Судья Железнов Д.С. Дело N 33-3531 НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 12 апреля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи: Кутыревой Е.Б. судей: Курепчиковой О.С., Старковой А.В. при секретаре: Коваленко А.Н. с участием Троицкого В.Н., представителя администрации г. Н. Новгород Мурзиной О.В., представителя Минсоцполитики Рабежа Д.И. (по доверенностям) рассмотрела в открытом судебном заседании 12 апреля 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе Мурзиной О.В., представляющей по доверенности интересы Администрации города Н. Новгорода, на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 12 января 2011 года по иску Троицкого В.Н. к Администрации г.Нижнего Новгорода о предоставлении жилого помещения, заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Курепчиковой О.С., объяснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда, установила: Троицкий В.Н. обратился в суд с иском к администрации г.Н.Новгорода о предоставлении ему на семью из 3-х человек отдельной квартиры по договору социального найма как нуждающемуся в улучшении жилищных условий. Заявленные требования обосновал следующим: с 2001 года Троицкий В.Н. состоит в должности участкового уполномоченного милиции. Решением жилищно-бытовой комиссии №<...> от 15.09.2001г. УВД по Канавинскому району г.Н.Новгорода капитан милиции Троицкий В.Н. был поставлен в очередь на получение жилья под №<…>. На основании совместного решения администрации, профсоюзного комитета и комитета завода от 23.09.2001 года и ордера №<...> от 12.10.2001 года Троицкому В.Н., а также бывшим членам его семьи – Троицкой Н.А., брак с которой расторгнут, и дочери Троицкой А.В. <…> года рождения, была предоставлена комната в общежитии общей площадью <...> кв.и., жилой площадью <...> кв.м. 05.10.2007 г. Троицкий В.Н. вступил в повторный зарегистрированный брак, с января 2008 года прекратил проживание в комнате общежития. В настоящее время истец со своей второй женой и ребенком от второго брака постоянно проживает по месту жительства его жены- <…>. Жилой площадью не обеспечен. Истец полагает, что квартира ему должна быть предоставлена в соответствии с положениями ст. 30 Закона РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции», согласно которой участковым инспекторам милиции квартира предоставляется не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность, т.е. в первоочередном порядке. Истец в судебное заседание не явился. В судебном заседании представитель истца адвокат Курашвили Г.О. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель Администрации г.Н.Новгорода в суд не явился. Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области Рабеж Д.И. в судебном заседании пояснил, что Министерство не является надлежащим ответчиком по делу, просил отказать истцу в удовлетворении заявленных требований. Представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора,- Министерства финансов РФ и ГУВД по Нижегородской области в судебное заседание не явились. Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 12 января 2011 года постановлено: «Исковые требования Троицкого В.Н. удовлетворить. Обязать Администрацию г.Нижнего Новгорода предоставить за счет средств федерального бюджета на основании договора социального найма Троицкому В.Н. на семью из трех человек: Троицкую Ю.В., Троицкую Э.В. изолированное жилое помещение в черте города Нижнего Новгорода, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 39 квадратных метров. Взыскать с администрации г. Н. Новгорода в государственный доход госпошлину в сумме <...>рублей <...> копеек». В кассационной жалобе Мурзина О.В., представляя по доверенности интересы Администрации города Н. Новгорода, просит об отмене решения, ссылаясь на его незаконность в связи с нарушением норм материального (ст.49,57 ЖК РФ) и процессуального права. В жалобе указано на то, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями уполномоченных милиции. Финансирование ГУВД Нижегородской области производится из бюджета области. Согласно т. 13 Закона от 07.09.2007г. № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области» органы исполнительной власти Нижегородской области в соответствии с предоставленными им полномочиями обеспечивают в установленном порядке предоставление по договорам социального найма отдельным категориям граждан жилых помещений, право которых на получение жилых помещений жилищного фонда Нижегородской области предусмотрено законодательством РФ. Законность и обоснованность оспариваемого судебного решения проверена судебной коллегией по правилам Главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Исходя из принципа диспозитивности, с учетом положений статьи 347 Гражданского процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела по существу суд кассационной инстанции проверяет обжалуемое решение в пределах доводов жалобы. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Нижегородского областного суда приходит к следующему. Судом установлено, что Троицкий В.Н. состоит на службе в органах внутренних дел с 1995 года, с 2001 года состоит в должности участкового уполномоченного отдела участковых уполномоченных милиции отдела милиции № 2 УВД по г. Н. Новгороду (л.д.7). Решением жилищно-бытовой комиссии № <...> от 15.09.2001г. УВД по Канавинскому району г.Н.Новгорода капитан милиции Троицкий В.Н. был поставлен в очередь на получение жилья под №<...> На основании совместного решения администрации, профсоюзного комитета, комитета завода от 23.09.2001 года и ордера №<...> от 12.10.2001 года Троицкому В.Н., а также бывшим членам его семьи – Троицкой Н.А., брак с которой расторгнут, и дочери Троицкой А.В., <...> года рождения, была предоставлена комната в общежитии общей площадью <...> кв.и., жилой площадью <...> кв.м. 05.10.2007 г. Троицкий В.Н. вступил в повторный зарегистрированный брак, прекратил с января 2008 года проживание в комнате общежития. В настоящее время истец со своей второй женой Троицкой Ю.В. и ребенком от второго брака постоянно проживает по месту жительства его жены- <...>. Согласно свидетельству о государственной регистрации права указанная квартира на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 16.06.2010г. принадлежит на праве собственности Трапезниковой Л.П. (л.д. 103). Своего места жительства истец Троицкий В.Н. и члены его семьи не имеют. В соответствии со ст. 6 п. 2 ФЗ РФ от29декабря2004года N189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Согласно ст.30 Закона РФ от 18апреля1991года N1026-1 Судом установлено, что истец не обеспечен жильем в срок, установленный в Законе РФ «О милиции». В соответствии с п.п.3, 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Следовательно, федеральными законами РФ может быть предусмотрен иной порядок обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями. Согласно ст.ст.30, 35 Закона РФ "О милиции", сотрудникам милиции, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Законом о милиции, иными нормативными актами не установлен порядок предоставления жилых помещений участковым уполномоченным милиции, в связи с чем таким гражданам возможно предоставление помещений по договорам социального найма. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации). Только при таких условиях не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", «часть 1 статьи 30 Закона о милиции, обязывающая органы местного самоуправления обеспечивать работников милиции жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и, следовательно, как противоречащая Конституции Российской Федерации, поскольку предполагает компенсацию соответствующих расходов. Положения статьи 30 Закона о милиции в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить участковым уполномоченным милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления. Возмещение расходов администрации на обеспечение жильем участкового уполномоченного милиции не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения участковому уполномоченному милиции, относящемуся к иной (дополнительной) категории граждан, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования». Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу, носит общий характер и в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. Она в полной мере распространяется на часть первую статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", обязывающую органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции жилой площадью, которая, следовательно, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащая Конституции Российской Федерации. Исходя из того, что льготы по предоставлению жилой площади сотрудникам милиции предусмотрены федеральным законодательством и с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определениях от 08.07.2004 N 303-О и от 15.02.2005 N 58-О, суд первой инстанции правильно указал о том, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, своевременно не исполненная органом местного самоуправления, подлежит исполнению в настоящее время именно Администрацией г.Н.Новгорода, а финансирование должно осуществляться за счет федерального бюджета. Признавая выводы суда первой инстанции обоснованными, судебная коллегия учитывает также то существенное обстоятельство, что правоотношения по обеспечению Троицкого В.Н. жилой площадью в первоочередном порядке возникли в 2001 году, т.е до вступления в силу ЖК РФ, действующего с 2005года, и являются длящимися. Поэтому приведенный в кассационной жалобе довод о том, что в настоящее время органы местного самоуправления не наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями уполномоченных милиции, нельзя признать состоятельным. Таким образом, суд постановил законное и обоснованное решение, поскольку имеется необходимая совокупность правовых и установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств для удовлетворения иска. Поданная истцом кассационная жалоба каких-либо новых доводов, не получивших правовую оценку суда первой инстанции и влекущих отмену постановленного им решения, не содержит. Решение суда первой инстанции соответствует требованиям статьи 198 ГПК РФ. Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены решения в кассационном порядке, судом не допущено. ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 12 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода – без удовлетворения. Председательствующий судья Судьи
«О милиции» (с последующими изменениями и дополнениями), сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия