Козашвили И.И. к УПФ РФ о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Судья Танина Н.А. Дело №  33- 7045

 

                                        О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

10 августа 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Гаврилова В.С. и  судей Башаркиной Н.Н., Кочневой Е.Н.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Башаркиной Н.Н.

при секретаре Магдановой Е.Р.

дело по кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе

с участием Козашвили И.И.

на решение Автозаводского районного суда г.Н.Новгорода от 12 мая 2010г.

 по иску Козашвили Ирины Ивановны к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в            Автозаводском районе г. Н.Новгорода о назначении досрочной трудовой пенсии по старости

                            У С Т А Н О В И Л А:

 Первоначально истица обратилась в суд с иском к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В обоснование иска указала, что с 01.09.1984 года по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность. 22 октября 2009 года она обратилась в ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, но получила отказ, мотивированный тем, что у нее отсутствует необходимый специальный стаж – 25 лет. С решением она не согласна, в связи с чем просит суд: признать незаконным отказ ГУ УПФ РФ Автозаводского района г. Н.Новгорода в назначении ей досрочной трудовой пенсии № 6982 от 20.01.2010 года; обязать ответчика включить в специальный стаж период с 01.01.1991 г. по 26.07.1996 г., когда она работала в должности педагога математика в *  русской средней школе № 3, признать за ней право на досрочное назначение пенсии с 22.10.2009 года, обязать ГУ УПФ РФ по Автозаводскому району г.Н. Новгорода назначить ей досрочную пенсию с 22.10.2009 года.

В ходе судебного разбирательства истица изменила свои исковые требования, в дополнении к ранее заявленным требованиям просит суд включить в специальный стаж период работы с 23.08.1996 г. по 25.10.1996 г. в должности педагога – организатора Государственного образовательного учреждения « ** № 4».

Решением суда от 12 мая 2010г. постановлено -исковые требования Козашвили Ирины Ивановны - удовлетворить частично.

         Признать незаконным отказ Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Автозаводскому району г. Н. Новгорода в назначении Козашвили Ирине Ивановне досрочной трудовой пенсии по старости.

         Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г.Н. Новгорода включить в специальный педагогический стаж Козашвили Ирины Ивановны:

         - период работы в должности педагога математики * средней школы № 3 * с 01.01.1991 г. по 26.07.1996 г.

         Признать за Козашвили Ириной Ивановной право на досрочную трудовую пенсию по старости, начиная с 09 декабря 2009 года.

         Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г.Н. Новгорода назначить Козашвили Ирине Ивановне трудовую пенсию по старости, начиная с  09 декабря 2009 года.

Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода в пользу Козашвили Ирины Ивановны расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе просит об отмене решения суда как незаконного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав Козашвили И.И., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст.7 Конституции РФ: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

В соответствии со ст. 19 Конституции: «Все равны перед законом и судом».

На основании ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту… и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ст. 80 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» «Пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет».

В соответствии со ст. 83 указанного Закона «Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации».

Согласно подпункта 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ  «О трудовых пенсиях в РФ» «1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, …лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

В соответствии с п. 2 данной статьи «Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 работа учителем в школе дает право на трудовую пенсию по старости досрочно.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с сентября 2000 года при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Согласно Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений, как Приложения к Письму Министерства образования РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 года № 20-58-196/20-5/7 «О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений» «Ставки заработной платы педагогических работников выплачиваются за установленную им норму часов учебной нагрузки (объема педагогической работы): за 18 часов преподавательской (педагогической) работы в неделю (3 часа в день):

- учителям V - XI (XII) классов образовательных учреждений; учителям трудового обучения II - IX классов специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с девиантным поведением; преподавателям специальных дисциплин I - XI классов общеобразовательных музыкальных и художественных учреждений; …педагогам дополнительного образования; тренерам-преподавателям спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки образовательных учреждений дополнительного образования детей; преподавателям педагогических училищ, педагогических колледжей (за исключением этих учреждений, перешедших на порядок установления норм часов за ставку заработной платы и порядок распределения учебной нагрузки, предусмотренный в разделе 3 настоящих Рекомендаций), курсов (иностранных языков, стенографии, машинописи и др.); учителям межшкольных учебных комбинатов.

На основании п.1 и п.2 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ  «О трудовых пенсиях в РФ» 1. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

2. Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

         В соответствии с «Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР» утвержденным приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года № 190, трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы, учебы или иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивными учреждениями.

Таким образом, на основании п. 1.1. указанного Положения основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.

Судом установлено, что истица в период с 10.01.1990 года по 26.07.1996 г. работала в должности педагога математики * средней русской школы  № 3 Республики * (л.д. 30).

Часть указанного периода – с 01.01.1991 г. по 26.07.1996 г. не включена ответчиком в специальный стаж истицы по тем основаниям, что ею не представлены справки из Агентства социальных субсидий * об уплате страховых взносов на территории Республики * в соответствии с Соглашением от 16.05.1997 г. между Правительством РФ и Правительством Грузии «О гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения», которое вступило в силу 28.06.2002 г..

Однако согласно ст.4 данного Соглашения одна Сторона предоставляет на территории своего государства гражданам переехавшим (приехавшим ) из государства другой Стороны на постоянное место жительства, такие же права в области пенсионного обеспечения, как и своим гражданам.

Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную, лицам, прибывшим из государств – участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, приобретенный в государствах – участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

Периоды работы, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета стажа устанавливаются согласно нормам пенсионного законодательства РФ.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А В Докукина, А С Муратова и ТВ Шестаковой" постановлено- признать пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой во взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, они направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.

Признать пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, -при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Федеральному законодателю в целях обеспечения в этих случаях права застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на трудовую пенсию надлежит установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.

Впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции Российской Федерации и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, судом установлено, что 28.10.2009 года Управлением Пенсионного Фонда РФ в Автозаводском районе г.Н. Новгорода в адрес Агентства социальных субсидий Республики * был направлен соответствующий запрос с целью подтверждения уплаты страховых взносов истицы на территории Республики *  в период с 01.01.1991 г. по 26.07.1996 г.  (л.д.15), истица также самостоятельно пыталась получить необходимые сведения, направив 02.12.2009 г. аналогичный запрос в Агентство социальных субсидий Республики *, который был вручен адресату 17.12.2009 г.  (л.д. 9-10), однако ответа не получено до настоящего времени.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что не предоставление сведений об уплате страховых взносов за истицу на территории Республики * не зависел от ее воли, и, следовательно, не может умалять право на пенсионное обеспечение.

Факт работы истицы в * средней русской школе № 3 Республики * в должности преподавателя математики в спорный период, а также факт уплаты страховых взносов за нее подтвердил в судебном заседании свидетель – К. – супруг истицы, работавший вместе с ней в период с  1991 г. по 1993 г. в * средней школе. (л.д. 45). 

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил исковые требования истицы.

Основываясь на изложенном судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, а также надлежащей оценке доказательств.

Процессуальных нарушений, являющихся основаниями для отмены решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Автозаводского районного суда г.Н.Новгорода от 12 мая 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: