ТСЖ № 454 к Администрации г. Нижнего Новгорода об отмене постановления главы администрации и возложении обязанности сформировать земельный участок



Судья: Спирина И.В. Дело № 33-4228

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

10 мая 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего: Погорелко О.В. и судей: Крашенинниковой М.В., Пятовой Н.Л.,

при секретаре Логиновой А.Я.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Пятовой Н.Л.,

дело по кассационной жалобе председателя правления ТСЖ № 454 – Швыганова М.И.

с участием председателя правления ТСЖ № 454 – Швыганова М.И.

на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 17 февраля 2011 года по иску ТСЖ № 454 к Администрации г. Нижнего Новгорода об отмене постановления главы администрации и возложении обязанности сформировать земельный участок

У С Т А Н О В И Л А:

ТСЖ № 454 обратилось в суд с настоящим иском к ответчику, указывая, что члены товарищества являются сособственниками квартир в доме «…». Придомовой земельный участок был сформирован межевой организацией с учетом планировки гостевой парковки автомобилей. Однако, 13.10.2010г. ТСЖ стало известно, что оспариваемым постановлением № 5372 от 12.10.2009 г. утверждены границы земельного участка без учета гостевой парковки автомобилей, обозначенной в предоставленных документах, информация об изменении границ межевания до товарищества не доводилась. Истец просил суд отменить постановление ввиду незаконности и обязать администрацию г.Н.Новгорода сформировать земельный участок в других границах.

Решением суда от 17 февраля 2011 года в иске отказано.

В кассационной жалобе председатель правления ТСЖ № 454 – Швыганов М.И. просил отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав председателя правления ТСЖ № 454 – Швыганова М.И., судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

В соответствии со ст.347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, проверены судебной коллегией Нижегородского областного суда по правилам главы 40 ГПК РФ, в пределах доводов кассационных жалоб.

Доводы кассатора подлежат отклонению по следующим основаниям.

По смыслу ст. ст. 254 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (пп.2,5).

В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона). В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Согласно ч.2 ст.6 ФЗ РФ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

Согласно ст. 43 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (ч.2).

Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий (ч.4).

Действующими на территории Нижегородской области Методическими рекомендациями по формированию земельных участков под многоквартирными домами на территории Нижегородской области (утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 18.07.2008 № 289), также предусмотрено, что при подготовке и согласовании проекта межевания территории и градостроительного плана земельного участка в составе проекта межевания должны учитываться требования градостроительного законодательства, в частности, характер фактически сложившегося землепользования на не разделенной на земельные участки застроенной территории и минимальные и максимальные размеры земельных участков, определяемые в соответствии с градостроительными нормативами и правилами, действовавшими в период застройки территории (п.3.5).

Нормативный размер земельного участка, передаваемого в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме бесплатно, определяется в зависимости от площади земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, а также с учетом прилегающих к ним территорий, необходимых для обеспечения их функционирования (обслуживания), с учетом соблюдения требований градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания в многоквартирном доме, обслуживания жилых зданий и другого имущества, а также доступ к этим объектам. При этом должны обеспечиваться нормальные условия проживания граждан на смежных земельных участках и права собственников, владельцев, пользователей и арендаторов этих участков, а также владельцев расположенных на них зданий, строений и сооружений (п.2.10).

Если фактическая площадь земельного участка в существующей застройке меньше нормативных размеров площади, бесплатно передаваемой в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, и увеличение размеров земельного участка за счет смежных земельных участков не представляется возможным, то границы земельного участка многоквартирного дома устанавливаются по фактически существующим границам (п.2.11).

Таким образом, законодательством предусмотрены случаи, когда, в силу объективных причин, фактические размеры предоставляемых в порядке ст.16 Вводного закона земельных участков, могут быть меньше нормативных, в том числе, в случае необходимости обеспечения в зоне плотной застройки интересов владельцев расположенных на смежных участках зданий, строений и сооружений, социально-экономического и градостроительного развития города Нижнего Новгорода.

Согласно положений п. 13 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Из материалов дела видно, что постановлением администрации г. Н.Новгорода от 17.04.2009г. N 1500 «О разработке проекта межевания территории в границах улиц Богдановича, Казанское шоссе, улиц Композитора Касьянова, Нижне-Печерская в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода» от 17 апреля 2009 г. N 150 на основании ст. 8, 41, 42, 43, 44, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 43, 54 Устава города Нижнего Новгорода, муниципального контракта N 17/2009 от 13.03.2009, заключенного по результатам открытого конкурса на выполнение комплекса работ по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в границах улиц Богдановича, Казанское шоссе, улиц Композитора Касьянова, Нижне-Печерская в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода, - администрации города Нижнего Новгорода (департамент архитектуры и градостроительства администрации города Нижнего Новгорода (Романычев М.Ю.) разрешена разработка проекта межевания территории в границах улиц Богдановича, Казанское шоссе, улиц Композитора Касьянова, Нижне-Печерская в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода согласно чертежу департамента архитектуры и градостроительства администрации города Нижнего Новгорода N 5.2.1.

Постановлением администрации г. Н.Новгорода от 12.10.2009г. N 5372 «Об утверждении проекта межевания территории в границах улиц Богдановича, Казанское шоссе, улиц Композитора Касьянова, Нижне-Печерская в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода» на основании ст. 43, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», муниципального контракта от 13.03.2009 N 17/2009, заключения комиссии по землепользованию и застройке в городе Нижнем Новгороде о результатах публичных слушаний от 29.09.2009 N 17/2009-п, в целях установления границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, - утвержден проект межевания территории в границах улиц Богдановича, Казанское шоссе, улиц Композитора Касьянова, Нижне-Печерская в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода, разработанный на основании постановления исполняющего обязанности главы администрации города Нижнего Новгорода от 17.04.2009 N 1500 «О разработке проекта межевания территории в границах улиц Богдановича, Казанское шоссе, улиц композитора Касьянова, Нижне-Печерская в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода» в части установления границ земельных участков, занимаемых многоквартирными домами. Данное постановление опубликовано 05.02.2010г. («День города. Нижний Новгород», N 8(430)).

Таким образом, оспариваемым постановлением установлены конкретные границы и размеры земельного участка, являющегося в силу ст.36 Жилищного кодекса РФ, общим имуществом многоквартирного жилого дома «…».

На основании указанного постановления 14.12.2009г. осуществлен кадастровый учет земельного участка (л.д.87).

В кассационной жалобе не оспаривается, что проект межевания территории проходил предусмотренную законом процедуру публичных слушаний и был рекомендован к утверждению (л.д.44).

Анализируя представленные доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, при вынесении оспариваемого ненормативного правового акта, администрация г.Н.Новгорода действовала в рамках предоставленных ей полномочий (ст. 43 Устава г.Н.Новгорода) с соблюдением установленной законом процедуры (ст.43, 46 Градостроительного кодекса РФ).

Судом первой инстанции дано аргументированное суждение о том, что в условиях необходимости соблюдения интересов прав землепользователей смежных земельных участков постановление администрации г. Н.Новгорода от 12.10.2009г. N 5372 не может быть признано незаконным.

Довод жалобы о том, что в ходе публичных слушаний обсуждался проект межевания в других границах придомового участка истцов не принимается во внимание судебной коллегией, поскольку результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер, а окончательное решение об утверждении межевания в границах, по возможности максимально соблюдающих интересы всех заинтересованных лиц, принадлежит уполномоченному органу власти.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении данного спора тщательным образом были исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.

В решении суда в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ, приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную истцом позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в кассационной жалобе не содержится.

Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст.362 ГПК РФ оснований к отмене решения в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 17 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу председателя правления ТСЖ «№454» – Швыганова М.И. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: