Чернова ТС к АК СБ РФ о признании договора недействительным



Судья: Ситникова Н.К. Дело № 33-7710

 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

          31 августа 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего: Кутыревой Е.Б. и судей: Юрковой Н.В., Пятовой Н.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Пятовой Н.Л.,

при секретаре: Самарцевой Д.А.,

дело по кассационной жалобе заместителя управляющего Городецким отделением № *** Сбербанка России – по доверенности Романовой Л.А.

с участием представителя АКБ СБ РФ Городецкого отделения –по доверенности Мусиной Т.П.

на решение Городецкого городского суда Нижегородской области от 5 июля 2010 года по иску Черновой ТС к Акционерному коммерческому Сберегательному банку РФ (ОАО) филиал Городецкое отделение № ****Сбербанка России ОАО о признании условия кредитного договора недействительным и возврате денежных средств

У С Т А Н О В И Л А:

          Истица обратилась в суд с настоящим иском к ответчику, указывая, что *****года между ней и Сберегательным банком РФ был заключен кредитный договор № ****, в соответствии с которым ей был предоставлен кредит в сумме *** рублей на срок до **** года. По условиям кредитного договора она обязана уплатить **** рублей за обслуживание ссудного счета. Истец считает, что п.** кредитного договора, предусматривающей плату за ведение ссудного счета, не соответствует действующему законодательству. Просила суд признать указанный пункт кредитного договора недействительным, взыскать с ответчика сумму, уплаченную за ведение ссудного счета.

          Представитель ответчика – по доверенности Мусина Т.П. иск Черновой Т.С. не признала, просила применить срок исковой давности к заявленным требованиям.

          Решением суда от 5 июля 2010 года постановлено исковые требования удовлетворить - признать недействительным пункт **** кредитного договора №***, заключенного **** года между Акционерным коммерческим сберегательным банком Российской Федерации (ОАО) и Черновой Татьяной Сергеевной, в связи с чем, взыскать с Акционерного коммерческого сберегательного банка Российской Федерации (ОАО), расположенного по адресу: *****, в пользу Черновой ТС денежные средства в сумме ****  рублей, уплаченные за ведение ссудного счета.

С Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) в федеральный бюджет взыскана государственная пошлина в сумме ***** рублей.

          В кассационной жалобе заместителя управляющего Городецким отделением № ***Сбербанка России – по доверенности Романовой Л.А. поставлен вопрос об отмене решения, поскольку суд необоснованно пришел к выводу о том, что срок исковой давности Черновой Т.С. не пропущен.

          Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

          В соответствии со ст.347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса РФ.

          Судебная коллегия не может согласиться с доводами кассатора по следующим основаниям.

          Из дела видно, что ****** года между сторонами был заключен кредитный договор № *** на выдачу **** рублей, пунктом **  которого было установлено, что кредитор открывает заемщику ссудный счет, за обслуживание которого заемщик уплачивает единовременно **** руб., в связи с чем, в силу п.** выдача кредита производится только после уплаты указанной суммы.

          Разрешая заявленные по настоящему делу требования, анализируя имеющиеся доказательства в их совокупности, суд первой инстанции дал аргументированное суждение о том, что вышеуказанное условие кредитного договора, а именно положения п.**, является недействительным в силу его ничтожности, поскольку включение банком в кредитный договор, заключенный с истицей, условия о  взимании платы за ведение ссудного счета, ущемляет установленные законом права потребителя.

          А именно, в силу п.1 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

          Согласно ст.9 ФЗ РФ № 15-ФЗ от 26.01.1996г. «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ», п.1 ст.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», отношения с участием потребителей регулируются ГК РФ, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

          В соответствии с п.1 ст.819 ГК РФ, по кредитному договору банк или иная кредитная организация обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором,  заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

          Из Положения «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ», утвержденных Банком России 26.03.2007г. № 302-П, следует, что условием предоставления и погашения кредита (кредиторская обязанность банка) является открытие и ведение банком ссудного счета.

          Ссудные счета не являются банковскими счетами и используются для отражения в балансе банка образования и погашения ссудной задолженности, то есть операций по предоставлению заемщикам и возврату ими денежных средств (кредитов) в соответствии с заключенными кредитными договорами.

          Таким образом, действия банка по открытию и ведению ссудного счета нельзя квалифицировать как самостоятельную банковскую услугу.

          Установление комиссии за введение и ведение ссудного счета нормами ГК РФ, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ не предусмотрено.

          Нормативные правовые акты Банка России не могут противоречить требованиям ГК РФ.

          При этом письмо Центрального банка России от 01.06.2007г. №78-Т «О применении пункта 5.1 Положения Банка России от 26.03.2004г. №254-П», в соответствии с которым взимание комиссии за открытие, ведение ссудных счетов включено в расчет эффективной процентной ставки по обслуживанию ссуды, к нормативным правовым актам РФ не относится.

          Следовательно, действия банка по взиманию платы за открытие и ведение ссудного счета применительно к пункту 1 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей» ущемляют установленные законом права потребителей.

При таких обстоятельствах условия кредитного договора, устанавливающие комиссию за открытие и ведение ссудного счета, являются недействительными, поскольку противоречат требованиям гражданского законодательства.

Согласно ст.168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

В силу ст.167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

          Поскольку сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка), требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.

          Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.02.1999 №4-П «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 29 Федерального закона от 3 февраля 1996 года «О банках и банковской деятельности», гражданин является экономически слабой стороной и нуждается в особой защите своих прав, что влечет необходимость ограничить свободу договора для другой стороны, т.е. для банков.

          Кроме того, договор № *** является типовым, с заранее определенными условиями, а значит, Чернова Т.С., как сторона в договоре, была лишена возможности влиять на его содержание, что и явилось основанием для ее обращения за защитой нарушенных прав.

          Таким образом, с учетом изложенного, правомерно признавая указанное выше условия кредитного договора недействительным в силу его ничтожности, суд первой инстанции постановил о взыскании в пользу Черновой Т.С. указанной суммы.

          Изучив доводы кассатора относительно неправильного исчисления судом первой инстанции срока исковой давности по настоящему делу, судебная коллегия не может признать их состоятельными по следующим основаниям.

          Согласно п.1 ст.181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

          Поскольку, обратившись в суд с данным иском, истица указывала на несоответствие условия кредитного договора требованиям законодательства РФ, суд первой инстанции квалифицировал сделку между сторонами в части включения условия об уплате комиссии за ведение ссудного счета как недействительную в силу ее ничтожности, в связи с чем, и применил положения ст.167 ГК РФ, разрешив спор по существу с указанием на предъявление настоящего иска в течение срока исковой давности.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении данного спора тщательным образом были исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.

В решении суда в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ, приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Доводы кассатора подлежат отклонению в силу вышеизложенного, как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

          Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в кассационной жалобе не содержится.

Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст.362 ГПК РФ оснований к отмене решения в кассационном порядке не имеется.

          Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

          Решение Городецкого городского суда Нижегородской области от 5 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу заместителя управляющего Городецким отделением № **** Сбербанка России – по доверенности Романовой Л.А. – без удовлетворения.

          Председательствующий:

          Судьи: