доводы жалобы не нашли своего подтверждения



Судья : Тупикина З.А. Дело №33-4039/11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«26» апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

В составе председательствующего: судьи Самарцевой В.В.

С участием судей : Кручинина М.А. и Колесниковой Н.Т.

При секретаре судебного заседания Антоновой Е.А.

По докладу судьи Самарцевой В.В.

При участии Нехорошкова М.К., Ч. по доверенности, прокурора отдела прокуратуры Евтюшкина А.Ю.

Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Нехорошкова М.К.

На решение Дальне-Константиновского районного суда Нижегородской области от 28 февраля 2011 года по гражданскому делу по заявлению Нехорошкова М.К. к Земскому Собранию Д.-Констатиновского района Нижегородской области, к главе администрации Д.-Констатиновского района Нижегородской области А. о признании незаконным назначения главы администрации Д.-Констатиновского района,

УСТАНОВИЛА:

Нехорошков М.К.обратился в Д.- Константиновский районный суд с заявлением о признании незаконным назначения главой администрации Д.Константиновского района А.

Заявление Нехорошкова М.К. мотивировано тем, что 30 сентября 2010 года Земским собранием Д-Константиновского района был проведен конкурс на замещение должности главы администрации Д-Константиновского муниципального района.

Одним из кандидатов на должность главы администрации был Нехорошков М.К.

Конкурс, по мнению заявителя, был проведен с грубейшими нарушениями действующего законодательства - Федерального и Нижегородской области, а также нормативно правовых актов Земского собрания Д-Константиновского района : Регламента Земского собрания, а также Положения « О порядке проведения конкурса и назначения на должность главы администрации Д-Константиновского района».

В ст. 17 п.5 Регламента ЗС говорится …»Заседание земского собрания начинается в 10.00 часов. По решению Земского собрания может быть установлено иное время начала заседания».

30 сентября 2010 года заседание Земского собрания сначала было назначено на 10-00 часов, но потом их известили, что заседание переносится на 14-00 часов, а потом перенесли еще на 1 час., т.е. на 15-00 часов. Никакого решения собрание по переносу начала заседания не принимало. Это нарушение регламента имеет существенное значение, т.к. это повлияло на всю процедуру назначения главы администрации района.

Перенос заседания Земского собрания был сделан для того, чтобы дать возможность некоторым депутатам выступить на заседании в пользу одного из пяти кандидатов, а именно А., тем самым было оказано давление на депутатов Земского собрания. Главный врач областной больницы им «********» З. и заместитель министра внутренней политики Нижегородской области Х. целый час убеждали депутатов голосовать только за А.

Нарушен не только Регламент Земского собрания, но и положение « О порядке проведения конкурса и назначения на должность главы администрации Д-Константиновского района». Заведомо ставя кандидатов в неравные условия, был нарушен пункт 2-й раздела 1 Положения « о порядке проведения конкурса» где сказано « Основными целями проведения конкурса является …2) реализация права граждан на равный доступ к муниципальной службе».

Об этом же говорится в статье 4 п.2 ФЗ № 25 от 02.03.2007 года « О муниципальной службе в РФ», где сказано « Основными принципами муниципальной службы является « равный доступ граждан к муниципальной службе».

Нарушено его право на равный доступ у муниципальной службе.

Пригласив на заседание Земского собрания 30 сентября 2010 года З. и Х. и предоставив им слово председатель Земского собрания Ш. грубо нарушил ст. 37 п.8 Регламента Земского собрания и превысил свои полномочия.

В п.8 ст. 37 Регламента говорится, что « приглашенным может быть предоставлено слово для выступления по решению Земского собрания». Такого решения Земское собрание не принимало.

Была нарушена ст. 28 Регламента – порядок голосования и принятия решения Земского собрания. В соответствии с п.3 ст. 28 Регламента депутат имеет право голосовать:1).за принятое решение; 2).против принятия решения; 3).воздержаться от голосования.

В бюллетень для тайного голосования было внесено две строки «за» и « против ». Строки « воздержался» не было вообще.

Это грубое нарушение напрямую повлияло на результаты голосования. Некоторые депутаты хотели воздержаться и не голосовать ни «за» ни « против», но они лишены были такой возможности. Возможно поэтому А. набрал 10 голосов депутатов, 7 голосовали против всех кандидатов.

В данном случае нарушены его права как депутата Земского собрания и как кандидата на должность глады администрации района.

Нехорошков М.К. просил суд признать решение Земского собрания Д-Константиновского района № 83 от 30 сентября 2010 года « О назначении главой администрации Д-Константиновского муниципального района А. незаконным и отменить.

Отменить как незаконное распоряжение № 213 от 05.10.2010 года администрации района « О вступлении в должность главы администрации Д-Константиновского района А.»

Представитель Земского Собрания Д.Константиновского района С., руководитель аппарата Земского собрания, действующий на основании доверенности, в судебном заседании Д.Константиновского районного суда требования Нехорошкова М.К. не признал, мотивируя тем, что перенос времени заседания Земского собрания на которое ссылается истец не повлиял на исход голосования. Согласно ФЗ 131 ст. 37 лицо назначается на должность главы администрации представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Никакого нарушения в период конкурсного производства не было. Это не выборы, а назначение главы администрации, поэтому закон о выборах в данном случае не применим. Бюллетени были утверждены Земским собранием, все депутаты проголосовали единогласно. По предложенным бюллетеням волеизъявление можно выявить, что и было сделано. Ни один бюллетень не был признан недействительным. На заседании Земского собрания присутствовал прокурор района, от которого возражений не поступило.

Земское собрание приняло решение, что голосование по назначению главы администрации провести в форме тайного голосования, что соответствует ст. 31 Регламента. Регламент Земского собрания Д-Константиновского района был принят депутатами Земского собрания 19 августа 2010 года. З. и Х. присутствовали на Земском собрании как представители власти. Земское собрание каждую повестку дня заседания Земского собрания направляет в Законодательное собрание Нижегородской области. Поэтому З. и Х. и были в курсе, что 30 сентября 2010 года в р.п. Д-Константиново проводится Земское собрание по вопросу назначения главы администрации района. Согласно ст. 32 Регламента – ( порядок принятия решений Земского собрания) - выступление З. и Х. относится к процедурному вопросу. Никакого давления со стороны названных лиц не было, была выражена позиция правительства Нижегородской области. Выступления Зайцева и Холкиной не повлияли на волеизъявление депутатов. Принцип равного доступа на муниципальную службу реализуется через проведение конкурсного отбора. Претензий к проведению конкурса истец не предъявляет. Его претензия сводится только к проведению Земского собрания от 30.09.2010 года.

Представитель заинтересованного лица - главы администрации Д-Константиновского района А., Ч., действующий на основании доверенности, в судебном заседании Д.Константиновского районного суда требования Нехорошкова М.К. не признал, суду пояснил, что факт, оказания давления на депутатов главным врачом областной больницы им. «*******» и заместителем министра внутренней политики Х. заявителем не доказан, это лишь его мнение и домыслы.

Ссылка Нехорошкова М.К. на нарушение п.2 раздела 1 положения «О порядке проведения конкурса …» и ст.4 п.2 ФЗ № 25 от 02.03.2007 года « О муниципальной службе в Российской Федерации» не правомерна и не обоснована. Принцип равного доступа на муниципальную службу реализуется через проведение конкурсного отбора. При замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования. Какое нарушено право на равный доступ истца не понятно.

Ссылка Нехорошкова М.К. на ст. 5 Закона Нижегородской области № 133-З от 03.10.2008 года считает не законной и необоснованной. Истец не доказал в какой форме было вмешательство в деятельность депутатов. Ссылку истца на нарушение ст. 37 п8 Регламента Земского собрания считает не существенной. Ссылку истца на нарушение ст. 28 Регламента Земского собрания считает не законной и необоснованной. В указанной статье речь идет о праве депутата по голосованию. В ст. 31.п.4 сказано, что бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по предложенной форме, утвержденной Земским собранием. Депутаты проголосовали за утверждение данной формы. В ст. 28 п. 7 Регламента Земского собрания сказано, что депутаты вправе поставить вопрос о проведении повторного голосования. Ни один депутат такой вопрос не ставил.

Решением Д.Константиновского районного суда от 28 февраля 2011 года постановлено: в удовлетворении требований Нехорошкову М.К. о признании решения Земского собрания Д-Константиновского муниципального района Нижегородской области № 83 от 30 сентября 2010 года «О назначении главой администрации Д-Константиновского муниципального района А. незаконным, об отмене распоряжения № 213 от 05.10.2010 года администрации района «О вступлении в должность главы администрации Д-Константиновского района Нижегородской области А.» - отказать.

В кассационной жалобе Нехорошков М.К. ставит вопрос об отменен решения Д.Константиновского районного суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с неправильным применением норм права и при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Нехорошкова М.К., заслушав участвующих по делу лиц и прокурора, судебная коллегия находит, что жалоба Нехорошкова М.К. не подлежит удовлетворению по следующим мотивам и основаниям.

В соответствии с положениями ч.1 и ч.2 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Статьей 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

19 августа 2010 года Земское собрание Д-Константиновского района Нижегородской области приняло Решение № 74 « О назначении конкурса на замещение должности главы администрации Д-Константиновского района». Проведение конкурса назначено на 23 сентября 2010 года. в соответствии с условиями, установленными Положением о порядке проведения конкурса и назначения на должность главы администрации Д-Константиновского района Нижегородской области, утвержденным решением Земского собрания от 06.10.2005 № 59/76.

Согласно данному Положению конкурс проводится в два этапа(л.д.11 об.-12) на первом этапе представительный органа устанавливает срок подачи документов, а конкурсная комиссия принимает документы от, необходимые для участия в конкурсе, проверяет их полноту и достоверность, формирует список лиц участвующих в конкурсе.

На втором этапе конкурсная комиссии на своем заседании проводит конкурс документов, собеседование с участниками конкурса, отбор кандидатов путем к голосования и оформленные результаты конкурса направляет в представительный орган.

В течение трех дней после проведения конкурса председатель конкурсной комиссии направляет письменное уведомление о результатах конкурса всем кандидатам, подавшим заявление на участие в конкурсе.

Согласно п.22 Положения порядок голосования при решении вопроса о назначении главы администрации района определяется в соответствии с Регламентом.

Из содержания п.23 Положения следует, что кандидат считается избранным, если за него проголосовало большинство от установленного Уставом Д.Константиновского района числа депутатов Земского собрания

Согласно ст. 29 данного Положения спорные вопросы, связанные с проведением конкурса, рассматриваются в судебном порядке.

Как следует из материалов дела процедура формирования конкурсной комиссии, проверка документов и отбор претендентов на должность главы администрации конкурсной комиссией заявителем Нехорошковым М.К. не оспаривалась.

По итогам заседания конкурсной комиссии на представление Земскому собранию Д.Константиновского района на замещение должности главы администрации района были рекомендованы : С., З., Г., Нехорошков М.К., А.

По итогам голосования за кандидата, рекомендованного Земскому собранию для назначения на должность главы администрации района А. проголосовало 5 членов комиссии из 9. Пунктом 2 решения конкурсной комиссии рекомендовано Земскому собранию Дальнеконстантиновского муниципального района назначить на должность главы администрации Дальнеконстантиновского муниципального района А.( л.д.101-101 об.)

В соответствии с п. 1.1.ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

30 сентября 2010 года проходило заседание Земского собрания Д.Константиновского района, на котором присутствовали 17 депутатов Земского собрания. Кроме них на заседании присутствовали : представители администрации района, главы местного самоуправления, главы администраций поселений, прокурор района.

Четвертым вопросом повестки дня был обозначен вопрос о назначении главы администрации Дальнеконстантиновского муниципального района.

Повестка дня была утверждена депутатами Земского собрания единогласно.

Как следует из протокола заседания Земского собрания каких-либо предложений депутатов об изменений повестки заседания Земского собрания, об изменении дня и времени проведения Земского собрания, об ограничении числа лиц, присутствующих на заседании, не ставился и не обсуждался. Против присутствия на заседании Земского собрания и выступлений депутата законодательного Собрания Нижегородской области З. и заместителя министра внутренней политики Нижегородской области Х. никто из депутатов Земского собрания не возражал.

Из выступлений указанных лиц следует, что один из них знает А. по работе как главного врача районной больницы, а другой сообщил, позицию Правительства Нижегородской области относительно кандидатуры А.( л.д.14-17).

Так же согласно протоколу заседания кандидатура главы администрации района избиралась путем тайного голосование. Решение о тайном голосовании принято депутатами единогласно.

Форма бюллетеня для тайного голосования принята депутатами Земского собрания единогласно.

В бюллетень для тайного голосования были включены все кандидатуры, предложенные конкурсной комиссией, несмотря на то, что комиссия рекомендовала к назначению только одного кандидата – А.

По результатам голосования за А. проголосовало 10 депутатов, а 7 депутатов проголосовали «против всех».

За кандидата Нехорошкова М.К. не было подано ни одного голоса.

Исходя из указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что проведение заседания Земского собрания в 15 часов, а не в 10 часов, а так же присутствие на этом собрании депутата законодательного Собрания Нижегородской области З. и заместителя министра внутренней политики Нижегородской области Х. никак не повлияло на результаты голосования депутатов при выборе кандидатуры для назначения на должность главы района.

Порядок принятия решения представительным органом при решении вопроса о назначении главы администрации района, установленный разделом 6 Положением о порядке проведения конкурса и назначения на должность главы администрации Д-Константиновского района Нижегородской области, утвержденным решением Земского собрания от 06.10.2005 № 59/76 нарушен не был.

Регламент Земского собрания Д.Константиновского района принят 16 августа 2010 года депутатами Земского собрания единогласно.

Согласно ст. 28 данного Регламента депутат имеет право голосовать : за принятое решение; против принятия решения; воздержаться от голосования.

В ст. 31 Регламента прописана процедура тайного голосования. Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней. Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по предложенной ею форме; при этом бюллетени должны содержать необходимую для голосования информацию, а также обеспечивать обязательное исключение альтернативных вариантов. Недействительными считаются бюллетени неутвержденной формы и бюллетени, по которым нельзя установить волеизъявление депутата.

Суд первой инстанции правильно установил, что при разработке бюллетеней были допущены нарушения, не соответствующие Регламенту Земского собрания. Но данные нарушения носили не существенный характер. По данным бюллетеням депутаты Земского собрания 30 сентября 2010 года проголосовали, выразив свою волю при тайном голосовании.

Согласно Регламенту недействительными считаются бюллетени неутвержденной формы и бюллетени, по которым нельзя установить волеизъявление депутата.

Депутаты выразили свою волю и утвердили форму бюллетеня единогласно, вопрос о признании недействительными бюллетеней на заседании Земского собрания не обсуждался.

Кроме того, как следует из материалов дела и пояснений, данных Нехорошковым М.К. на заседании судебной коллегии, каждый депутат лично получал бюллетень для тайного голосования, расписывался за него, тайно проставлял свою отметку в бюллетене, после чего каждый самостоятельно опускал бюллетень в урну для голосования.

Указанные обстоятельства, свидетельствуют о том, что каждый депутат выражал свое мнение и волю при решении вопроса о назначении главы администрации района самостоятельно.

Поскольку воля лиц, участвовавших в голосовании достоверно установлена, а процедура назначения на должность главы администрации района А. не нарушена, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования Нехорошкова М.К. являются необоснованными.

Доказательств, которые бы опровергли установленные обстоятельства и подвергли бы сомнению итоги голосования, или достоверность волеизъявления лиц, участвовавших в голосовании, судом первой инстанции и судебной коллегией не установлено.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно установил, что права Нехорошкова М.К. при решении Земским собранием Д.Константиновского района о назначении главы администрации района не нарушены, поскольку он наравне с другими принимал участие в конкурсе, его кандидатура рассматривалась как одна из кандидатур на должность главы администрации района, его фамилия была включена в бюллетень для голосования, однако не набрала ни одного голоса.

В соответствии с ч.4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Выводы суда первой инстанции основаны на тщательном исследовании обстоятельств и материалов настоящего дела.

Доводы заявления Нехорошкова М.К. как и доводы его кассационной жалобы основаны на предположениях и не подтверждены достоверными и допустимыми доказательствами.

Наоборот, выводы суда первой инстанции мотивированны, убедительны и основаны на оценке доказательств добытых и исследованных в ходе судебного разбирательства дела. Доказательства сопоставлены между собой и им дана оценка в их совокупности в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.

Суд первой инстанции, установив, что права Нехорошкова М.К. при решении вопроса о назначении главы администрации Д.Константиновского района не нарушены правильно отказал ему в удовлетворении его требований.

Судебная коллегия считает, что нормы материального и процессуального права при рассмотрении настоящего гражданского дела судом первой инстанции применены правильно.

Оснований предусмотренных ст.362 ГПК РФ для отмены решения суда первой инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Д.Константиновского районного суда Нижегородской области от 28 февраля 2011 года, которым Нехорошкову М.К. отказано в удовлетворении требований о признании решения Земского собрания Д-Константиновского муниципального района Нижегородской области № 83 от 30 сентября 2010 года «О назначении главой администрации Д-Константиновского муниципального района А. незаконным, об отмене распоряжения № 213 от 05.10.2010 года администрации района « О вступлении в должность главы администрации Д-Константиновского района Нижегородской области А.» - оставить без изменения, а кассационную жалобу Нехорошкова М.К. – оставить без удовлетворения.

Председательствующий :

Судьи: