Судья: Ягилев С.В. Дело №33-3566/11 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 26 цккапреля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего: Погорелко О.В., судей: Крашенинниковой М.В. и Пятовой Н.Л. при секретаре Филипповой З.В. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Крашенинниковой М.В. по кассационной жалобе заместителя министра социальной политики Нижегородской области – Габелевой Э.А. с участием Цыганова А.Н., представителей по устному ходатайству Малышевой М.А., Демидовой Г.А., представителя Министерства социальной политики по доверенности Рабежа Д.И. на решение Ветлужского районного суда г.Н.Новгорода от 04 февраля 2011 года по иску Цыганова А.Н. к администрации Ветлужского района Нижегородской области, министерству социальной политики Нижегородской области о признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности по предоставлению единовременной денежной компенсации, У С Т А Н О В И Л А: Цыганов А.Н. обратился с указанным иском к ответчикам, указав, что является участником боевых действий в Венгрии в 1956 году и в силу положений Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" имеет право на получение особой меры социальной поддержки - единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения как ветеран Великой Отечественной войны. Также истец полагает, что на него распространяется действие Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов". Поскольку в выплате на приобретение жилого помещения ответчиками ему было отказано, Цыганов А.Н. просил признать право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и возложить на администрацию Ветлужского района обязанность по предоставлению единовременной денежной компенсации на строительство или приобретение жилого помещения в размере <...>. Представитель администрации Ветлужского района по доверенности - Походяева С.А. исковые требования Цыганова А.Н. о признании права на получение единовременной денежной выплаты не оспаривала, иск о возложении на администрацию Ветлужского района обязанности по выплате указанной единовременной денежной компенсации не признала. Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился. Решением суда от 04 февраля 2011 года иск Цыганова А.Н. удовлетворен частично – за истцом признано право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»; в удовлетворении требований о взыскании денежной выплаты на приобретение жилого помещения с администрации Ветлужского района отказано. В кассационной жалобе заместителя министра социальной политики Нижегородской области – Габелевой Э.А. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Согласно ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительной кассационной жалобы, представления. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия приходит к выводу об отмене постановленного судом решения. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Цыганов А.Н. является ветераном Великой Отечественной войны и на него распространяются положения ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", а также Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", относящиеся к категории «ветеран Великой Отечественной войны». Судебная коллегия полагает данный вывод суда ошибочным, сделанным с существенным нарушением норм материального права (п.4 ч.1 ст.361 ГПК РФ). Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты (статья 7), но не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов. Реализуя свои полномочия, законодатель выделил несколько категорий военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), меры социальной поддержки которых предусмотрены статьями 15 и 17 данного Федерального закона и различаются по объему. При этом согласно п.2 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", Перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации. Во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" постановлением Правительство Российской Федерации от 01.06.2000 N 427 "О перечнях воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предписано руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации. Таким образом, законодательно закреплено, что к категории «ветеран Великой Отечественной войны» относятся лица, проходившие службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии именно в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, а не иного временного периода. Боевые действия в Венгрии: 1956 год включены в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, предусмотренного для определения категории «ветеран боевых действий» (ст.3 Федерального закона "О ветеранах"). Из материалов дела видно, что Цыганов А.Н. не проходил военную службу в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, а принимал участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году (л.д.12,27-28), что свидетельствует о наличии у Цыганова А.Н. статуса ветерана боевых действий. Согласно п.п.3 п.1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в частности, получение жилых помещений. В силу ст. 15 указанного ФЗ, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего ФЗ, предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (п.п.3 п.1). Предоставление мер социальной поддержки ветеранам боевых действий осуществляется в соответствии со ст. 16 специального Федерального закона "О ветеранах" и в качестве необходимого условия обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем является постановка на соответствующий учет до 1 января 2005 года. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Таким образом, установление законодателем различных мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, и основано на объективных критериях, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 24 октября 2000 года N 13-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, определения от 27 июня 2005 года N 231-О, от 1 декабря 2005 года N 428-О). Такие различия не могут рассматриваться как направленные на противопоставление друг другу отдельных категорий участников войны, ущемление прав или умаление достоинства личности. Судом первой инстанции установлено, что Цыганов А.Н. в 2010 году обратился в администрацию Ветлужского района Нижегородской области с соответствующим заявлением о получении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, на соответствующем учете до 1 января 2005 года не состоял. Таким образом, за истцом в силу императивных указаний закона не может быть признано право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения ни в соответствии с нормами Федерального закона "О ветеранах", ни согласно положений Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов". Выводы суда в данной части являются ошибочными, основанными на неверном толковании подлежащих применению норм материального права. С учетом приведенных выше обстоятельств и норм права, решение суда в данной части не может быть признано законным и в силу ст. ст. 362-363 ГПК РФ подлежит отмене. Суд кассационной инстанции, полагая необходимым отменить решение суда в части в силу указанных выше нарушений норм материального права, допущенных судом первой инстанции, считает возможным принять по данному делу новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены на основании имеющихся доказательств (абз.4 ст.361 ГПК РФ). Судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Цыганова А.Н. о признании за ним права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Ветлужского районного суда г.Н.Новгорода от 04 февраля 2011 года в части удовлетворения иска Цыганова А.Н. отменить, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять в отмененной части новое решение, которым отказать Цыганову А.Н. в удовлетворении иска к администрации Ветлужского района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». В остальной части решение суда оставить без изменения. Председательствующий: Судьи: