по делу по иску Прокурора Приокского района г. Н. Новгорода в защиту интересов Российской Федерации, в защиту неопределенного круга лиц к ООО «Компания «Урал» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр



Судья: Белякова С. В. Дело №33-2421\2011г.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е :

22 марта 2011г. судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи Кутыревой Е. Б.

и судей Давыдова А. П., Старковой А. В.

при секретаре Симоновой О. А.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Давыдова А. П.

дело по жалобе ООО «Компания «Урал»

с участием

на решение Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода от 25 января 2011г.

по делу по иску Прокурора Приокского района г. Н. Новгорода в защиту интересов Российской Федерации, в защиту неопределенного круга лиц к ООО «Компания «Урал» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр,

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Приокского района города Нижнего Новгорода в интересах Российской Федерации, в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд к Обществу с ограниченной ответственностью «Компания «Урал» с данными исковыми требованиями, указывая, что прокуратурой Приокского района г. Нижнего Новгорода по результатам проверки, проведенной в порядке ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», установлен факт осуществления ООО «Компания «Урал» незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием электронного оборудования без соответствующего разрешения по адресу: <...>, клуб «<...>». Местом государственной регистрации ООО «Компания «Урал» является: <...>.

В соответствии с ч.9 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (далее - Федеральный закон № 244-
ФЗ), деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного указанным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 01.07.2009 г. Исходя из положений ст. 9 Федерального закона
№ 244-ФЗ, на территории Нижегородской области организация и проведение азартных игр запрещены.

В соответствии со ст.4 Федерального закона №244-ФЗ азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.

Истец указывает, что при проведении проверки в помещении по указанному адресу, занимаемому ООО «Компания «Урал», обнаружены <...> единиц игрового (электронного) оборудования во включенном (рабочем) состоянии, по внешним данным напоминающие игровые автоматы с демонтированными устройствами приема и выдачи денежных знаков. Органы управления (клавиши, кнопки) игровым оборудованием расположены на передней панели, что позволяет игроку самостоятельно проводить игру на оборудовании без участия организатора игр. Без участия игрока программа выполняется в демонстративном режиме, т.е. на мониторах игрового оборудования демонстрируются (высвечиваются) установленные игры, по одной на каждом оборудовании в зависимости от версии игры. Суть данных игр состоит в случайном выпадении последовательности определенных символов в ряде колонок, в зависимости от комбинации которых посетитель (игрок) либо увеличивает количество выставленных ему представителем клуба баллов (выигрывает) либо фактически их лишается (проигрывает).

Допуск посетителей к игровому (электронному) оборудованию осуществляется в следующем порядке: игра на оборудовании в клубе является платной, и в случае выигрыша игроку выплачивается выигрыш в денежном эквиваленте в соотношении <...> балл равен <...> рублю. Посетитель платит оператору-кассиру клуба денежную сумму (<...> рублей – календари карманные ТМ «<...>», <...> рублей – календари настольные ТМ «<...>», <...> рублей – календари настенные ТМ «<...>»), и далее на выбранном им игровом аппарате представитель клуба с помощью специального электронного ключа на соответствующую сумму выставляет баллы (кредит). После чего участник игры, самостоятельно используя игровое оборудование путем нажатия на соответствующие клавиши при помощи специальной компьютерной программы, играет, тем самым, определяя свои призовые баллы. Выигрыш при использовании данного игрового оборудования определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса данного оборудования, т.е. выигрыш формируется в ходе проведения игры и его сумма заранее не известна, что указывает на признаки азартной игры. В случае выигрыша игрок получает деньги из кассы клуба, выдача выигрыша фиксируется в специальной квитанции, имеющей порядковый номер, дату выдачи, сумму выигрыша и другие реквизиты.

Таким образом, возможность стать участником игры обусловлена внесением наличных денежных средств. Посетитель фактически заключает соглашение о возможности выигрыша, основанное на риске утраты внесенной денежной суммы, что является признаком азартной игры.

Кроме того, ответчик не представил сведений о направлении в соответствующий уполномоченный орган уведомления о проведении стимулирующей лотереи, что предусмотрено пп. 1,2 и 3 ст.7 Федерального закона от 11.11.2003 г. №138-ФЗ «О лотереях».

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона №138-Ф3, договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным. Предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровождаться изложением условий лотереи. Такое предложение может быть или нанесено на упаковку конкретного товара, или размещено иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.

По условиям стимулирующей лотереи ООО «Компания «Урал», Клуб «<...>» для того, чтобы стать участником лотереи, лицу необходимо приобрести товар (календари) и дать согласие на участие в лотерее путем предъявления организатору промо-ярлыка с кодом, нанесенного на товар. Таким образом, договор между организатором и участником лотереи, проводимой ООО «Компания «Урал», Клуб «<...>», носит возмездный характер.

В нарушение п. 2 ст.2, п.3 ст.3 Федерального закона №138-ФЗ призовой фонд стимулирующей лотереи формируется не за счет организатора этой лотереи, а за счет денежных средств участников лотереи.

Кроме того, при осмотре игровых аппаратов ООО «Компания «Урал», Клуб «<...>», а также при изучении условий данной лотереи установлено, что в нарушение п. 14 ст.2, п.2 ст.9 Федерального закона №138-ФЗ оснащение игровых аппаратов лотерейными программами, а также фиксация прав и обязанностей участников стимулирующей лотереи, алгоритма определения выигрышей отсутствуют, что не позволяет отнести данное оборудование к лотерейному.

Таким, образом, по результатам проведенной прокуратурой района проверки выявлены признаки, не позволяющие отнести деятельность ООО «Компания «Урал», Клуб «<...>» к проведению стимулирующей лотереи: отсутствие уведомления о проведении стимулирующей лотереи, направленного в уполномоченный орган; наличие на центральных блоках управления лототронов записи игровой программы и отсутствие на них лотерейных программ; отсутствие договора между организатором и участником лотереи, оформленного выдачей лотерейного билета или иного документа, содержащего реквизиты, предусмотренные ст.2 Федерального закона №138-ФЗ; отсутствие определенных прав и обязанностей участников лотереи, обладающих правом на участие в розыгрыше призового фонда; использование механических, электрических, электронных или иных технических устройств для определения и (или) получения выигрышей, призов и (или) подарков.

Изложенное свидетельствует о том, что ООО «Компания «Урал», Клуб «<...>» осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр под прикрытием стимулирующей лотереи вне игорных зон и без получения специального разрешения, что прямо запрещено пп. 6,9 ст.16 Федерального закона № 244-ФЗ.

Игнорирование ООО «Компания «Урал», Клуб «<...>» требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации противоречит конституционному принципу обязательного соблюдения законодательства, установленному ч.2 ст. 15 Конституции РФ и нарушает интересы Российской Федерации, заключающиеся в обеспечении закона, единства и укрепления законности.

Кроме того, незаконная деятельность ООО «Компания «Урал» нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку может повлечь негативные последствия. В частности, создает дополнительную мотивацию для людей, страдающих игроманией, совершить корыстные преступления в целях добычи денежных средств для продолжения игры. Азартные игры создают риск для социально незащищенных и неблагополучных слоев населения, которые по результатам игры могут остаться без средств к существованию и жилья. Данные услуги, не имеют возрастных ограничений, следовательно, могут негативно влиять на образ жизни и формирование личности несовершеннолетних.

В качестве способа защиты интересов государства по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, законодатель возложил на прокуратуру Российской Федерации, как единую централизованную систему органов, обязанность по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В качестве способа защиты гражданского права в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть использован способ пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с п.1 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Истец просил суд запретить ООО «Компания «Урал», Клуб «<...>», расположенному по адресу: <...>, осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр.

Представитель ответчика ООО «Компания «Урал» по доверенности Изотова О.Н. иск не признала.

Решением Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода от 25 января 2011г. постановлено:

Иск прокурора Приокского района г.Нижнего Новгорода удовлетворить.

Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Компания «Урал» осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в своем обособленном подразделении Клубе «<...>», расположенном по адресу: <...>.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Компания «Урал» госпошлину в госдоход в сумме <...> (<...>) рублей.

В кассационной жалобе представитель ООО «Компания «Урал» просит данное решение отменить, так как, по мнению кассатора, оно вынесено с нарушением норм материального права, а также судом дана ненадлежащая оценка действительным обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, явившихся по делу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Федеральным законом от 29.12.2006года № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность по организации и проведению лотерей, а также на деятельность бирж (статья 1).

Согласно ст. 2 данного Федерального закона правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст.3 данного Федерального закона государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем:

1) установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон;

2) выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон;

3) выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах;

4) выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

5) выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.

2. Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр, иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление функций по управлению игорными зонами.

3. Проверка технического состояния игрового оборудования осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Статьей 4 Закона определены такие понятия, как:

1) азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;

2) пари - азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;

3) ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры;

4) выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры;

5) организатор азартной игры - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр;

6) деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры;

7) игорная зона - часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом;

8) разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений;

9) лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

10) участник азартной игры - физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры;

11) игорное заведение - здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг);

12) казино - игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых столов или игровых столов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования;

13) зал игровых автоматов - игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов или игровых автоматов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования, за исключением игровых столов;

14) букмекерская контора - игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр;

15) тотализатор - игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр;

16) игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр;

17) игровой стол - игровое оборудование, которое представляет собой место с одним или несколькими игровыми полями и при помощи которого организатор азартных игр проводит азартные игры между их участниками либо выступает в качестве их участника через своих работников;

18) игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников;

19) касса букмекерской конторы - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и в которой находится специальное оборудование, позволяющее учитывать ставки, определять результат азартной игры и выплачивать денежный выигрыш;

20) касса тотализатора - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр и в которой находится специальное оборудование, позволяющее учитывать ставки, определять результат азартной игры и выплачивать денежный выигрыш;

21) касса игорного заведения - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр осуществляет операции с денежными средствами и в которой находится специальное оборудование, позволяющее осуществлять указанные операции;

22) зона обслуживания участников азартных игр - часть игорного заведения, в которой установлены игровое оборудование, кассы игорного заведения, тотализатора, букмекерской конторы, а также иное используемое участниками азартных игр оборудование;

23) служебная зона игорного заведения - обособленная часть игорного заведения, которая предназначена для работников организатора азартных игр и в которую не допускаются участники азартных игр;

24) сопутствующие азартным играм услуги - гостиничные услуги, услуги общественного питания, услуги в сфере зрелищно-развлекательных мероприятий.

Статьей 5 вышеуказанного закона установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр:

1. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

2. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.

4. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений.

Согласно ст. 9 вышеуказанного закона на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны. На территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано не более одной игорной зоны. В случае, если игорная зона включает в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не могут быть созданы другие игорные зоны.

2. Игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации:

Алтайский край;

Приморский край;

Калининградская область;

Краснодарский край.

3. Порядок создания и ликвидации игорных зон, а также их наименования, границы, иные параметры игорных зон определяются Правительством Российской Федерации.

4. Решения о создании и ликвидации игорных зон принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом границы игорных зон определяются на основании предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, вносимых в Правительство Российской Федерации.

5. Предложения о границах игорных зон, включающих в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, вносятся в Правительство Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

6. Порядок управления игорными зонами, включающими в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, порядок реализации в таких игорных зонах прав, предоставленных субъектам Российской Федерации законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, порядок распределения между бюджетами соответствующих субъектов Российской Федерации средств от уплаты налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, определяются на основании соглашения, заключаемого между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

7. Срок действия игорных зон не может быть ограничен.

8. В решении о создании игорной зоны могут быть установлены дополнительные требования к отдельным видам игорных заведений и иные ограничения.

Согласно ст. 2, п. 1 ст. 12 Федерального закона от 11.11.2003 г. № 138-ФЗ "О лотереях" лотерея определяется как игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Лотерейные билеты должны содержать следующие обязательные реквизиты:

номер и дата выдачи разрешения на проведение лотереи;

наименование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших разрешение на проведение лотереи, государственный регистрационный номер всероссийской лотереи или региональной лотереи либо регистрационный номер муниципальной лотереи;

наименование лотереи;

номер лотерейного билета;

наименование организатора лотереи и номер его контактного телефона;

выдержки из условий лотереи, достаточные для формирования у участника лотереи адекватного представления о лотерее, об алгоритме определения выигрыша, о размере выигрыша и порядке его получения; размер призового фонда лотереи (в процентах от выручки от проведения лотереи), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи; фиксированную цену лотерейного билета или фиксированную цену единичной ставки (стоимость минимальной игровой комбинации), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи;

дата и место проведения розыгрыша призового фонда лотереи;

сроки и источники опубликования официальных результатов розыгрыша (для тиражной и стимулирующей лотерей);

информацию о месте и сроках получения выигрышей.

Согласно п.3 ст. 3 Федерального закона № 138-ФЗ "О лотереях" лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на: лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи, и лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

Согласно ст. 7 Федерального закона № 138-ФЗ "О лотереях":

1. Право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению прилагаются следующие документы:

1) условия стимулирующей лотереи;

2) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;

3) описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;

4) описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;

5) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;

6) засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;

7) порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей;

8) выданная налоговыми органами справка о наличии или об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов.

3. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи. Указанный орган в течение пятнадцати дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований:

1) представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) несоответствие представленных документов требованиям настоящего Федерального закона;

3) представление недостоверных сведений;

4) наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.

4. Срок проведения стимулирующей лотереи не может превышать двенадцать месяцев.

5. Территорией проведения стимулирующей лотереи в соответствии с ее условиями является территория, на которой реализуются соответствующие товары (услуги).

Согласно п. 14 ст. 2, п. 2 ст. 9 Федерального закона № 138-ФЗ "О лотереях" лотерейное оборудование должно быть оснащено лотерейными программами, а условия стимулирующей лотереи включать права и обязанности участников стимулирующей лотереи, порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей.

Условия стимулирующей лотереи не должны включать в себя положения, позволяющие совершать участником стимулирующей лотереи действия с использованием механических, электрических, электронных или иных технических устройств для определения и (или) получения выигрышей, призов и (или) подарков (часть 3 ст. 9 введена Федеральным законом от 27.07.2010 N 214-ФЗ).

Согласно ст. 12.1 Федерального закона № 138-ФЗ "О лотереях" (введена Федеральным законом от 27.07.2010 N 214-ФЗ):

1. Технические характеристики лотерейного оборудования должны обеспечивать случайность распределения выигрышей при розыгрыше призового фонда тиражных лотерей.

2. Лотерейным оборудованием не должны предоставляться скрытые (недекларированные) возможности, и в нем не должны содержаться информационные массивы, узлы или агрегаты, недоступные для осуществления экспертизы.

3. В лотерейном оборудовании не должны использоваться процедуры, реализующие алгоритмы, которые позволяли бы предопределять результат розыгрыша призового фонда до начала такого розыгрыша.

4. Лотерейное оборудование подлежит обязательной регистрации в установленном порядке.

5. Не допускается использование лотерейного оборудования при проведении стимулирующих лотерей.

6. Лотерейное оборудование должно обеспечивать розыгрыш призового фонда тиражной лотереи не чаще чем один раз в двенадцать часов.

7. Лотерейным оборудованием должен осуществляться учет розыгрышей призового фонда тиражной лотереи, текущие показатели которого должны быть внесены в протоколы тиражных комиссий после каждого розыгрыша призового фонда тиражной лотереи.

8. Проверка соблюдения требований к лотерейному оборудованию, установленных настоящей статьей, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

9. Лотерейное оборудование подлежит обязательному подтверждению соответствия (декларированию соответствия или обязательной сертификации) требованиям, установленным техническим регламентом на лотерейное оборудование.

10. Технический регламент на лотерейное оборудование принимается постановлением Правительства Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона № 138-ФЗ "О лотереях" договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным. Предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровождаться изложением условий лотереи. Такое предложение может быть или нанесено на упаковку конкретного товара, или размещено иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.

Из материалов дела усматривается, что ООО «Компания «Урал» зарегистрировано в качестве юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, поставлено на учет в налоговом органе 08.06.2009 г. и имеет обособленное подразделение, расположенное по адресу <…>, клуб «<…>» (л.д. 45,46).

27 августа 2010 года прокуратурой Приокского района г. Нижнего Новгорода по результатам проверки, проведенной в порядке ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации", установлен факт осуществления ООО «Компания «Урал» незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования без соответствующего разрешения по адресу: <...>, клуб «<...>». По результатам проверки составлен акт от 27.08.2010 г., с которым ознакомлен представитель организации Ж. М.В., принимавшая участие в проверке (л.д.11-13).

При проведении проверки в помещении по вышеуказанному адресу, обнаружены <...> работающих игровых (электронных) аппарата. Также в клубе на стене имеется прейскурант цен на реализацию в розницу непериодических печатных изданий (<...> рублей – календари карманные ТМ «<...>», <...> рублей – календари настольные ТМ «<...>», <...> рублей – календари настенные ТМ «<...>»).

Для того, чтобы стать участником лотереи, лицу необходимо приобрести товар (календари ТМ «<...>») и дать согласие на участие в лотерее путем предъявления организатору промо-ярлыка с кодом, нанесенного на товар. Такой товар как календари, являющийся малоценным, то есть доступным для любой категории потребителя, безальтернативное его предложение потребителю, не может быть признан товаром, связанным с проведением стимулирующей лотереи. Применительно к установленным в ходе проверки обстоятельствам предлагаемый товар является лишь предложением, а его приобретение за цену, значительно выше стоимости данного товара – условием для участия в игре с розыгрышами с элементами азарта выигрыша и элементами риска проигрыша.

Тем самым общество заключает с гражданином пари, то есть основанное на риске соглашение о выигрыше по установленным обществом правилам, исход которого в азартной игре с использованием игрового оборудования зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

Таким образом, договор между организатором и участником лотереи, проводимой ООО «Компания «Урал», Клуб «<...>» носит возмездный характер, что противоречит положениям п. 1 ст. 16 Федерального закона от 11.11.2003 г. №138-Ф3 "О лотереях".

По результатам проведенной прокуратурой Приокского района проверки выявлены признаки, не позволяющие отнести деятельность ООО «Компания «Урал», Клуб «<...>» к проведению стимулирующей лотереи: отсутствие уведомления о проведении стимулирующей лотереи, направленного в уполномоченный орган; наличие на центральных блоках управления лототронов записи игровой программы и отсутствие на них лотерейных программ; отсутствие договора между организатором и участником лотереи оформленного выдачей лотерейного билета или иного документа, содержащего реквизиты, предусмотренные ст.2 Федерального закона №138-ФЗ; формирование призового фонда за счет средств участников игры; отсутствие определенных прав и обязанностей участников лотереи, обладающих правом на участие в розыгрыше призового фонда; использование механических, электрических, электронных или иных технических устройств для определения и (или) получения выигрышей, призов и (или) подарков.

При наличии таких обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ООО «Компания «Урал», Клуб «<...>» осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр под прикрытием предоставления услуг по пользованию компьютерным оборудованием и стимулирующей лотереи вне игорных зон и без получения специального разрешения, что прямо запрещено Федеральным законом №244-ФЗ.

Кроме того, как установлено судом, после предъявления в суд рассматриваемого иска ответчик продолжил осуществление в клубе «<...>», расположенном по адресу: <...>, незаконной предпринимательской деятельности, связанной с организацией и проведением азартных игр, с использованием электронного игрового оборудования (л.д. 70-77, 79-80).

Следовательно, суд обоснованно со ссылкой на п. 1 ст. 1065 ГК РФ удовлетворил исковые требования прокурора и оснований к отмене решения суда не имеется.

Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как решение вынесено с соблюдением норм материального права, на тщательно проверенных материалах дела, которым дана надлежащая оценка.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода от 25 января 2011г. оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: