Борский городской покурор о признании бездействий Ситниковской сельской администрации незаконными



Судья Блохина С.П. Дело №33-2828

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 12 апреля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Давыдова А.П.

судей: Башаркиной Н.Н., Гаврилова В.С.

при секретаре Бурдуковой Е.И.

с участием Г.Ю.И.(по довер.)

рассмотрела в открытом судебном заседании 12 апреля 2011 года гражданское дело

по кассационному представлению помощника Борского городского прокурора Нижегородской области

на решение Борского городского суда Нижегородской области от 21 января 2011 года по гражданскому делу

по заявлениям Борского городского прокурора о признании незаконными бездействий Администрации Ситниковского сельского совета Борского района и Администрации г. Бор Нижегородской области по непринятию конкретных мер пожарной безопасности и возложении обязанности на Администрацию городского округа г. Бор Нижегородской области выполнения мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах,

Заслушав доклад судьи Гаврилова В.С., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Борский городской прокурор обратился в суд с заявлениями в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконными бездействий органов местного самоуправления – Администрации Ситниковского сельского совета Борского района Нижегородской области и Администрации г. Бор Нижегородской области по непринятию конкретных мер пожарной безопасности в населенных пунктах Ситниковского сельского совета Борского района и на территории г. Бор Нижегородской области.

В обоснование заявления прокурор сослался на то, что прокуратурой совместно с ОГПН по г. Бор и Борскому району проведена проверка исполнения органами местного самоуправления поселений, входящих в состав Борского муниципального района и г. Бор, полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Проведённой проверкой установлено, что администрацией Ситниковского сельсовета Борского района Нижегородской области и Администрацией г. Бор возложенные законом полномочия по осуществлению первичных мер пожарной безопасности осуществляется ненадлежащим образом.

Заявитель просил признать незаконным бездействие администрации Ситниковского сельсовета по осуществлению полномочий по осуществлению первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах муниципального образования; возложить на администрацию Ситниковского сельсовета обязанность в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить следующие мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах: обеспечить в соответствии с п. 94 ППБ 01-03 выполнение работ по обустройству подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием, размерами не менее 12x12 метров, к естественным и искусственным водоисточникам, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в следующих населенных пунктах: п.С. п. Ж., п. Н., п. Г., д. С., ст.К., д. З., д. Б., д. М. д. М., д. Т., д.Л., д. Т., д. С., д. З., д. В., д. Г., д.Т., д. Х., д. К., д. Б.; обеспечить в соответствии с п. 114 ППБ 01-03 средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара следующие населенные пункты: ст. К., д.Б., д. М,. Г., д. Т., д. Х. установить в соответствии с п. 90 ППБ 01-03 у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) в следующих населенных пунктах: д.С., д. З., д. Г., д. Б.; принять в соответствии с п.27 ППБ 01-03 меры к обеспечению в полном объеме наружным освещением в темное время суток территорий следующих населенных пунктах: п. Н., п. Г., д. Г., д. Х.; обеспечить в соответствии с п. 31 ППБ 01-03 переносными пожарными мотопомпами следующие населенные пункты: п. Н., п. Г., д. С., ст.К., д. З., д. Б., д. М., д. М., д. Т., д.Л., д. Т., д. С., д. З., д. В., д. Г., д.Т., д. Х., д. К., д. Б.; обеспечить обучение ответственных должностных лиц администрации Ситниковского сельского сельсовета Борского района Нижегородской области по программе пожарно-технического минимума в соответствии с п.п. 3, 7 ППБ 01-03 и Постановления Администрации Нижегородской области от 08.02.1999 г. № 34 «Об обучении населения области мерам пожарной безопасности муниципального образования»; в соответствии с п. 21 ППБ 01-03 произвести очистку в полном объеме во всех населенных пунктах Ситниковского сельсовета в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также на участках, прилегающих к жилым домам и иным постройкам от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.; в соответствии с п. 112 ППБ 01-03 во всех населенных пунктах Ситниковского сельсовета в полном объеме провести мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, удаление сухой растительности, мусора и др.)

Признать незаконным бездействие администрации города Бор Борского района Нижегородской области по осуществлению полномочий по осуществлению первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах муниципального образования; возложить на администрацию города Бор Борского района Нижегородской области обязанность в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить следующие мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах: обеспечить в соответствии с п. 94 ИНЬ 01-03 выполнение работ по обустройству подъездов (пирсов) с твердым покрытием, размерами 12x12 метров, для безопасного забора воды пожарными автомобилями в любое время года к следующим к естественным и искусственным водоемам: М. озеро Озеро п. О. Водоем рядом с аллеей М. Озеро д. Б.; принять в соответствии с п. 32 ИНЬ 01-03 меры к ликвидации свалок горючих отходов на территории г. Бор; в районе массива гаражей ул. Ч. со стороны ул. Н. и массива гаражей у дома № ** во 2-м микрорайоне.; обеспечить обучение ответственных должностных лиц администрации г. Бор Борского района Нижегородской области по программе пожарно-технического минимума в соответствии с п.п. 3, 7 ИНЬ 01-03 и Постановления Администрации Нижегородской области от 08.02.1999 г. № 34 «Об обучении населения области мерам пожарной безопасности муниципального образования»; в соответствии с п. 21 ИНЬ 01-03 организовать очистку в г. Бор Нижегородской области в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также на участках, прилегающих к жилым домам и иным постройкам от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.; принять меры к выполнению на территории г. Бор требования ст. 76 Федерального закона РФ № 123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в части обеспечения населенных пунктов подразделениями пожарной охраны и нормативного времени прибытия к месту пожара; в соответствии с п. 90 ППБ 01-03 установить на территории г. Бор у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) в следующих населенных пунктах; привести в соответствие с требованиями СНиП-2.07.01.898 приложение №18 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» территорию у жилых домов, расположенных по адресам: г. Бор, ул. Л. ** (двор), **(двор), г. Бор, ул. И., **(фасад, двор), ** (двор), г. Бор, ул. К., ** (фасад), ** (фасад, двор), г. Бор, ул. О., ** (двор), г. Бор, ул. П., ** (двор у 7,8 подъездов, фасад), г. Бор, ул. Ч., ** (двор, фасад), г. Бор, ул. Ч., ** (фасад), г. Бор, ул. С., ** (фасад); в соответствии с п. 89 ППБ 01-03 провести проверку работоспособности пожарных гидрантов, расположенных на территории г. Бор Нижегородской области; в соответствии с п. 112 ППБ 01-03 на территории г. Бор в полном объеме произвести мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, удаление сухой растительности, мусора и др.); обеспечить в соответствии с п.3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), пп. 2.12, 2.24 (таблица 5) «Строительных норм и правил 2.04.02-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (СНиП 2.04.02-84*) достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения следующие населенные пункты: ул. М. (от остановки Борская ферма до Борской центральной районной больницы), микрорайон Т., микрорайон М. (только один гидрант в районе 5 школы), 3 микрорайон (частный сектор).

В ходе судебного разбирательства прокурором были уточнены заявленные требования, и окончательно прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Ситниковского сельсовета по осуществлению полномочий по осуществлению первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах муниципального образования; возложить на администрацию Ситниковского сельсовета обязанность в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить следующие мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах: обеспечить в соответствии с п. 94 ППБ 01-03 выполнение работ по обустройству подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием, размерами не менее 12x12 метров, к естественным и искусственным водоисточникам, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в следующих населенных пунктах: п.С., п. Ж., п. Н., Г., д. С., ст.К., д. З., д. Б., д. М., д. М., д. Т., д.Л. д. Т., д. С., д. З., д. В., д. Г., д.Т., д. Х., д. К., д. Б.; обеспечить в соответствии с п. 114 ППБ 01-03 средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара следующие населенные пункты: ст. К., д.Б., д. М., д. Г., д. Т., д. Х.; принять в соответствии с п.27 ППБ 01-03 меры к обеспечению в полном объеме наружным освещением в темное время суток территорий следующих населенных пунктах: п. Н., п. Г., д. Г., д. Х.; обеспечить в соответствии с п. 31 ППБ 01-03 переносными пожарными мотопомпами следующие населенные пункты: п. Н., п. Г., д. С., ст.К., д. З., д. Б., д. М., д. М., д. Т., д.Л., д. Т., д. С., д. З., д. В., д. Г., д.Т., д. Х., д. К., д. Б.; обеспечить обучение ответственных должностных лиц администрации Ситниковского сельского сельсовета Борского района Нижегородской области по программе пожарно-технического минимума в соответствии с п.п. 3, 7 ППБ 01-03 и Постановления Администрации Нижегородской области от 08.02.1999 г. № 34 «Об обучении населения области мерам пожарной безопасности муниципального образования»; в соответствии с п. 21 ППБ 01-03 произвести очистку в полном объеме во всех населенных пунктах Ситниковского сельсовета в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также на участках, прилегающих к жилым домам и иным постройкам от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.; в соответствии с п. 112 ППБ 01-03 во всех населенных пунктах Ситниковского сельсовета в полном объеме провести мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, удаление сухой растительности, мусора и др.) (л.д.37-42).

Признать незаконным бездействие администрации городского округа города Бор Борского района Нижегородской области по осуществлению полномочий по осуществлению первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах муниципального образования; возложить на администрацию городского округа города Бор Борского района Нижегородской области обязанность в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить следующие мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах: обеспечить в соответствии с п. 94 ППБ 01-03 выполнение работ по обустройству подъездов (пирсов) с твердым покрытием, размерами не менее 12x12 метров, для безопасного забора воды пожарными автомобилями в любое время года к следующим к естественным и искусственным водоемам: М. озеро, Озеро, расположенное в п. О. напротив ОАО «Б», Водоем рядом с аллеей М., Озеро в д. Б., Озеро С. п. Н.; принять в соответствии с п. 32 ППБ 01-03 меры к ликвидации свалок горючих отходов на территории г. Бор - в районе массива гаражей ул.Ч. со стороны ул. Н. и массива гаражей у дома № ** во 2-м микрорайоне; обеспечить обучение ответственных должностных лиц администрации городского округа города Бор Борского района Нижегородской области по программе пожарно-технического минимума в соответствии с п.п. 3, 7 ППБ 01-03 и Постановления Администрации Нижегородской области от 08.02.1999 г. № 34 «Об обучении населения области мерам пожарной безопасности муниципального образования»; в соответствии с п. 21 ППБ 01-03 организовать очистку в г. Бор Нижегородской области в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также на участках, прилегающих к жилым домам и иным постройкам от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы; принять меры к выполнению на территории г. Бор требования ст. 76 Федерального закона РФ № 123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в части обеспечения населенных пунктов подразделениями пожарной охраны и нормативного времени прибытия к месту пожара; в соответствии с п. 90 ППБ 01-03 установить на территории г. Бор у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); привести в соответствие с требованиями СНиП-2.07.01-89* приложение №18 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», п. 6 ст.63, ст. 67 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территорию у жилых домов, расположенных по адресам: г.Бор, ул. Л., ** (двор), ** (двор); г. Бор, ул. И., ** (фасад, двор), **(двор); г. Бор, ул. К., **(фасад), ** (фасад, двор); г.Бор, ул. О., ** (двор); г. Бор, ул. П., **(двор у 7,8 подъездов, фасад); г. Бор, ул. Ч., ** (двор, фасад); г. Бор, ул. Ч., **(фасад); г. Бор, ул. С., ** (фасад); в соответствии с п. 89 ППБ 01-03 провести проверку работоспособности пожарных гидрантов, расположенных на территории г. Бор Нижегородской области; в соответствии с п. 112 ППБ 01-03 на территории г. Бор в полном объеме произвести мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, удаление сухой растительности, мусора); обеспечить в соответствии с п.З Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), ч. 1, 6 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пп. 2.12, 2.24 (таблица 5) «Строительных норм и правил 2.04.02-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (СНиП 2.04.02 84*) достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения следующие населенные пункты: ул. М. (от остановки Борская ферма до Борской центральной районной больницы; микрорайон Т.; микрорайон М. (только один гидрант в районе 5 школы); 3 микрорайон (частный сектор).

Решением Борского городского суда Нижегородской области от 21 января 2011 года заявление Борского городского прокурора Нижегородской области оставлено без удовлетворения.

В кассационном представлении участвовавший при рассмотрении дела помощник Борского городского прокурора просит отменить решение суда, ввиду его незаконности и необоснованности.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 40 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснение представителя администрации городского округа города Бор Борского района Нижегородской области, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

При этом под неопределенным кругом понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого лица при разрешении дела.

В данном случае обращение прокурора в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц обусловлено неосуществлением Администрацией Ситниковского сельсовета Борского района Нижегородской области первичных мер пожарной безопасности в населённых пунктах муниципального образования

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора.

Из материалов дела следует, что отделом государственного пожарного надзора по г. Бор и Борскому району Нижегородской области была проведена проверка в отношении Ситниковского сельского совета Борского городского округа Нижегородской области и города Бор. В ходе проведения проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности. По результатам проверки был составлены акты проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя (т.1 л.д.8-9 т.2 л.д. 14-18).

Также были вынесены предписания по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности (т.2л.д.44-47,134-135), составлены протоколы об административном правонарушении в области пожарной безопасности как в отношении Администрации Ситниковского сельсовета, так и в отношении Администрации г. Бор (т.2 л.д.48-51,129-130). Вынесено постановление о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности, в соответствии с которым Администрация г. Бор привлечена к административной ответственности в виде штрафа (т.2 л.д.125-128).

Отказывая прокурору в удовлетворении требований, суд исходил из того, что прокурор обратился в суд с требованиями о признании незаконными бездействий Администрации Ситниковского сельсовета и Администрации г. Бор, однако до обращения в суд часть нарушений, указанных в предписаниях были уже выполнена ответчиками, а срок для устранения остальных нарушений, указанных в предписаниях (до 01.04.2011г. и 01.06.2011) еще не истек. Суд также указал, что на Администрацию Ситниковского сельского совета и Администрацию г. Бор предписаниями уже возложены обязанности административным органом, являющиеся предметом заявления прокурора.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции.

Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации тушения пожаров (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 37, 38 указанного Федерального закона руководители организации обязаны, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (в дальнейшем кратко : ППБ 01-03) установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В силу пункта 11 ППБ 01-03 федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению; обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.

Из материалов дела усматривается, что по результатам проведенной проверки по осуществлению Администрацией Ситниковского сельсовета и Администрацией г. Бор полномочий по осуществлению первичных мер пожарной безопасности, были выявлены нарушения указанных Правил, в связи, с чем прокурор Борского района Нижегородской области обратился в суд с указанным выше заявлением.

Выявленные нарушения на территории населенных пунктов установлены актами проверки от *** года и *** года; предписаниями №*** и *** по устранению нарушений требований пожарной безопасности, протоколами об административном правонарушении в области пожарной безопасности, постановлением о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности. Доказательств, опровергающих эти факты, материалы дела не содержат, следовательно, является доказанным наличие бездействие Администрации Ситниковского сельсовета и Администрации города Бор.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ст. 19, 21, 25 Федерального закона "О пожарной безопасности", п.п. 3, 7, 27, 31, 89, 90, 94, 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313).

Факт вынесения предписания и установления определенной даты устранения нарушений не является препятствием для обращения прокурора в суд с исковым заявлением об оспаривании бездействий органа местного самоуправления в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Кроме того, в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении N 4-П от 14 февраля 2002 года, прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.

По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.

Таким образом, обращаясь в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Ситниковского сельсовета и администрации г. Бор по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, о понуждении к устранению нарушений, Борский городской прокурор Нижегородской области действовал в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам.

Ссылки представителя ответчика о частичном устранении в населенных пунктах нарушений Правил пожарной безопасности, а также о проведении работ по устранению оставшихся нарушений, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.

Судебная коллегия считает, что, данные ссылки не могут иметь существенное значение для настоящего дела. Кроме того, ответчиком не представлено достаточных и достоверных доказательств в обоснование своих возражений, а именно проведение работ по устранению оставшихся нарушений.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия находит возможным отменить решение и принять по делу новое решение, которым заявление прокурора удовлетворить частично.

Согласно п.1.3 Положения об Администрации городского округа город Бор Нижегородской области, утв. Решением от 16.07.2010 года №13 Совета депутатов городского округа город Бор Администрация является правопреемником администраций, преобразованных путем слияния муниципальных образований – К. сельсовета, К. сельсовета, Л. сельсовета, О. сельсовета, П. сельсовета, Р. сельсовета, С. сельсовета, Я. сельсовета, городского поселения город Бор и Борского муниципального района.

В связи с этим судебная коллегия считает необходимым возложить обязанность устранить нарушения на администрацию городского округа города Бор Нижегородской области, установив срок до 01.06.2011г., который, по мнению судебной коллегии, является достаточным для выполнения указанных мероприятий.

На основании изложенного, руководствуясь статьи 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Отменить решение Борского городского суда Нижегородской области от 21 января 2011 года.

Принять по делу новое решение.

Заявление Борского городского прокурора Нижегородской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Ситниковского сельсовета и администрации г. Бор по осуществлению полномочий по осуществлению первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах муниципального образования; возложить на администрацию городского округа города Бор Нижегородской области обязанности до 01.06.2011 года выполнить следующие мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности:

- обеспечить в соответствии с п. 94 ППБ 01-03 выполнение работ по обустройству подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием, размерами не менее 12x12 метров, к естественным и искусственным водоисточникам, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в следующих населенных пунктах: п.С., п. Ж., п. Н., п. Г., д. С., ст.К., д. З., д. Б., д. М., д. М., д. Т., д.Л., д. Т., д. С., д. З., д. В., д. Г., д.Т., д. Х., д. К., д. Б.;

- обеспечить в соответствии с п. 114 ППБ 01-03 средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара следующие населенные пункты: ст. К., д.Б., д. М., д. Г., д. Т., д. Х.;

- принять в соответствии с п.27 ППБ 01-03 меры к обеспечению в полном объеме наружным освещением в темное время суток территорий следующих населенных пунктах: п. Н., п. Г., д. Г., д. Х.;

- обеспечить в соответствии с п. 31 ППБ 01-03 переносными пожарными мотопомпами следующие населенные пункты: п. Н., п. Г., д. С., ст.К., д. З., д. Б., д. М., д. М., д. Т., д.Л., д. Т., д. С., д. З., д. В., д. Г., д.Т., д. Х., д. К., д. Б.; обеспечить обучение ответственных должностных лиц администрации Ситниковского сельского сельсовета Борского района Нижегородской области по программе пожарно-технического минимума в соответствии с п.п. 3, 7 ППБ 01-03 и Постановления Администрации Нижегородской области от 08.02.1999 г. № 34 «Об обучении населения области мерам пожарной безопасности муниципального образования»;

- в соответствии с п. 21 ППБ 01-03 произвести очистку в полном объеме во всех населенных пунктах Ситниковского сельсовета в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также на участках, прилегающих к жилым домам и иным постройкам от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.;

- в соответствии с п. 112 ППБ 01-03 во всех населенных пунктах Ситниковского сельсовета в полном объеме провести мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, удаление сухой растительности, мусора и др.) (л.д.37-42);

- обеспечить в соответствии с п. 94 ППБ 01-03 выполнение работ по обустройству подъездов (пирсов) с твердым покрытием, размерами не менее 12x12 метров, для безопасного забора воды пожарными автомобилями в любое время года к следующим к естественным и искусственным водоемам: М. озеро, Озеро, расположенное в п. О. напротив ОАО «Б», Водоем рядом с аллеей М., Озеро в д. Б., Озеро С. п. Н.;

- принять в соответствии с п. 32 ППБ 01-03 меры к ликвидации свалок горючих отходов на территории г. Бор - в районе массива гаражей ул.Ч. со стороны ул. Н. и массива гаражей у дома № ** во 2-м микрорайоне;

- обеспечить обучение ответственных должностных лиц администрации городского округа города Бор Борского района Нижегородской области по программе пожарно-технического минимума в соответствии с п.п. 3, 7 ППБ 01-03 и Постановления Администрации Нижегородской области от 08.02.1999 г. № 34 «Об обучении населения области мерам пожарной безопасности муниципального образования»;

- в соответствии с п. 21 ППБ 01-03 организовать очистку в г. Бор Нижегородской области в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также на участках, прилегающих к жилым домам и иным постройкам от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы;

- принять меры к выполнению на территории г. Бор требования ст. 76 Федерального закона РФ № 123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в части обеспечения населенных пунктов подразделениями пожарной охраны и нормативного времени прибытия к месту пожара;

- в соответствии с п. 90 ППБ 01-03 установить на территории г. Бор у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий);

- привести в соответствие с требованиями СНиП-2.07.01-89* приложение №18 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», п. 6 ст.63, ст. 67 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территорию у жилых домов, расположенных по адресам: г.Бор, ул. Л., *** (двор), *** (двор); г. Бор, ул. И., ** (фасад, двор), ** (двор); г. Бор, ул. К., **(фасад), ** (фасад, двор); г.Бор, ул. О., ** (двор); г. Бор, ул. П., ** (двор у 7,8 подъездов, фасад); г. Бор, ул. Ч., **(двор, фасад); г. Бор, ул. Ч., ** (фасад); г. Бор, ул. С., **(фасад);

- в соответствии с п. 89 ППБ 01-03 провести проверку работоспособности пожарных гидрантов, расположенных на территории г. Бор Нижегородской области;

- в соответствии с п. 112 ППБ 01-03 на территории г. Бор в полном объеме произвести мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, удаление сухой растительности, мусора);

- обеспечить в соответствии с п.3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), ч. 1, 6 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пп. 2.12, 2.24 (таблица 5) «Строительных норм и правил 2.04.02-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (СНиП 2.04.02 84*) достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения следующие населенные пункты: ул. М. (от остановки Борская ферма до Борской центральной районной больницы; микрорайон Т.; микрорайон М. (только один гидрант в районе 5 школы); 3 микрорайон (частный сектор).

Председательствующий :

Судьи: