прокурор г.Дзержинска о признании недействующим постановления администрации г.Дзержинска в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг



Судья: Свешникова М.В.

Дело №33-3141/2011

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.НижнийНовгород 05апреля2011года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Кутыревой Е.Б.

судей: Нижегородцевой И.Л., Старковой А.В.

при секретаре судебного заседания: Коваленко А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании по кассационному представлению прокурора г.Дзержинск Васенькина В.И.

на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 26января 2011 года

по заявлению прокурора г.Дзержинска о признании недействующим постановления администрации г.Дзержинска в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг,

заслушав доклад судьи областного суда Нижегородцевой И.Л., выслушав объяснения представителя администрации г.Дзержинска Нижегородской области Чугунова А.М., представителя региональной службы по тарифам Нижегородской области Уткиной Е.В.

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г.Дзержинска обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановление администрации г.Дзержинска в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг, мотивируя тем, что постановлением администрации г.Дзержинска от 27.12.2005г. №*** «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» (с изменениями, внесенными постановлением администрации г.Дзержинска от 14.12.2006г. №***) утверждены нормативы потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению для граждан, проживающих в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду всех форм собственности.

Постановление администрации г.Дзержинска от 27.12.2005г. №*** «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» было опубликовано в газете «Дзержинская панорама» от 29.12.2005г. №***.

Постановлением администрации г.Дзержинска от 14.12.2006г. №*** «О внесении изменений в постановления администрации г.Дзержинска от 27.12.2005г. №*** и ***» в постановление администрации г.Дзержинска от 27.12.2005г. №*** «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» были внесены изменения.

Постановление администрации г.Дзержинска от 14.12.2006г. №*** «О внесении изменений в постановления администрации г.Дзержинска от 27.12.2005г. №*** и ***» было опубликовано в газете «Горожане» от 21.12.2006г. №***.

Согласно Приложению к постановлению администрации г.Дзержинска от 27.12.2005г. №*** норматив потребления централизованного отопления установлен для всех видов зданий в размере 0,018 Гкал на 1 кв.м в месяц и 0,22 Гкал на 1 кв.м в год; норматив потребления горячего водоснабжения установлен для всех видов зданий в размере 3,15 куб.м на 1 человека в месяц и 36,22 куб.м на 1 человека в год.

В соответствии с п.1 постановления от 27.12.2005г. №*** указанные нормативы потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению были введены в действие с 01 января 2006 года. В настоящее время являются действующими.

Из пояснений, представленных администрацией г.Дзержинска в прокуратуру г.Дзержинска (исх. №*** от 14.04.2010г.), следует, что норматив потребления на отопление был установлен в соответствии с Методикой определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, утвержденной приказом Роскоммунхоза от 22.11.1993г. №60.

Согласно ч.1 ст.157 Жилищного кодека Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации было издано постановление от 23.05.2006г. №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

Пунктами 9 и 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №306, определено, что нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

Согласно п.14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно Приложению.

Постановление администрации г.Дзержинска от 27.12.2005г. №*** было принято до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №306. Однако, с момента вступления его в силу оно вошло в противоречие с названным постановлением Правительства Российской Федерации в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению без дифференциации их в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов, расположенных на территории городского округа город Дзержинск.

Подтверждением того, что на территории г.Дзержинска жилые дома дифференцируются в зависимости от различий в их конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства служит Постановление администрации г.Дзержинска Нижегородской области от 11.12.2009г. №*** «Об оплате жилого помещения с 1 января 2010 года».

Так, согласно данному постановлению плата за жилое помещение установлена в разном размере в зависимости от типа многоквартирного (жилого) дома.

Соответственно, при установлении в постановлении администрации г.Дзержинска «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» нормативов потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению нормативы потребления данных услуг должны быть дифференцированы в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства жилых домов, в том числе при использовании названных или иных критериев.

В настоящее же время данные нормативы не дифференцированы и установлены усреднено для всех типов домов, что противоречит п.9, 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №306, ч.1 ст.157 Жилищного кодека Российской Федерации.

Прокурор г.Дзержинска просил признать недействующим постановление администрации г.Дзержинска от 27.12.2005г. №*** «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» в редакции постановления Администрации г. Дзержинска от 14.12.2006г. №*** в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению без дифференциации их в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов, расположенных на территории городского округа город Дзержинск: пункты 1, 2 Приложения к постановлению администрации г.Дзержинска от 27.12.2005г. №*** «Об оплате населением услуг по теплоснабжению».

Представитель администрации г.Дзержинска заявление не признал.

Представитель Государственной жилищной инспекции Нижегородской области Хильский С.В. по доверенности просил дело рассмотреть в его отсутствие, по заявлению прокурора г.Дзержинска указал, что утвержденный единый усредненный норматив потребления на отопление для всех видов зданий г.Дзержинска установленный в размере 0,018 Гкал за 1кв.м, противоречит Правилам в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению без дифференциации их в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов, расположенных на территории городского округа город Дзержинск.

Представитель Региональной службы по тарифам Нижегородской области Уткина Е.В. по доверенности просила дело рассмотреть в ее отсутствие, по заявлению пояснила следующее. Федеральным законом от 27.07.2010г. №237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 3.1.15 Положения о региональной службе по тарифам Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.05.2006г. №171 (с изменениями на 10.12.2010г.), расчет и подготовка предложений для утверждения Правительством Нижегородской области нормативов потребления коммунальных услуг осуществляются Службой. В случае признания судом постановления администрации г.Дзержинска от 27.12.2005г. №*** «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» (в редакции постановления администрации г.Дзержинска от 14.12.2006г. №***) недействующим в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг, для обеспечения государственного регулирования размера платы граждан за коммунальные услуги потребуется принятие постановления Правительства Нижегородской области, устанавливающего нормативы потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению. Следует отметить, что принятие указанного постановления связано с необходимостью проведения расчетов нормативов потребления коммунальных услуг, требующих значительных временных затрат. Между тем отсутствие нормативов потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению до установления Правительством Нижегородской области новых нормативов приведет к невозможности расчетов за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение, так как большая часть потребителей (население г.Дзержинска) приборов учета не имеет. Несвоевременное поступление денежных средств от населения г.Дзержинска, в свою очередь, может привести к негативным финансовым последствиям для ресурсоснабжающих организаций.

Определением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 26января 2011 года постановлено: производство по делу по заявлению прокурора г.Дзержинска о признании недействующим постановление администрации г.Дзержинска от 27.12.2005г. №*** «Об оплате населением услуг по теплоснабжению в редакции постановления администрации г.Дзержинск от 14.12.2006г. №*** и п.1.2 приложения к постановлению в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг по централизованному отоплению – прекратить.

Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 26января 2011 года постановлено: заявление прокурора города Дзержинска о признании недействующим постановления администрации города Дзержинска от 27.12.2005г. №*** «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» в редакции постановления администрации города Дзержинска от 14.12.2006г. №*** «О внесении изменений в постановления администрации г.Дзержинска от 27.12.2005г. №*** и ***» в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг по горячему водоснабжению без дифференциации их в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных и жилых домов и п.2 Приложения к постановлению администрации г.Дзержинска от 27.12.2005г. №*** «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» - оставить без удовлетворения.

В кассационном представлении прокурора г.Дзержинска ВасенькинаВ.И. поставлен вопрос об отмене решения Дзержинского городского суда Нижегородской области от 26января 2011 года как незаконного, необоснованного, принятого с нарушением норм процессуального права.

Законность решение суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд первой инстанции указал, что оспариваемое постановление администрации города соответствует закону и иным правовым актам и не нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - потребителей услуги по горячему водоснабжению, а постановление Правительства РФ от 23.05.06г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» вступило в силу после принятия оспариваемого постановления администрации города и подлежало применению только в случае изменения или пересмотра в установленном порядке норматива на горячее водоснабжение. Также суд первой инстанции указал, что корректировка размера платы за горячее водоснабжение в соответствии с расчетным количеством коммунального ресурса, потребленного за конкретный расчетный период в многоквартирном доме, подлежит выполнению независимо от того, дифференцируются ли нормативы потребления в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных домов, поскольку норматив потребления в любом случае представляет собой усредненный объем потребленных коммунальных ресурсов. Такая корректировка обеспечивает соблюдение прав потребителей коммунальных услуг на оплату коммунального ресурса, количество которого соответствует параметрам и степени благоустройства многоквартирного дома.

С указанными выводами суда первой инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 уточнено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно п.9, 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №306, нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

Следовательно, с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №306, постановление администрации г.Дзержинска от 27.12.2005г. №*** вошло в противоречие с названным постановлением Правительства Российской Федерации в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению без дифференциации их в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов, расположенных на территории городского округа город Дзержинск.

Установление нормативов потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению без дифференциации их в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов ведет к нарушению прав потребителей коммунальных услуг, выражающееся в несоразмерности платы коммунальных услуг затратам на их поставку.

Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания постановления администрации г.Дзержинска от 27.12.2005г. №*** в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг недействующим является преждевременным.

Кроме того, прекратив производство по гражданскому делу по заявлению прокурора г.Дзержинска о признании недействующим постановления администрации г.Дзержинска от 27.12.2005г. №*** «Об оплате населением услуг по теплоснабжению в редакции постановления администрации г.Дзержинск от 14.12.2006г. №*** и п.1.2 приложения к постановлению в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг по централизованному отоплению, суд не рассмотрел по первой инстанции требования, изложенных в заявлении прокурора. Данное обстоятельство препятствует вынесению по делу нового решения.

В соответствии с п.3.1.15 постановления Правительства Нижегородской области от 15.05.2006г. №171 "Об утверждении Положения о региональной службе по тарифам Нижегородской области", основными функциями Службы являются расчет и подготовка предложений для утверждения Правительством Нижегородской области нормативов потребления коммунальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Представителем администрации г.Дзержинска, в нарушение ч.1 ст.249 Гражданского процессуального кодекса РФ, не представлено доказательств соответствия утвержденных администрацией г.Дзержинск нормативов потребления коммунальных услуг нормативам, утвержденным Правительством Нижегородской области.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит учесть указанные обстоятельства, дать мотивированное суждение относительно всех доводов, изложенных в заявлении прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 26января 2011 года отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции в том же составе суда.

Председательствующий:

Судьи: