по заявлению Балахнинского городского прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования, неопределенного круга лиц к Земскому собранию Балахнинского муниципального района о признании недействующим решения Земского собрания



Судья Щепалкина Н.В. Дело № 33-6722

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 июня 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего : Кутыревой Е.В. и судей Крашенинниковой М.В.

при секретаре Коваленко А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Крашенинниковой М.В.

дело по кассационной жалобе Земского собрания Балахнинского муниципального района Нижегородской области

с участием представителей Государственной жилищной инспекции Нижегородской области по доверенности Чуева Н.В., Соловьевой Е.С., представителей Региональной службы по тарифам Нижегородской области по доверенности Уткина И.Е., Уткиной Е.В., представителя Земского Собрания Балахнинского муниципального района по доверенности Шуваловой А.Л.

на решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 17 мая 2011 года по делу

по заявлению Балахнинского городского прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования, неопределенного круга лиц к Земскому собранию Балахнинского муниципального района о признании недействующим решения Земского собрания Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 28.06.2007г. № 336 « Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Балахнинского муниципального района»,

У С Т А Н О В И Л А :

Балахнинский городской прокурор в интересах Российской Федерации, муниципального образования, неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Земскому собранию Балахнинского муниципального района о признании недействующим решения Земского собрания Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 28.06.2007г. № 336 « Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Балахнинского муниципального района» со дня вступления решения в законную силу.

Помощник Балахнинского городского прокурора Губанович Д.С. пояснил, что прокуратурой проведена проверка обоснованности установления нормативов потребления на холодное, горячее водоснабжение и водоотведение для потребителей Балахнинского района Нижегородской области, по результатам которой установлено, что решением Земского собрания Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 28.06.2007 №336 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Балахнинского муниципального района» согласно приложения к решению утверждены нормативы потребления коммунальный услуг потребителями многоквартирного или жилого дома при отсутствии приборов учета на территории Балахнинского муниципального района. Подпунктом 3 п. 4 ст. 4 Федерального закона N 210-ФЗ РФ от 30 декабря 2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Согласно п.п. 1, 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 определяется порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.

Согласно приложению к правилам (Таблица №8 п. 17) норматив горячего водоснабжения (куб. м в месяц на 1 человека) определяется по формуле:

t -t
г ni -3

N = SUM (Q x n ) x (1------------------ ) x (4,5 + 0,07 x L) x 10,

г i i t –t

г x

где:

Q - расход воды 1 водоразборным устройством на 1 процедуру;

i

п - количество процедур пользования 1 водоразборным

i устройством за 7 дней;

t - температура горячей воды в местах водоразбора (° С);

г

t - температура потребляемой воды (° С);

ni

t - температура холодной воды в сети водопровода (° С);

х

L - количество этажей в многоквартирном доме или жилом доме.

Проверкой установлено, что согласно представленных администрацией Балахнинского муниципального района Нижегородской области расчетов, произведенных ООО «И.А.», основанных на вышеуказанных правилах и расчитанных индивидуально по каждому дому, исходные показатели присутствуют в полном объеме в соответствии с правилами. Однако при пересчете нормативов горячего, холодного водоснабжения и водоотведения с использованием приведенных показателей в соответствии с правилами выявлено расхождение в конечном результате, вызывающее отклонение нормативов в сторону увеличения на 10-30%. Указанные нарушения подтверждаются проведенными расчетами государственной жилищной инспекции Нижегородской области, согласно выводам которой указанные отклонения стали возможны при применении показателя, характеризующего зависимость нормативов от этажности дома 0,7 вместо установленного 0,07. Расхождение в расчетах привело к увеличению нормативов горячего, холодного водоснабжения и водоотведения на 10-30%, приводит к увеличению платы за коммунальные услуги, таким образом, нарушаются права и законные интересы граждан являющихся потребителями коммунальных услуг, то есть неопределённого круга лиц.

Представитель Земского собрания Шувалова А.Л. с заявлением не согласна, пояснив, что решение Земского собрания от 28.06.2010 г. №336 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Балахнинского района» было принято в пределах полномочий, переданных представительными органами муниципальных образований, находящихся на территории Балахнинского муниципального района. Решение Земского собрания от 28.06.2010 г. №336 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Балахнинского района» было опубликовано в газете «Рабочая Балахна» от 07.07.2007 г. и вступило в силу с 01.01.2008 г. и действует до настоящего времени. Заявление Балахнинского городского прокурора подано с нарушением норм Гражданского процессуального кодекса РФ, т.к. Балахнинский городской прокурор в своем заявлении выступает в интересах защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, реализуя право, предоставленное ему статьей 45 ГПК РФ, а круг лиц определен, поскольку наниматели жилых помещений известны.

Представители региональной службы по тарифам и государственной жилищной инспекции в судебное заседании не явились.

Решением суда от 17 мая 2011 года постановлено : Признать недействующим решение Земского собрания Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 28.06.2007г. № 336 « Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Балахнинского муниципального района» (с изменениями от 27 марта 2008 года) со дня вступления решения в законную силу.

В кассационной жалобе Земского собрания Балахнинского муниципального района поставлен вопрос об отмене решения суда как принятого с нарушениями норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что норматив потребления на теплоснабжение, также установленный решением Земского собрания от 28.06.2007 г. № 336 предметом судебного разбирательств не являлся.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительной кассационной жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав явившихся по делу лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, поскольку последнее поставлено в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за коммунальные услуги потребителей рассчитывается исходя из объема потребленных коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Отсутствие установленных нормативов потребления коммунальных услуг повлечет невозможность расчета тарифа для ОКК и соответственно платы за предоставляемую потребителю коммунальную услугу, что ставит под сомнение возможность оказания ОКК потребителю данной коммунальной услуги.

В соответствии с подп.3 п.4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Согласно п.п. 1, 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306, определяет порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.

Как видно из приложения к решению Земского собрания Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 28.06.2007 №336 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Балахнинского муниципального района» утверждены нормативы потребления коммунальный услуг потребителями многоквартирного или жилого дома при отсутствии приборов учета на территории Балахнинского муниципального района.

Согласно решения Земского собрания Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 24.12.2010г. № 157 решение Земского собрания Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 28.06.2007 №336 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Балахнинского муниципального района» признано утратившим силу со дня вступления в силу решения уполномоченного органа государственной власти Нижегородской области об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Балахнинского муниципального района. Таким образом решение Земского собрания Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 28.06.2007 №336 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Балахнинского муниципального района» с изменениями от 27 марта 2008 года в настоящее время является действующим.

Как видно из сообщения государственной жилищной инспекции Нижегородской области администрацией Балахнинского муниципального района для расчета нормативов водоснабжения и водоотведения представлены исходные данные в полном объеме в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306. Однако при перерасчете нормативов горячего, холодного водоснабжения и водоотведения выявлено расхождение в конечном результате, вызывающее отклонение нормативов в сторону увеличения на 10-30%.

Из расчета, произведенного государственной жилищной инспекцией Нижегородской области видно, что отклонения произошли при применении показателя, характеризующего зависимость нормативов от этажности дома 0,7 установленного 0,07.

Согласно заключения экономической экспертизы от 05.05.2011г. проверочные расчеты показали, что в расчете нормативов водоснабжения и водоотведения допущены неточности, которые в итоге приводят как к завышению так и к занижению размеров установленных нормативов, в зависимости от набора водоразборных устройств. Для определения обоснованных нормативов необходимо выполнить полный уточненный расчет. Возможно два варианта последствий корректировки нормативов: По первому варианту: Объемы водопотребления определены с использованием исключительно нормативов. Ставка тарифа при снижении нормативов- увеличивается. Но при этом сумма, которую оплатит конечный пользователь, расплачиваясь по пересмотренным нормативам, лежащим в основе пересчитанного тарифа – останется неизменной. Пользователи услуг, расплачивающиеся по счетчикам – будут оплачивать коммунальные услуги в объеме большем, чем ранее. По второму варианту: Объемы определены с использованием показаний счетчиков объема оказываемых услуг( на вводе). Пользователи, расплачивающиеся по нормативам – ранее оплачивали сумму по коммунальным расходам, большую той, которую должны были оплачивать для обеспечения экономической обоснованности. Пользователи услуг, расплачивающихся по счетчикам – оплачивали корректную сумму, при пересмотре нормативов тариф не изменится.

Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, что решение Земского собрания Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 28.06.2007 №336 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Балахнинского муниципального района» с изменениями от 27 марта 2008 года принято полномочным органом в пределах своей компетенции, опубликовано в установленном порядке, однако принятое решение не соответствует п.п. 1, 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306, что нарушает права жителей г.Балахны, являющихся потребителями коммунальных услуг, поэтому указанное решение подлежит признанию недействующим со дня вступления решения в законную силу.

Доводы, кассационной жалобы касающиеся того, что предметом судебного разбирательства не являлся норматив потребления на теплоснабжения, судебной коллегией не может быть принят во внимание, поскольку решение Земского собрания Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 28.06.2007г. № 336 « Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Балахнинского муниципального района» касалось нормативов потребления холодного и горячего водоснабжения и водоотведения.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в кассационной жалобе не содержится.

Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст.362 ГПК РФ оснований к отмене решения в кассационном порядке не имеется

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 17 мая 2011 года – оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий :

Судьи :