Прокурор Варнавинского района в интересах Цветкова В.П. к ГУ ОПФ РФ по Варнавинскому району о назначении досрочной трудовой пенсии



Судья Христич С.Б. Дело № 33-5788/2011г.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

07 июня 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего Железновой Н.Д.

и судей: Башаркиной Н.Н., Гаврилова В.С.

при секретаре Бурдуковой Е.И.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаврилова В.С.

дело по кассационной жалобе Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Варнавинскому району Нижегородской области, кассационному представлению прокурора Варнавинского района

с участием Масляковой И.П.

на решение Варнавинского районного суда от 13 апреля 2011 года

по иску прокурора Варнавинского района в интересах Цветкова В.П. к Отделу Пенсионного фонда РФ по Варнавинскому району Нижегородской области о понуждении включить период работы Цветкова В.П. с 19 июля 2004 года по31 декабря 2008 года в льготный стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости, назначить пенсию с 13 ноября 2010 г.,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Варнавинского района обратился в с исковым заявлением в интересах Цветкова В.П. к Государственному учреждению - Отделу Пенсионного фонда РФ по Варнавинскому району Нижегородской области о понуждении включить период работы Цветкова В.П. с 19 июля 2004 г. по 31 декабря 2008 г. в льготный стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости, назначить пенсию с 13 ноября 2010 г.

В обоснование своих требований, указал, что прокуратурой Варнавинского района проведена проверка по обращению Цветкова В.П. по вопросу нарушения его трудовых прав, о невключении периода работы в пожарной части в льготный стаж, дающий право на получение досрочной пенсии.

Подпунктом 9 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Федерального закона, - мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. № 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из изложенного следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09 ноября 2001г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» с 1 января 2002г. государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включив в ее состав входящие по состоянию на 1 октября 2001г. в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.

Кроме того, ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ) определено, что в Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба; противопожарная служба субъектов Российской Федерации. На протяжении всех этапов, когда осуществлялось преобразование Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации в Главное управление МЧС России по Нижегородской области, 125 Пожарная часть ГУ МЧС России являлась структурным подразделением Главного управления МЧС России по Нижегородской области.

Федеральным законом от 22 августа 2004г. № 122 -ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации...» разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. С введением данного нормативного акта Нижегородская область, являющаяся субъектом Российской Федерации, для выполнения своих полномочий в области пожарной безопасности должна была создать противопожарную службу субъекта Российской Федерации.

Однако, поскольку на территории субъекта на тот момент уже существовала достаточная численность Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Правительства Нижегородской области заключило Соглашение с МЧС России о передаче части своих полномочий по решению задач в области ГО, ЧС и пожарной безопасности территориальному органу МЧС России - ГУ МЧС России по Нижегородской области.

Выполнение Главным управлением МЧС России по Нижегородской области полномочий субъекта в области пожарной безопасности должно было финансироваться за счет средств субъекта.

В связи с чем, Правительством Нижегородской области и было создано юридическое лицо Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, через которое на протяжении 2005, 2006 годов Правительство Нижегородской области осуществляло финансирование пожарных частей Главного управления МЧС России по Нижегородской области.

Распоряжением Правительства Нижегородской области № 644-р от 01 ноября 2004г. была утверждена структура и предельная численность работников Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области. В п. 2 данного Распоряжения указано, что предельная численность работников комитета установлена с 01 января 2005г. - 51 человек, в том числе государственных служащих - 5 человек, работников, не являющихся государственными служащими, - 46 человек, поэтому численность пожарных частей никогда не выводилась из состава Главного управления.

Перевод численности из федеральной структуры в областную производился бы в данном случае через увольнение, а этому нет документального подтверждения, так как в трудовых книжках работников нет записи об увольнении и переводе в другое юридическое лицо. Трудовой договор с Цветковым В.П. заключен от имени Главного управления МЧС России по Нижегородской области 11 января 2009г.

Однако ГУ отделом ПФ РФ по Варнавинскому району Нижегородской области решением от 06 апреля 2010г. за исходящим № 247 Цветкову В.П. отказано в назначении пенсии по старости со ссылкой на подпункт 18 пункта 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001г. «О трудовых пенсиях».

В ст. 154 указанного закона, регулирующей мероприятия по разграничению полномочий в области пожарной безопасности, установлено, что данные мероприятия будут регулироваться ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ст. ст. 10, 16, 18 Федерального закона от 21 декабря 1994г. № -69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Статья 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ содержит принципы финансового обеспечения осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения.

Кроме того, ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994г. № 69-ФЗ регулирует финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности.

Из анализа данных норм следует, что полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности разграничены, в том числе и в области финансирования служб пожарной безопасности. Однако структурная и функциональная принадлежность данного структурного подразделения всегда оставалась за Главным управлением МЧС России по Нижегородской области.

Прокурор Варнавинского района просил суд обязать Управление ПФ РФ по Варнавинскому району включить период работы Цветкова В.П. с 19 июля 2004г. по 31 декабря 2008г. в льготный стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости, как лицу, достигшему 50 лет и проработавшему не менее 25 лет специального стажа и назначить ему пенсию с 13 ноября 2010г.

В судебном заседании прокурор Варнавинского района, выступая в интересах Цветкова В.П., исковые требования поддержал, просил суд обязать ответчика включить период работы Цветкова В.П. с 19 июля 2004г. по 31 декабря 2008г. в льготный стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости и назначить ему пенсию с 13 ноября 2010г.

Цветков В.П. исковые требования поддержал.

Представитель третьего лица - Главного управления МЧС по Нижегородской области - в судебное заседание не явился, представив письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил заявление удовлетворить.

Представитель Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Варнавинскому району Нижегородской области в судебном заседании исковые требования не признал.

Решением Варнавинского районного суда от 13 апреля 2011 года постановлено:

Исковое заявление прокурора Варнавинского района в интересах Цветкова В.П. к Государственному учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации по Варнавинскому району Нижегородской области удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фона Российской Федерации по Варнавинскому району Нижегородской области включить в специальный стаж Цветкова В.П. период работы в должности начальника караула 125-ПЧ по охране п. Северный Варнавинского район с 19 июля 2004 года по 31 декабря 2008 года.

Обязать Государственное учреждение – Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Варнавинскому району Нижегородской области назначить Цветкову В.П. трудовую пенсию по старости досрочно с момента вынесения решения суда.

В кассационной жалобе ОПФ РФ по Варнвинскому району просит отменить решение Варнавинского районного суда от 13 апреля 2010 года как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, указывается, что суд необоснованно включил спорный период работы, поскольку ПЧ-125 в данной период времени относилась к противопожарной службе субъекта РФ.

В кассационном представлении прокурора также содержится просьба об отмене решения суда, поскольку он считает, что пенсия Цветкову В.П. должна быть назначена с 13 ноября 2009 года, то есть в день обращения с заявлением в Отдел Пенсионного фонда РФ по Варнавинскому району.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений относительно нее, выслушав объяснение представителя органа Пенсионного фонда РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

На основании ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Суд первой инстанции, основываясь на положении п.п.9 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Списком должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 18 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 года, № 437, пришел к правильному выводу о включении в льготный стаж периода работы Цветкова В.П. с 19 июля 2004 года по 31 декабря 2008 года.

Из материалов дела видно, что 12 ноября 1984 года Цветков В.П. принят на должность пожарного ППГ-125 по охране Лапшанского ЛПХ.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001г. № 1309 Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации 01 января 2002г. преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

На основании директивы Министерства Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 марта 2003г. № 31-23-21 Управление Государственной противопожарной службы МЧС России Нижегородской области с 01 октября 2003г. реорганизовано в Главное управление по делам ГО и ЧС Нижегородской области.

19 июля 2004г. 125-ПЧ по охране п. Северный Варнавинского района передано в подчинение управления по делам ГО и ЧС Варнавинского района Главного управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области.

На основании приказа Министерства РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16 октября 2004г. № 487 Главное управление по делам ГО и ЧС Нижегородской области с 01 января 2005г. реорганизовано в Главное управление МЧС России по Нижегородской области, в связи с ликвидацией управления по делам ГО и ЧС Варнавинского района 125-ПЧ по охране р.п. Варнавино передана в подчинение МЧС России по Нижегородской области.

В соответствии с приказом начальника Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Нижегородской области № 657 от 17 декабря 2004г. ПЧ-125 является структурным подразделением ПЧ-124 (л.д.30-34).

13 ноября 2009 года Цветков В.П. обратился в ГУ ОПФ РФ по Варнавинскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии (л.д.6-7). Указанное обстоятельство ответчиком в процессе рассмотрения дела не оспаривалось.

Решением Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда РФ по Варнавинскому району № *** от ***г. Цветкову В.П. отказано в назначении трудовой пенсии по старости досрочно (л.д.8-9).

Судебная коллегия не может согласиться с доводом кассационной жалобы заявителя о необоснованности включения истцу в льготный стаж спорного периода.

В соответствии с положениями статьи 27 пункта 1 подпункта 18 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 г. №437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Указанный Список предусматривает и должность водителя (код 11442).

Федеральным законом от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации...» разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, внесены изменения в статью 5 ФЗ от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Указанным выше нормативным актом предусмотрено, что в государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов РФ.

На основании приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26.10.2004 г. №487 Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области с 01.01.2005 г. реорганизовано в Главное управление МЧС России по Нижегородской области. Одновременно был создан Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области.

В соответствии с Положением о 124 Пожарной части ГУ МЧС России по Нижегородской области (л.д. 83 - 88), указанная часть действительно является структурным подразделением Комитета гражданской обороны и пожарной безопасности Нижегородской области (пункт 1.2).

В силу положений статьи 66 Трудового кодекса РФ именно трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

125-я пожарная часть ГУ МЧС России по Нижегородской области фактически находилась в двойном подчинении и, являясь структурным подразделением Комитета Гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области в части финансирования, не была выведена из состава МЧС России, одновременно являлась также подразделением Главного управления МЧС России по Нижегородской области, о чем свидетельствует не только наименование указанной пожарной части (124 пожарная часть ГУ МЧС России по Нижегородской области), но и то обстоятельство, что штатное расписание утверждалось приказом ГУ МЧС России по Нижегородской области.

В спорный период времени, в 2005 г., между Правительством Нижегородской области и ГУ МЧС России по Нижегородской области заключено Соглашение о передаче части полномочий по решению задач области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности территориальному органу МЧС России - ГУ МЧС России по Нижегородской области (л.д.89-94).

Таким образом, оценивая приведенные выше доказательства, можно сделать вывод о том, что структурная и функциональная принадлежность пожарной части 124 ГУ МЧС России по Нижегородской области всегда оставалась за Главным управлением МЧС России по Нижегородской области, в связи с чем Цветков В.П. по настоящее время осуществляет свою деятельность в государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, т.е. являлся и является сотрудником федеральной противопожарной службы.

По вышеизложенным мотивам не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы ответчика о том, что суд необоснованно включил в специальный стаж период работы истца с 19 июля 2004 года по 31 декабря 2008 года в льготный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, достигшему 50 лет и проработавшему не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы, тем более, что все они судом первой инстанции были учтены и им дана надлежащая правовая оценка.

В то же время, судебная коллегия соглашается с доводом кассационного представления о том, что пенсия должна быть назначена Цветкову В.П. с 13 ноября 2009 года.

В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Отказывая в назначении пенсии со дня обращения за нею, суд обосновал свой вывод тем, что истцом не были представлены все необходимые документы, подтверждающие его право на назначение ему пенсии по старости ранее достижения возраста ( справка, уточняющая особый характер работы или труда, необходимые для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда; Положение 124 пожарной части ГУ МЧС России по Нижегородской области по охране Варнавинского района; штатное расписание 125 пожарной части), они были представлены лишь в судебное заседание, то есть по истечении трех месяцев, а поэтому пенсия по старости ранее достижения возраста может быть назначена ему с момента вынесения решения суда.

Однако судебная коллегия считает такой вывод суда не соответствующим закону, так как истцу было отказано в назначении пенсии без какого-либо разъяснения о необходимости представления каких-либо документов в трехмесячный срок, вывод об отказе в назначении пенсии категоричен, что лишало истца возможности защитить свое право на получение пенсии иным способом, кроме как обратиться в суд.

По состоянию на 13 ноября 2009г. (дата обращения за назначением пенсии) истец имел 50-летний возраст (это не оспаривается) и необходимый 25-летний стаж работы в системе МЧС России (л.д.10-14), а поэтому с названной даты в силу закона он приобрел право на получение трудовой пенсии. Документы, о которых суд указывает в решении, истец имел возможность предоставить органу Пенсионного фонда в названный и предусмотренный законом трехмесячный срок.

Таким образом, судебная коллегия находит необходимым изменить решение суда в части указанием даты назначения истцу досрочной пенсии, а именно с 13 ноября 2009 года.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Кассационное представление прокурора Варнавинского района удовлетворить.

Решение Варнавинского районного суда от 13 апреля 2011 года изменить в части даты назначения Цветкову В.П. трудовой пенсии.

Обязать Государственное учреждение – Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Варнавинскому району Нижегородской области назначить Цветкову В.П. трудовую пенсию по старости досрочно с 13 ноября 2009 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Варнавинскому району - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи