает, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В соответствии с пп.3 п.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст.53 настоящего Кодекса срок. В силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Пункт 1 ст. 5 Закона Нижегородской области от 16.11.2005г. № 179-З «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», предусматривает, что основанием для принятия на учет является заявление гражданина о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма (далее – заявление) в орган, осуществляющий принятие на учет. В соответствии с п.3 этой статьи гражданин подает заявление по форме, установленной Правительством Нижегородской области. Заявление подписывается проживающими совместно с ним членами семьи, желающими получить другое жилое помещение по договору социального найма вместе с заявителем. Подпунктами 2 и 3 п. 4 предусмотрен перечень необходимых документов, прилагаемых к указанному заявлению, в том числе: документы, подтверждающие отнесение заявителя к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ (для иных категорий граждан, определенных федеральными законами и законами Нижегородской области); документы, подтверждающие право заявителя быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно: а) документы, подтверждающие состав семьи (паспорт, иные документы, удостоверяющие личность и степень родства членов семьи заявителя: свидетельство о рождении (для несовершеннолетних), свидетельство о заключении (расторжении) брака, судебное решение о признании членом семьи); б) выписка из домовой книги и выписка из финансового лицевого счета; в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор социального найма, ордер, решение о предоставлении жилого помещения); г) документы о наличии или отсутствии у заявителя и каждого члена его семьи жилых помещений на праве собственности, выданные органами государственной регистрации недвижимого имущества; е) документы, подтверждающее наличие предусмотренных п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях (при наличии таких оснований). В силу ст.7 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 г. № 179-З: 1.В соответствии с ч.5 ст.52 ЖК РФ решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня предоставления указанных документов в данный орган. 2.Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет (об отказе в принятии на учет) выдает или направляет гражданину, подавшему заявление, документ, подтверждающий принятие такого решения. 3. Решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано в судебном порядке. Подпункт 4 п.1 ст.14 ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает меры социальной поддержки инвалидов войны (в ред.Федерального закона от 22.08.2004г.№ 122-ФЗ): обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения; (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 г. № 135-ФЗ, от 21.12.2009 г. № 327-ФЗ, от 06.06.2010 г. № 79-ФЗ) Подпунктом 3 п.1 ст.15. указанного ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ). Пункт 2 ст. 2 ФЗ от 06.05.2010г. № 79-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» предусматривает, что действие положений пп.4 п.1 стю14, пп.3 п.1 ст.15, пп.4 ст.17, пп.3 п.1 ст.18 и пп.4 п.1 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (в ред. Настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года. Согласно ст. 23.2. ФЗ «О ветеранах» (введена Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ): 1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ) 6. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Принятый во исполнение указных положений ФЗ «О ветеранах» Закон Нижегородской области № 68-З от 07.07.2006 г. «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» предусматривает формы предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем: Статья 2 (в ред.Закона Нижегородской области от 04.02.2010г. № 17-З) 1.Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются отдельным категориям граждан, установленным пп.2 п.3 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах», в форме предоставления жилого помещения по договорам социального найма. 2.По письменным заявлениям отдельных категорий граждан, установленных пп.2 п.3 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах», обеспечение жильем может осуществляться в форме однократного предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома). Постановлением Правительства Нижегородской области от 24.03.2010 г. № 148 «Об организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» утвержден Порядок организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области, п.3.2 которого предусматривает, что по письменным заявлениям отдельных категорий граждан, установленных пп.2 п.3 ст.23.2 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», обеспечение жильем может осуществляться в форме однократного предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома). В судебном заседании суда первой инстанции установлено, что Толстолуцкая А.В., <…> года рождения, является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением, выданным военным комиссариатом 03.06.1981г., имеет право на льготы, установленные ст.14 ФЗ «О ветеранах». С 11.11.2009 г. она зарегистрирована и проживает по адресу: г. <…>, ул. <…>, <…>-<…>. Вместе с истицей по указанному адресу зарегистрированы и проживают ее внук, И., собственник жилого помещения, а также О. и гражданская жена внука истицы, Е. Жилое помещение – однокомнатная квартира общей площадью 38,7 кв.м, в том числе жилой площадью 16,9 кв.м, принадлежит на праве собственности внуку истицы – И. Из материалов дела следует, что истица первоначально обратилась с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении 28.12.2009 г. Ей был дан ответ за подписью исполняющего обязанности главы администрации Московского района о необходимости предоставить выписки из лицевого счета и домовой книги по квартирам, где она проживала в течение последних пяти лет: ул. <…>, <…>-<…> и ул. <…>, <…>-<…>. Истица повторно обратилась с заявлением в администрацию Московского района с приложением предусмотренных указанным законом Нижегородской области документов 30.03.2010г. Распоряжением главы администрации Московского района от 20.04.2010г. № 493-р Толстолуцкой А.В. было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст.53 ЖК РФ, ст.8 Закона Нижегородской области № 179-ФЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» вследствие намеренного ухудшения жилищных условий. 20.04.2010г.Толстолуцкой А.В. направлено сообщение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма как участнику Великой Отечественной войны в связи с тем, что ею 10.09.2007 г.произведено отчуждение жилого помещения, расположенного по адресу: ул. <…>, <…>-<…>. При этом разъяснено, что она может быть принята на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно ст.8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005г. № 179-З «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» отказ в принятии граждан на учет в соответствии с ч.1 ст.54 ЖК РФ допускается в случае, если: 3)граждане с намерением приобрести право состоять на учете в течение пяти лет до дня подачи заявления совершили действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. 3. К действиям, приведшим к ухудшению жилищных условий, относятся, в частности: 5) отчуждение жилого помещения, доли жилого помещения, за исключением безвозмездной передачи жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 19.04.2007г. № 258-О-О по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение ст.53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе права на объект недвижимого имущества от 13.04.2010г., Толстолуцкой А.В. принадлежала на праве собственности однокомнатная квартира по ул. <…>, <…>-<…> г. <…> общей площадью 26,70 кв.м. По договору купли-продажи 22.08.2007г. она передала указанную квартиру своему внуку, С., его жене, А. и сыну К. Оценив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что нет оснований полагать, что истица совершила умышленные и недобросовестные действий, приведшие к искусственному ухудшению жилищных условий, с намерением приобрести право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. Как было установлено в суде первой инстанции, фактически квартира <…> дома <…> по ул. <…> приобретена дочерью истицы Кузнецовой Т.А. за счет кредитных средств по кредитному договору со Сбербанком РФ от 22.06.2001г., а также на заемные средства. Истица денежных средств в приобретение квартиры не вкладывала. Погашала кредит Кузнецова Т.А. Жилое помещение Кузнецовой Т.А. приобреталось изначально для ее сына, С., о чем было известно и Толстолуцкой А.В. По договоренности между членами семьи квартира в 2001г. была формально зарегистрирована на Толстолуцкую А.В., поскольку С. было 18 лет и его мать опасалась, что квартиру он может не сохранить. Проживание истицы в данном жилом помещении было временным. Впоследствии С. женился, <…> г. в семье Кузнецова родился ребенок, в связи с чем они стали нуждаться в улучшении жилищных условий. В соответствии с ранее имевшейся договоренностью Толстолуцкая А.В. квартиру передала семье внука по договору купли-продажи. При этом каких-либо денежных средств по договору истица не получала. Эти обстоятельства, кроме указанных документов, подтверждаются копией кредитного договора с Кузнецовой Т.А. от 22.06.2001г., согласно которому ей был предоставлен кредит на приобретение квартиры по ул. <…>, <…>-<…>. Допрошенные в судебном заседании С. и А.Л. подтвердили данные обстоятельства. Таким образом, истица, являясь номинально собственником квартиры <…> дома <…> по ул. <…> г. <…>, реально данную квартиру не приобретала, не несла расходов по ее содержанию, дочерью Кузнецовой Т.А. квартира приобретена для внука истицы, С. Вопросы по содержанию жилого помещения, распоряжению квартирой также решали фактические собственники: внук и дочь истицы. При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу, что регистрация данного жилого помещения на истицу была совершена без намерения создать соответствующие правовые последствия и реально прав и обязанностей в отношении жилого помещения она не осуществляла. Об этом свидетельствует и то, что переход права собственности на внука истицы и членов его семьи оформлен по договору продажи от 22.08.2007г. без оплаты денежных средств, иного не установлено. В связи с этим сам по себе указанный договор не свидетельствует о каком-либо намеренном ухудшении истицей жилищных условий. Кроме того, суд обоснованно учел, что Толстолуцкая А.В. заключила договор продажи квартиры в августе 2007г. На указанный период времени она не состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях, не обращалась с заявлениями о постановке ее на учет нуждающихся в жилых помещениях. С указанным заявлением она обратилась впервые в декабре 2009 г., по истечении более двух лет со дня продажи квартиры. По действующему законодательству на указанный период времени – 2007 год, обеспечению жильем подлежали ветераны ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01.01.2005г. Только с принятием Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в ред. От 09.01.2010г. данное ограничение было отменено. Действия фактических собственников квартиры также являются разумными и добросовестными: Кузнецова Т.А. для обеспечения жильем своего сына, С., на свои средства и его материальным участием приобрела квартиру по ул. <…>, <…>-<…>, рассчитывая, что Кузнецов С.В. будет проживать там после создания собственной семьи. Они также не могли знать в 2007 году о том, что истица как участник Великой Отечественной войны может быть поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основания для постановки на учет Толстолуцкой А.В. появились лишь после издания Указа Президента РФ от 09.01.2010г. Эти обстоятельства, установленные в судебном заседании, свидетельствуют о том, что истица при оформлении квартиры на своего внука в 2007 году не имела и не могла иметь намерения искусственно ухудшить свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. В соответствии с положениями ст.10 ГК РФ, согласно которым разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются, правовой позицией, выраженной в вышеуказанном Определении Конституционного Суда РФ, ее действия следует признать добросовестными, в них не усматривается какого-либо злоупотребления правом. До 2001 года Толстолуцкая А.В. также не имела в собственности либо в пользовании по договору найма жилого помещения, с разрешения своей дочери временно проживала в ее квартире в г. <…> <…> области. Относительно возражений администрации г.Н.Новгорода о том, что истица снялась с регистрационного учета из квартиры по ул. <…>, <…>-<…> только в 2009 году, после чего с 26.10.2009г. около двух недель была зарегистрирована в трехкомнатной квартире дочери, Кузнецовой Т.А., и вновь ухудшила жилищные условий, выписавшись из трехкомнатной квартиры и зарегистрировавшись в однокомнатной квартире внука, суд правильно счел их неосновательными. В судебном заседании было установлено, что также подтверждается в возражениях на кассационную жалобу, что истица в квартире дочери Кузнецовой Т.А. по ул. <…> <…>-<…>, была зарегистрирована с 26.10.2009г. по 17.11.2009г., но фактически не вселялась в квартиру не проживала в ней. Регистрацию в квартире объясняет необходимостью сохранить возможность медицинского обслуживания в поликлинике по месту жительства с целью избежания волокиты. Право пользования жилым помещением связано не с регистрацией в жилом помещении, а с вселением в него в установленном порядке. Поскольку права пользования данной квартирой истица не приобрела, данное жилое помещение не может учитываться при определении обеспеченности ее жилой площадью. Из квартиры по ул. <…>, <…>-<…>, она сразу вселилась в однокомнатную квартиру по ул. <…> <…>-<…>. В данной квартире Толстолуцкая А.В. фактически проживает до настоящего времени, зарегистрирована в ней в соответствии с требованиями закона. Кроме того, как обоснованно указал суд, данное обстоятельство не указывалось администрацией Московского района в качестве основания для отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поэтому ссылка на него не обоснована. Таким образом, как установлено материалами дела, истица в настоящее время проживает в однокомнатной квартире по ул. <…>, <…>-<…>, общей площадью 38,7 кв.м., в которой зарегистрировано 4 человека, на каждого из проживающих приходится менее 10 кв.м. общей площади жилого помещения. Постановлением Городской думы г.Н.Новгорода от 16.03.2005г. № 14 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения в г.Н.Новгороде» учетная норма в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах (доме). В связи с этим суд правильно пришел к выводу, что отказ администрации Московского района г.Н.Новгорода в постановке истицы на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не может быть признан законным и обоснованным. В соответствии с указанным законом Нижегородской области № 179-З Толстолуцкая А.В. подлежит принятию на учет нуждающихся в жилых помещениях как участник Великой Отечественной войны. Оснований для отказа в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеется. С учетом изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия: определила: решение Московского районного суда г.Н.Новгорода от 28 января 2011г. оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий Судьи