Хаченков Н.В. к Администрации Кулебакского района НО и др. о признании его молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и др.



Судья Марцев А.А. Дело №33-3483

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 апреля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Кутыревой Е.Б., судей Курепчиковой О.С. и Старковой А.В.

при секретаре Коваленко А.Н.

с участием представителя Министерства социальной политики по Нижегородской области Маркова С.А., представителя Министерства финансов по Нижегородской области Ильиной Ю.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Старковой А.В. дело

по кассационной жалобе Хаченкова Н.В.

на решение Кулебакского городского суда Нижегородской области от 1 февраля 2011 года

по делу по иску Хаченкова Н.В. к Администрации Кулебакского района Нижегородской области, Министерству социальной политики по Нижегородской области, Министерству финансов по Нижегородской области, Министерствам финансов и регионального развития Российской Федерации о признании его молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и с 27.06.2007 года включенной в общий список молодых семей Кулебакского района Нижегородской области под №**, предоставлении его семье социальной выплаты на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

УСТАНОВИЛА:

Хаченков Н.В. обратился в суд с иском к ответчикам о признании его молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и с 27.06.2007 года включенной в общий список молодых семей Кулебакского района Нижегородской области под № **, предоставлении его семье социальной выплаты на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что молодая семья Хаченкова Н.В. (заявитель, супруга - Хаченкова А.И., сын - Хаченков Н.Н.) решением жилищной комиссии при Администрации Кулебакского района Нижегородской области от 27.06.2007 года признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Решением жилищной комиссии при Администрации Кулебакского района Нижегородской области от 27.08.2008 года рассмотрено заявление от 25.08.2008 года и представленные документы Хаченкова Н.В., необходимые для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Молодая семья Хаченкова включена в число участников указанной подпрограммы в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года № 285, и Порядком формирования органами местного самоуправления Нижегородской области списка молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальные выплаты в планируемом году, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 31.07.2008 года №323 «Об организации работы по реализации подпрограммы «обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Нижегородской области. Семья Хаченкова Н.В. является до настоящего времени участником данной подпрограммы.

Решением жилищной комиссии при Администрации Кулебакского района от 27.06.2007 года его семья включена в общий список молодых семей Кулебакского района под №**, о чем свидетельствует представленное уведомление, выданное в июле 2007 года. До настоящего времени социальная выплата на покупку квартиры его семье не предоставлена, хотя за период с 2007 по 2009 годы в рамках данной программы были обеспечены социальными выплатами 101 молодая семья Кулебакского района. Из ответа по его жалобе Кулебакской городской прокуратуры №**** от 11.01.2010 года следует, что нарушений законодательства не установлено, т.к. он был включен в общий список молодых семей под №***, в связи, с чем его права не нарушены.

Хаченков Н.В. считает, что в отношении его семьи органом местного самоуправления допущены нарушения учета участников вышеуказанной подпрограммы. Истец просил в соответствии с уточненными требованиями признать его семью нуждающейся в улучшении жилищных условий, с 27.06.2007 года признав его семью включенной в общий список молодых семей под №**, что порождает для ответчиков обязанность по начислению социальной выплаты на приобретение жилья; просит обязать ответчиков предоставить его молодой семье в количестве трех человек социальную выплату на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодой семьи Федеральной программы «жилище» на 2002-2010 годы.

В судебном заседании Хаченков Н.В. и его представитель адвокат Шарыгина С.И. исковые требования поддержали.

Хаченкова Н.В., представляющая также несовершеннолетнего Хаченкова Н.Н., исковые требования поддержала.

Представитель Администрации Кулебакского района Нижегородской области по доверенности Захарова Л.В. в судебном заседании исковые требования не признала.

Представители Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Нижегородской области, Министерства социальной политики Нижегородской области, Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России)в судебное заседание не явились.

Решением Кулебакского городского суда Нижегородской области от 1 февраля 2011 года в удовлетворении требований Хаченкова Н.В. отказано.

В кассационной жалобе Хаченков Н.В. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

В возражениях на кассационную жалобу администрация Кулебакского района Нижегородской области просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.

Правительством РФ утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», которая входит в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 года №865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» мероприятия по обеспечению жильем молодых семей осуществляются в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» (далее – Подпрограммы). Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации Подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется свидетельством на приобретение жилья.

Порядок выпуска и реализации свидетельств устанавливается Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 года № 285 (далее – Правилами).

В соответствии с пунктом 3 раздела 1 Правил, выдача свидетельств осуществляется органом местного самоуправления, на основании решения которого молодая семья включается в список участников Подпрограммы.

Списки участников подпрограммы на планируемый год формируются органом местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому году; порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункты 21,22 Правил).

Предоставление социальных выплат молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат производится в порядке очередности, определенной списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр, определенных в соответствии с пунктом 25 Правил, и размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год, на софинансирование мероприятий Подпрограммы.

Участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Нижегородской области» согласно с Порядком формирования органом местного самоуправления Нижегородской области списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее – Порядком), утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 31.07.2008 года №323 «Об организации работы по реализации подпрограммы, может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти Нижегородской области решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 3 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года №179-3 «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Орган местного самоуправления формирует списки молодых семей - участников подпрограммы в хронологической последовательности исходя из:

а) даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в отношении молодых семей, поставленных на учет до 1 марта 2005 года и имеющих право на первоочередное включение в списки);

б) даты принятия решения о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (в отношении молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года).

Как следует из материалов дела, 15.05.2007 года Хаченков Н.В. подал заявление о постановке его молодой семьи на учет нуждающихся в жилищных условиях.

Решением жилищной комиссии при Администрации Кулебакского района от 27.06.2007 года семья Хаченкова Н.В., состоящая из трех человек, по месту своего жительства уполномоченным органом местного самоуправления была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты принятия решения о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в общий список молодых семей Кулебакского района Нижегородской области.

В списки семья Хаченкова Н.В. включена под № **, что подтверждено уведомлением от 29 июня 2007 года.

Для участия в Подпрограмме, молодая семья должна представить документы, подтверждающие достаточные доходы семьи для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья. Только при наличии указанных документов, после проверки сведений, содержащихся документах, признании доходов семьи достаточными, молодая семья может быть включена в список участников Подпрограммы.

В августе 2008 года, когда семья Хаченковых предоставила справки о достаточных доходах семьи и сведения о наличие вклада в Сбербанке, Хаченковы были признаны платежеспособными. На основании заявления Хаченкова Н.В. от 5 августа 2008 года о включении его семьи в состав участников подпрограммы решением жилищной комиссии от 27.08.2008 года № ** его семья включена в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Отказывая в удовлетворении заявленных Хаченковым Н.В. требований, суд первой инстанции исходил из того, что очередность в списках определяется в хронологическом порядке исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо даты принятия решения о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (в отношении молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года).

Хаченковы являются участниками Подпрограммы, перед ними в списке участников подпрограммы состоит 29 молодых семей в порядке очередности. Хронологическая последовательность учета молодых семей не нарушена.

Реализация прав Хаченковых по получению мер социальной поддержки молодым семьям осуществляется в установленном законом порядке.

Доводы кассационной жалобы Хаченкова Н.В. о подложности уведомления о включении его семьи в списки по № ** не могут быть приняты судом во внимание, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, направлены на иную их оценку. Довод жалобы о том, что по состоянию на 27.06.2007 года в общем списке молодых семей Хаченковы стояли под №**, не может быть принят судом во внимание, поскольку из уведомления о включении семьи истца в списки под № ** не следует точный период времени, по состоянию на который существует подобная очередность.

Оснований для назначения экспертизы уведомления в порядке ст. 79 ГПК РФ, у суда не имелось, в связи с этим доводы заявителя жалобы о незаконности определения об отказе в проведении экспертизы не состоятельны, не могут служить основанием для отмены решения суда.

Доводы кассационной жалобы удовлетворению не подлежат в силу вышеизложенного.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

Решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кулебакского городского суда Нижегородской области от 1 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хаченкова Н.В. без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи