по иску прокурора Автозаводского района города Н. Новгорода в интересах Потапенко Д.Ю. к Государственному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения «Арзамасский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей



Судья: Голубева О.Н. Дело № 33-4215

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 апреля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Погорелко О.В., судей: Крашенинниковой М.В. и Пятовой Н.Л.,

при секретаре: Филипповой З.В.

с участием Потапенко Д.Ю., представителя Администрации Автозаводского района г. Н. Новгорода Карповой О.В., представителя Министерства социальной политики Нижегородской области Маркова С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Погорелко О.В.

дело по кассационной жалобе представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности – Габелевой Э.А.

на решение Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 9 февраля 2011 года

по иску прокурора Автозаводского района города Н. Новгорода в интересах Потапенко Д.Ю. к Государственному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения «Арзамасский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей», Министерству социальной политики Нижегородской области о признании бездействия незаконным и предоставлении жилого помещения по договору социального найма

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор обратилась в суд с иском в интересах Потапенко Д.Ю., <...> года рождения, указывая, что Потапенко Д.Ю. относится к числу детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Решением исполнительного комитета Автозаводского районного Совета народных депутатов от 22.05.1986 года № <...> он был направлен в дом ребенка, поскольку мать отказалась от его воспитания. В период с 19.06.1984 года по 01.09.1987 года Потапенко Д.Ю. находился на воспитании в ГУЗ «<...>», с 01.09.1987 года по 30.08.1991 года – в ГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<...>», после чего в 1991 году Потапенко Д.Ю. был переведен в ГОУ «<...>», где находился до 15.05.1993 года. На основании путевки Департамента по труду и социальной защиты населения № <...> от 13.05.1993 года Потапенко Д.Ю. был включен в списки воспитанников Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Арзамасский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей», где находился до 24.09.1999 года. Из Арзамасского детского дома-интерната Потапенко Д.Ю. был переведен в ГУ «<...>», где находился до 21.11.2002 года, согласно путевке № <...> от 10.11.2002 года он был переведен в <...> интернат. В настоящее время Потапенко Д.Ю. не имеет постоянного места жительства, не имеет закрепленного жилого помещения. То обстоятельство, что Потапенко Д.Ю. не был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, является нарушением законодательства Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Арзамасский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей».

На основании изложенного, с учетом заявления в порядке признание иска, мировое соглашение" target="blank" data-id="12246">ст. 39 ГПК РФ, прокурор просил суд признать бездействие Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Арзамасский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» по защите прав и законных интересов Потапенко Д.Ю. незаконным; обязать Министерство социальной политики Нижегородской области вне очереди предоставить по договору социального найма Потапенко Д.Ю. жилое помещение в черте города Н. Новгорода, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 квадратных метров.

Истец Потапенко Д.Ю. в судебном заседании иск поддержал, пояснил, что в интернатах ему никто не разъяснял его право на получение квартиры.

Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности - Марков С.А. иск не признал, пояснил, что Потапенко Д.Ю. не стоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, в настоящее время Потапенко Д.Ю. достиг 23-летнего возраста, в связи с чем оснований для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма не имеется.

Представитель ответчика администрации Автозаводского района города Н. Новгорода по доверенности - Карпова О.В. с иском не согласна, указывая, что администрация является ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Арзамасский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» в судебное заседание не явился.

Решением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 9 февраля 2011 года признано незаконным бездействие Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Арзамасский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» по защите прав и законных интересов Потапенко Д.Ю.

На Министерство социальной политики Нижегородской области возложена обязанность предоставить вне очереди по договору социального найма Потапенко Д.Ю. жилое помещение в черте города Нижнего Новгорода, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 квадратных метров.

В удовлетворении исковых требований к администрации Автозаводского района города Н. Новгорода отказано.

В кассационной жалобе представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности – Габелевой Э.А. поставлен вопрос об отмене решения суда как постановленного с существенным нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Из положений абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ следует, что гарантируемая названным в этом абзаце лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения возраста 23 лет.

В то же время, по смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

В соответствии со ст. 12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области», жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются гражданам по договорам социального найма в виде отдельных квартир, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, устанавливается в размере не менее 33 кв. метров - для одиноко проживающих граждан.

Согласно ст. 13 Закона № 123-З, жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются по договорам социального найма проживающим на территории Нижегородской области следующим категориям граждан: признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях: а) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (до наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан).

В соответствии со ст. 15 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области» жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляемые по договорам социального найма, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения предоставляются на основании принимаемого в соответствии с годовым жилищным планом решения уполномоченного Правительством Нижегородской области органа исполнительной власти Нижегородской области.

В соответствии с п. 1.4 и 1.5 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета и субсидий, поступающих на указанные цели из федерального бюджета, утвержденного Постановлением правительства Нижегородской области от 28 мая 2010 г. № 315, предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется министерством социальной политики Нижегородской области.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, включенным в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств федерального и областного бюджетов на соответствующий финансовый год, сформированный в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 2 декабря 2008 года N 566 «Об утверждении Положения о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области».

Как усматривается из материалов дела, Потапенко Д.Ю. родился <...> года, когда его мать отбывала наказание в учреждении <...>. Сведения об отце в свидетельстве о рождении Потапенко Д.Ю. указаны со слов матери, иных сведений об отце не имеется, мать от воспитания ребенка отказалась (л.д. 11, 13).

Решением исполнительного комитета Автозаводского районного Совета народных депутатов от 22.05.1986 года № <...> Потапенко Д.Ю. был направлен в дом ребенка (л.д. 12).

В период с 19.06.1984 года по 01.09.1987 года Потапенко Д.Ю. находился на воспитании в ГУЗ «<...>», с 01.09.1987 года по 30.08.1991 года – в ГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<...>», после чего в 1991 году Потапенко Д.Ю. был переведен в ГОУ «<...>», где находился до 15.05.1993 года. На основании путевки Департамента по труду и социальной защиты населения № <...> от 13.05.1993 года Потапенко Д.Ю. был включен в списки воспитанников Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Арзамасский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей», где находился до 24.09.1999 года. Из Арзамасского детского дома-интерната Потапенко Д.Ю. был переведен в ГУ «<...> интернат», где находился до 21.11.2002 года, согласно путевке № <...> от 10.11.2002 года он был переведен в <...> интернат (л.д. 17-21).

Таким образом, в 1999 году <...> дом-интернат <...>, где находился Потапенко Д.Ю., являющийся инвалидом с детства, должен был принять меры к тому, чтобы Потапенко Д.Ю., страдающий с детства психическим заболеванием, в силу умственного развития не в полной мере знающий и понимающий свои права, был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ребенок-сирота, для получения в дальнейшем жилого помещения. Однако этого не было сделано, дом – интернат не оказал помощи в данном вопросе Потапенко Д.Ю., в связи с чем Потапенко Д.Ю. своевременно не был поставлен на учет для получения вне очереди жилого помещения.

Анализируя представленные по делу доказательства, и основываясь на положениях указанных выше норм, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку вины Потапенко Д.Ю. в том, что в органах опеки и попечительства не имелось сведений о нем, как о ребенке, оставшемся без попечении родителей, не имеется, напротив, судом установлен факт бездействия администрации Арзамасский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей, а также принимая во внимание тот факт, что на момент рассмотрения спора истец жильем по договору социального найма в соответствии с установленными нормами не обеспечен, а внеочередное предоставление жилья данной категории граждан является обязанностью органа исполнительной власти Нижегородской области.

Доводы представителя ответчика о том, что право истца на получение жилого помещения у него отсутствует, т.к. он не поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ребенок-сирота, по мнению судебной коллегии, несостоятельны, поскольку право на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди жилым помещением по месту проживания у Потапенко Д.Ю., как бывшего ребенка, оставшегося без попечения родителей, возникло в силу ст. 37 ЖК РСФСР с момента приобретения истцом данного статуса, и поэтому такое право является безусловным, а его реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия каких-либо условий.

Судебная коллегия находит, что при разрешении указанных выше требований суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные ответы.

Иных правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, кассационная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 9 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства социальной политики Нижегородской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: