по заявлению Шамазова И.Ф. о признании незаконными действий администрации города Нижнего Новгорода об отказе в согласовании митинга, обязании администрации города Нижнего Новгорода обеспечить реализацию права граждан на проведение заявленного митинга



Судья Рекунова Т.В. Дело № 33-5627/2011 год

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

31 мая 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Давыдова А.П., судей Пятовой Н.Л. и Нижегородцевой И.Л.,

при секретаре Филипповой З. В.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Давыдова А.П.

дело по кассационной жалобе Шамазова И.Ф.

с участием

на решение Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода от 29 марта 2011 года

по делу по заявлению Шамазова И.Ф. о признании незаконными действий администрации города Нижнего Новгорода об отказе в согласовании митинга, обязании администрации города Нижнего Новгорода обеспечить реализацию права граждан на проведение заявленного митинга,

У С Т А Н О В И Л А :

Заявитель обратился с вышеназванными требованиями, указав, что 18 марта 2011 года за подписью трех граждан на имя главы администрации города Нижнего Новгорода было подано уведомление о проведении 31 марта 2011 года митинга <...> у памятника Героям и жертвам революции 1905 года. В качестве целей проведения мероприятия организаторы указали: привлечение внимания общественности и представителей власти к проблемам свободы слова и мирных манифестаций в Нижегородской области, а также в России в целом; реализация прав, гарантированных ст.31 Конституции; напоминание нижегородцам о трагических событиях 1905 года. Уведомление подано в допустимый законом интервал времени за 12 дней, с представлением необходимой информации. В ответ на уведомление 21 марта 2011 года из администрации города Нижнего Новгорода было получено письмо за подписью исполняющей обязанности М.М. Х. за № <...> на бланке заместителя главы администрации. В письме содержался отказ в согласовании места и времени заявленного митинга. В качестве основания для отказа представлен довод о том, что <...> у памятника Героям и жертвам революции 1905 года 31 марта 2011 года с 18-00 будет проходить другой митинг, заявителями которого стала некая иная инициативная группа. Также в письме предлагалось провести митинг в ином месте. 22 марта 2011 года в адрес главы администрации города Нижнего Новгорода от имени организаторов митинга им было подано дополнение к уведомлению. В нем содержалось предложение согласовать место и время их митинга, указанные ранее, с учетом возможного распределения пространства на пл. <...> под два мероприятия одновременно, поскольку законных оснований для того, чтобы не согласовать время и место их мероприятия в ответе администрации г. Нижнего Новгорода, указано не было. Кроме того, в рамках ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» было предложено провести встречу по согласованию проведения двух акций в администрации г. Нижнего Новгорода, с целью обсуждения вопросов безопасности, а также разведения двух акций по месту проведения в границах <...>, При этом глава администрации города был проинформирован о невозможности достижения целей митинга в ином месте его проведения. 24 марта 2011 года за подписью Х.М.М. за № <...> был получен ответ из администрации г. Нижнего Новгорода об отказе в согласовании времени и места мероприятия, на которых они настаивали и доводами, гласящими, что проведение параллельных мероприятий содержит угрозу общественному порядку и безопасности граждан. Кроме того, было указано, что заявителем контрмитинга является Ч.Л.В.

Шамазов И.Ф. указал, что решение администрации является незаконным, необоснованным, нарушающим права граждан, поскольку ответы администрации содержат фактический запрет на проведение заявленного митинга.

Шамазов И.Ф. просил суд признать решение администрации города Нижнего Новгорода об отказе согласовывать митинг по заявленному месту проведения незаконным, возложить на администрацию города Нижнего Новгорода обязанность обеспечить реализацию права граждан на проведение заявленного митинга 31 марта 2011 года путем разнесения с иным заявленным мероприятием по территории площади <...> и сквера Героям и жертвам революции 1905 года.

Решением Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода от 29 марта 2011 года в удовлетворении заявления Шамазову И.Ф. о признании незаконными действий администрации города Нижнего Новгорода об отказе в согласовании митинга и обязании администрации города Нижнего Новгорода обеспечить реализацию права граждан на проведение заявленного митинга 31.03.2011 г. путем разнесения с иным заявленным мероприятием по территории <...> и сквера Героям и жертвам революции 1905 года отказано.

В кассационной жалобе Шамазова И.Ф. содержится требование об отмене решения суда как незаконного, поскольку, как указывает заявитель, нарушено право на свободу собраний.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, явившихся по делу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст.31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В соответствии с ч.3, 4 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания

Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст.7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия; обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;

2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;

3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия;

4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;

6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются.

Как следует из материалов дела, 15.03.2011 года Молодежное Патриотическое Движение «<...>» обратилось к Главе администрации г. Нижнего Новгорода с уведомлением о проведении митинга 31.03.2011 года, с 17 час. до 20 час., целью которого является – содействие формированию действующего гражданского общества, повышение уровня гражданского самосознания жителей г. Нижнего Новгорода и выработка методов борьбы с коррупционерами и взяточниками. Место проведения мероприятия – площадь около памятника 1905 года, предполагаемое количество участников – не более 50 человек. Формат мероприятия: на площади перед памятником будут установлены баннеры с изображением осужденных за взяточничество и коррупцию граждан. На них также будет написано, когда и за что эти люди были привлечены к ответственности. Около места проведения акции активисты движения «<...>» будут проводить опрос среди граждан города на предмет отношения к взяточничеству и коррупции (л.д. 25). Администрацией города Нижнего Новгорода было согласовано проведение указанного митинга.

18.03.2011 года Шамазов И.Ф., К.Г.А. и Д.С.М. обратились к Главе администрации г. Нижнего Новгорода с уведомлением о проведении митинга 31.03.2011 года, с 18 час. до 20 час., целью которого является – привлечение внимания общественности и представителей власти к проблемам свободы слова и мирных манифестаций в Нижегородской области, а также в России в целом; реализация прав, гарантированных ст.31 Конституции РФ; напоминание нижегородцам о трагических событиях 1905 года. Место проведения мероприятия – <...>, рядом с памятником Героям 1905 г., количество участников – до 250 человек (л.д. 10).

21.03.2011 года исполняющей обязанности заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Х.М.М. в адрес Шамазова И.Ф. был направлен ответ о том, что в указанный день и время на пл. <...>, рядом с памятником Героям 1905 года будет проводиться публичное мероприятие (митинг) инициативной группой граждан, уведомление на проведение которого было подано ранее. Администрация г. Нижнего Новгорода не может согласовать заявленное место и время проведения публичного мероприятия. Было предложено проработать вопросы проведения митинга на следующих пригодных для этих целей площадях и улицах города Нижнего Новгорода: <...> (л.д. 11).

22.03.2011 года Шамазовым И.Ф. в администрацию г. Нижнего Новгорода было подано дополнение к уведомлению, в котором содержалось предложение о согласовании возможного распределения пространства <...> под два мероприятия одновременно. Также содержалось предложение об оказании содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности (л.д. 12).

24.03.2011 года в адрес заявителя направлен ответ с разъяснением об обязанности администрации города обеспечения в пределах своей компетенции общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия. Шамазову И.Ф. было разъяснено, что при проведении заявленных публичных мероприятий, обусловленных несовпадающими целями в одном месте с большим количеством участников, обеспечить общественный порядок и безопасность граждан должным образом администрация города не сможет (л.д. 13).

При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит, что суд пришел к правильным выводам о том, что администрацией г. Нижнего Новгорода не нарушено право заявителя на организацию и участие в мирной демонстрации, право на свободу распространения информации и свободу слова. Отказа в согласовании проведения митинга со стороны администрации в отношении заявителя не было.

Предложение администрации г. Нижнего Новгорода об изменении места проведения митинга в данном случае является обоснованным и мотивированным, вызвано необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан, как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время, на что обоснованно указано судом.

Тем самым судебная коллегия полагает несостоятельными доводы кассационной жалобы Шамазова И.Ф. о нарушении администрацией города права на свободу собраний, норм международного и российского законодательства, поскольку Шамазову И.Ф. не было отказано в согласовании проведения публичного мероприятия, ответами администрации г. Нижнего Новгорода не нарушаются права заявителя, его уведомление было рассмотрено своевременно, в полном объеме.

Таким образом, суд пришел к правильным выводам о том, что со стороны администрации не было совершено действий, каким-либо образом нарушающих права заявителя на проведение публичного мероприятия, действия администрации города не противоречат нормам действующего законодательства, в связи с чем правовые основания для признания действий администрации незаконными и возложения на администрацию обязанности обеспечить реализацию права граждан на проведение митинга путем разнесения с иным заявленным мероприятием отсутствуют.

Основываясь на изложенном и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода от 29 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: