Колычева Т.И. к ГУ УПФ РС о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии



Судья Бахарева И.В. Дело № 33-4198/2011 год

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Железновой Н.Д.., судей Башаркиной Н.Н. и Гаврилова В.С.,

при секретаре Бурдуковой Е.И.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Гаврилова В.С.

дело по кассационной жалобе Колычевой Т.И.

на решение Первомайского районного суда от 22 марта 2011 года

по иску Колычевой Т.И. к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ по Первомайскому району Нижегородской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью,

УСТАНОВИЛА :

Колычева Т.И. обратилась в суд с указанным иском к ГУ УПФ РФ по Первомайскому району Нижегородской области, указывая, что ее педагогический стаж на момент обращения в ГУ УПФ РФ по Первомайскому району на ***г. составил 29 лет 3 месяца. По правилам пп.1 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» она имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. При обращении в орган Пенсионного Фонда в назначении пенсии *** года ей отказали, не включив период работы с 1 апреля 1981 года по 1 октября 1986 года в должности освобожденного секретаря комитета ВЛКСМ в ПТУ-58. Колычева Т.И. считает отказ незаконным и просила суд включить в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью в образовательных учреждения для детей, период с 1 апреля 1981 года по 1 октября 1986 года и обязать ГУ Пенсионный Фонд РФ по Первомайскому району назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения, т.е. с *** года.

Представитель Управления Пенсионного Фонда РФ по Первомайскому району Нижегородской области Б.Т.В. иск не признала по тем основаниям, что периоды работы в выборной должности засчитывались в специальный стаж в период действия Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходились на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет. Постановление № 1397 с 1 октября 1993 года на территории РФ не применяется. До момента его отмены истица не выработала 2/3 педагогического стажа.

Решением Первомайского районного суда от 22 марта 2011 года

постановлено :

В иске Колычевой Т.И. к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ по Первомайскому району Нижегородской области о включении в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью в образовательных учреждениях для детей, периода с 1 апреля 1981 года по 1 октября 1986 года, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения, т.е. с **** года отказать полностью.

В кассационной жалобе Колычева Т.И. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на жалобу, приходит к следующему.

Как усматривается из трудовой книжки истицы, с 1 октября 1986 года по 4 января 2004 года она работала преподавателем истории, с 5 января 2004 года по 22 декабря 2010 года – заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

Ответчик признал, что эти периоды, которые в совокупности составляют 24 года 2 месяца 23 дня, представляют собой специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» лица, осуществляющие педагогическую деятельность, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При обращении за пенсией периоды работы до 1 октября 1993 года засчитываются в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, до 1 ноября 1999 г. засчитываются в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, после 1 ноября 1999 г. по 12 ноября 2002 г. в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 и с 12 ноября 2002 г. с применением Списка и Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Истица претендует на включение в специальный стаж периода работы в выборной должности секретаря комитета ВЛКСМ СГПТУ № *** с 01.04.1981 г. по 01.10.1986 г.

Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, не предусматривает выборные должности в числе должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно постановлению Минтруда РФ от 17.10.2003 г. № 70 при исчислении продолжительности стажа (как общего, так и специального) можно применять нормы законодательства, действовавшего в период выполнения данной работы.

Периоды работы в выборной должности засчитывались в специальный стаж в период действия Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях и в должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет.

На основании постановления Совета Министров РФ от 22.09.1993 г. № 953 с 01.10.1993 г. постановление от 17.12.1959 г. № 1397 на территории РФ не применяется.

Суд, отказывая истице в удовлетворении ее требований, указал в обоснование своего вывода на то, что до окончания действия постановления № 1397 истица не выработала 2/3 педагогического стажа, необходимого для приобретения права на пенсию в соответствии с условиями и нормами действовавшего на тот момент законодательства. Специальный стаж истицы на 01.10.1993 г. составлял 12 лет 6 месяцев, а 2/3 от 25 лет, что составляет 16 лет 8 месяцев, а поэтому она не имеет права на зачет периода работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ СГПТУ № *** в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.

Приведенная позиция суда не может быть признана правильной, так как является следствием неправильного толкования нормы материального права.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель, регулируя на основании статей 39 (часть 2), 72 (пункты "б", "ж" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации условия и порядок предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства.Гарантированный статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принцип равенства носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона.Различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав не должны устанавливаться произвольно - они допустимы, если объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

В рассматриваемом случае требование наличия 2/3 педагогического стажа от 25 лет необходимых для приобретения права на пенсию, должно быть применяться не ко времени прекращения действия постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, а ко времени обращения истицы за назначением трудовой пенсии, когда ее стаж педагогической деятельности в данном случае стал составлять уже более 29 лет и 2/3 от этой цифры составляет более 16 лет 08 месяцев.

Следовательно, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене.

Так как все обстоятельства по делу установлены, на день обращения за назначением трудовой пенсии 22.12.2010г. истица имела необходимый специальный стаж педагогической деятельности (более 25 лет) в государственных и муниципальных учреждениях для детей, судебная коллегия находит возможным вынесение по делу нового решения, которым удовлетворяет исковые требования, а на основании ст.98 ГПК РФ взыскивает в пользу истицы с ответчика расходы на оплату госпошлины в сумме 200рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА :

Решение Первомайского районного суда от 22 марта 2011 года отменить.

Не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение.

Исковые требования Колычевой Т.И. к Управлению Пенсионного Фонда РФ по Первомайскому району Нижегородской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворить.

Включить период работы Колычевой Т.И. с 1 апреля 1981 года по 1 октября 1986 года в должности освобожденного секретаря комитета ВЛКСМ в ПТУ-** в педагогический стаж, дающий ей право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью в образовательных учреждения для детей и обязать Управление Пенсионного фонда РФ по Первомайскому району назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 22.12.2010 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ по Первомайскому району Нижегородской области в пользу Колычевой Т.И. расходы по оплате госпошлины в сумме *** рублей

Председательствующий

Судьи