по иску Стаферовой Н.В. к Главному управлению МЧС России по Нижегородской области о восстановлении в списках на получение жилья



Судья: Поляков Е.С. Дело № 33-4185

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 апреля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего: Погорелко О.В. и судей: Крашенинниковой М.В., Пятовой Н.Л.,

при секретаре: Филипповой З.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пятовой Н.Л.

дело по кассационной жалобе представителя Главного управления МЧС России по Нижегородской области – по доверенности Кротовой О.П.

с участием представителя Главного управления МЧС России по Нижегородской области – по доверенности Кротовой О.П. и Стафёровой Н.В.

на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 2 марта 2011 года по делу по иску Стаферовой Н.В. к Главному управлению МЧС России по Нижегородской области о восстановлении в списках на получение жилья

У С Т А Н О В И Л А:

Стаферова Н.В. обратилась в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Нижегородской области о восстановлении в списках на получение жилья, в обоснование которого указала, что в качестве вольнонаемной с января 1986 года работает в должности инженера в 1 ОВПО т/с, реорганизованном в дальнейшем в Производственно-технический центр ФПС по Нижегородской области. В 1986 году она обратилась с заявлением о постановке в очередь на получение жилья в связи с отсутствием у нее в собственности жилого помещения, после чего была включена в список. В 1990 году она родила ребенка, ей присвоен статус матери-одиночки, в связи с чем, заявление на постановку в данную очередь она подала повторно. В 2010 году истице было сообщено, что очереди на получение жилья не существует с 2005 года, и что вольнонаемный состав в очередь никогда не принимался. Письмом № <...>от 24 марта 2010 года ей было также сообщено, что в списках очередников на получение жилья истица не состоит. В связи с изложенным, просила восстановить ее в очереди на получение жилья с 1987 года в Главном управлении МЧС России по Нижегородской области на основании протоколов Жилищно-бытовой комиссии с 1987 года.

Представитель ответчика - по доверенности Кротова О.П. заявленные требования не признала.

Решением суда от 2 марта 2011 года иск удовлетворен.

В кассационной жалобе представителя Главного управления МЧС России по Нижегородской области - по доверенности Кротовой О.П. поставлен вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. А именно, указано, что доказательства, подтверждающие постановку истцы на учет с 1987 года, в материалах дела отсутствуют. Кроме того, состав семьи истицы после рождения ребенка изменился, в связи с чем, включение только Стаферовой Н.В. в список нуждающихся в улучшении жилищных условий нарушает ее права и законные интересы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд кассационной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Аналогичные нормы содержались в Конституции СССР и Конституции РСФСР, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, на что также было указано в ст. 1 Жилищного кодекса РСФСР.

Кроме того, Ст. 28 ЖК РСФСР было установлено, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР

На основании ст. 30 ЖК РСФСР учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимались на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.

Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливался законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

В соответствии со ст. 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.

На основании п. 8 ст. 36 ЖК РСФСР в первую очередь жилые помещения предоставлялись нуждающимся в улучшении жилищных условий одиноким матерям.

При этом положениями ст. 32 ЖК РСФСР устанавливалось, что право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохранялось за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Как усматривается из материалов дела, Стаферова Н.В. работает в должности инженера ОМТСиК ГУ «Производственно-технический центр ФПС по Нижегородской области» - на работу в Государственной противопожарной службе принята с 17.01.1986 г. на основании приказа о назначении 1-ОВПО№2 от 13.01.1986 года. Далее с 07.01.1986 г. по 04.01.1987г. работала в должности старшего техника 10-ВПЧ 1-ОВПО; с 04.01.1987 г. по 01.02.1995 г. – коменданта, завскладом 12-ВПЧ 1-ОВПО; с 01.02.1995 г. по 01.01.2004 г. - инженера ОМТСиК 9 разряда; с 01.01.2004 г. по 01.12.2008 г. - инженера по 9 разряду ОКПР в ОМТСиХ; с 01.12.2008 г. по 31.12.2008 г. - инженера 1 категории отделения материально-технического снабжения и комплектации; с 01.01.2009 г. по настоящее время состоит в должности инженера 1 категории Отделения материально-технического снабжения и комплектации (л.д. 21-22, 23-24, 39-46).

На основании приказа УВД № 761 от 15.11.1993 г. 1-ОВПО Противопожарной аварийно-спасательной службы (ПАСС) УВД Нижегород­ской области переименован в УГПС УВД Нижегородской области. Государственная противопожарная служба (ГПС) Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации 1 января 2002 года преобразована в ГПС Министерства Рос­сийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Указ президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года № 1309).

На основании Директивы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 сентября 2003 года №31-23-21 Производственно-технический центр Управления государ­ственной противопожарной службы МЧС России Нижегородской области с 01 октября 2003 года реорганизован в Производственно-технический центр Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области.

На основании Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 октября 2004 года № 487 Производственно-технический центр Главного управления по делам гражданской обо­роны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области с 1 января 2005 года реорганизо­ван в Производственно-технический центр Главного управления МЧС России по Нижего­родской области.

На основании приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычай­ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.08.200г. № 507 с 1 ян­варя 2009 года создано Государственное учреждение «Производственно-технический центр федеральной противопожарной службы по Нижегородской области».

27.01.1987 г. Стаферова Н.В. обратилась в 1-ОВПО с заявлением о постановке в очередь на получение жилья (л.д.6, 55), 18.06.1990 г. Стаферова Н.В. обратилась с заявлением о постановке в льготную очередь на получение жилья в связи с рождением ребенка (л.д. 56).

Из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от 19.12.1990 г. видно, что Стаферова Н.В. состоит в списках очередников на получение жилья и включена в льготную очередь как мать-одиночка (л.д. 15-16, 80-81).

Разрешая заявленные по настоящему делу требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости включения истицы в список сотрудников ГУ МЧС России по НО, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, суд установил дату, с которой за Стаферовой Н.В. признается право на улучшении жилищных условий, с 31 декабря 1987 года, которую определил исходя из показаний допрошенных в ходе судебного заседания свидетелей В.Ю.П., Т.В.Н. и С.А.В. о том, что истица состояла в очереди на получение жилья, при этом первоначально - в общей очереди с момента приема на работу, а в дальнейшем переведена в льготную очередь как мать-одиночка.

Однако судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции об определении даты, с которой за истицей должно быть признано такое право, не подтвержденным имеющимися в материалах дела доказательствами, поскольку с достоверностью установить факт постановки Стаферовой Н.В. на учет с 1987 года на основании только свидетельских показаний не представляется возможным, между тем, иные доказательства, подтверждающие данные обстоятельства, отсутствуют – имеющееся в материалах дела заявление Стаферовой Н.В. от 27 января 1987 года подтверждает факт обращения истицы с просьбой о постановке на учет, между тем соответствующего решения по данному заявлению не имеется.

Вместе с тем в деле имеется заявление Стаферовой Н.В. от 18 июня 1990 года (л.д.56), которое рассмотрено на заседании жилищно-бытовой комиссии 1-ОВПО от 19 декабря 1990 года – принято решение включить в списки очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в льготную очередь как мать-одиночку (л.д.80-81).

С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части срока, с которого Стаферова Н.В. подлежит включению в список сотрудников Главного управления МЧС России по Нижегородской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилья), который следует указать как - с 19.12.1990 г.

Кроме того, из материалов дела видно, что на указанную дату Стаферова Н.В. была включена в список сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий в льготном порядке как мать-одиночка. Статус одинокой матери присвоен истице с 20.05.1990 г. (л.д. 57-58).

В связи с этим, с учетом необходимости защиты и соблюдения прав истицы и ее ребенка судебная коллегия находит возможным изменить решение, указав на включение Стаферовой Н.В. в список сотрудников Главного управления МЧС России по Нижегородской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилья) с 19.12.1990 г. как одинокой матери, в составе семьи – сын С.Д., <...> 1990 года рождения..

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении данного спора тщательным образом были исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.

В решении суда в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ, приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Доводы, изложенные в жалобе, аналогичны позиции кассатора в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, где им была дана надлежащая правовая оценка.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в кассационной жалобе не содержится.

Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст.362 ГПК РФ оснований к отмене решения в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 2 марта 2011 года изменить, изложив абзац второй резолютивной части решения следующим образом:

Обязать Главное управление МЧС России по Нижегородской области включить Стаферову Н.В. в список сотрудников Главного управления МЧС России по Нижегородской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилья), как одинокую мать с 19 декабря 1990 г.

В остальной части решение оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Главного управления МЧС России по Нижегородской области – по доверенности Кротовой О.П. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: