по иску Переверзева М.В. к МВД РФ, ГУВД по Нижегородской области о взыскании задолженности по пенсии, о перерасчете назначенной пенсии.



Судья: Баженова Т.П.

Дело №33-5827/2011

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.НижнийНовгород 07июня2011года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Давыдова А.П.

судей: Нижегородцевой И.Л., Пятовой Н.Л.

при секретаре судебного заседания: Филипповой З.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по кассационной жалобе Переверзева М.В.

на решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 01 марта 2011 года

гражданское дело по иску Переверзева М.В. к МВД РФ, ГУВД по Нижегородской области о взыскании задолженности по пенсии, о перерасчете назначенной пенсии.

Заслушав доклад судьи областного суда Нижегородцевой И.Л., выслушав объяснения представителя Переверзева М.В. Переверзевой О.В., представителя МВД РФ, ГУВД по Нижегородской области по доверенности Якуниной Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями. В суд не явился, его интересы по доверенности представляла Переверзева О.В., она поддержала исковые требования истца, обосновала их следующим: Переверзев М.В. является полковником милиции. В марте 2004 года приказом начальника ГУБОП СКМ МВД России №<...> от 12.03.2004г. он был назначен на должность старшего оперуполномоченного по особо важным делам ГУБОП МВД РФ. Приказом по МВД РФ №<...> от 12.04.2004г. он был прикомандирован к администрации Нижегородской области в должности помощника Губернатора Нижегородской области. 24.07.2006г. приговором Нижегородского областного суда Переверзев М.В. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а, г» ч.4 ст.290 УК РФ, и ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 7 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Приговор вступил в законную силу 14.12.2006г. 11.03.2010г. Борским городским судом Нижегородской области было удовлетворено ходатайство Переверзева М.В. об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. В указанный период времени Переверзев М.В. не располагал сведениями о его должностном положении в органах внутренних дел, поскольку ему ни по его месту нахождения (месту отбывания наказания), ни по его месту жительства не поступало никаких сообщений об увольнении его из органов внутренних дел. В связи с этим 05.04.2010г. Переверзев М.В. направил заявление в Департамент кадрового обеспечения МВД РФ с просьбой сообщить о его служебном положении в органах внутренних дел и выслать копии соответствующих документов. 12.05.2010г. по его запросу из департамента кадрового обеспечения МВД РФ Переверзев М.В. получил выписку из приказа №<...> от 01.11.2007г. об его увольнении из кадров МВД России по п. «н» ч.7 ст.19 Закона РФ «О милиции» с 17.02.2005г., и рекомендации обратиться в ГУВД по Нижегородской области по поводу начисления пенсии. 24.05.2010г. Переверзев М.В. обратился в Центр пенсионного обслуживания ГУВД по Нижегородской области с заявлением о назначении ему пенсии по выслуге лет с приложением необходимых документов. 18.07.2010г. Переверзев М.В. получил по почте пенсионное удостоверение и уведомление №<...> о начислении ему пенсии за выслугу лет в размере <...> с 25.05.2009г. Истец считает, что пенсия по выслуге лет ему начислена с нарушением Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с последующими изменениями). Данным законом определяются условия и порядок пенсионного обеспечения, в том числе и лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел РФ и бывшего Союза ССР. Согласно ст.6 данного Закона лицам, указанным в ст.1, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Таким образом, данный Закон гарантирует лицам, проходившим правоохранительную службу и имеющим право на пенсию за выслугу лет, назначение пенсии за выслугу лет со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого выплачено денежное довольствие при увольнении. Денежным довольствием истец был обеспечен до 31 января 2005 года. Согласно ч.2 ст.58 указанного Закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Между тем, задержка с назначением Переверзеву М.В. пенсии возникла из-за виновного поведения МВД России и ГУВД по Нижегородской области, поскольку обвинительный приговор в отношении Переверзева М.В. вступил в законную силу 14.12.2006 года, а приказ о его увольнении издан только 01 ноября 2007 года, то есть почти через год. Но даже после издания приказа об увольнении Переверзев М.В. не был своевременно ознакомлен с ним, и, следовательно, не мог получить необходимые для назначения пенсии документы и предоставить их в пенсионный орган. Согласно ответу департамента кадрового обеспечения МВД России №<...> от 03.08.2010 года, личное дело истца с материалами на увольнение 01 ноября 2007 года было направлено в ГУВД по Нижегородской области для ознакомления его с приказом об увольнении, окончательного расчета и оформления пенсии. Кроме того, согласно п.п.6-7 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД РФ, утвержденной приказом МВД РФ от 27.05.2005г. №418, пенсии, пособия и компенсации пенсионерам и их семьям назначаются соответствующими пенсионными органами МВД, ГУВД УВД субъектов РФ по месту увольнения со службы. Документы для назначения пенсий уволенных сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы. Истец считает, что фактическое неознакомление его в течение 3-х лет с приказом об увольнении повлекло нарушение его права на своевременное получение пенсионных денежных выплат и причинение тем самым ему ущерба в виде недополученной пенсии за период с 18 февраля 2005 года по 24 мая 2009 года. Истец считает, что право на его возмещение предусмотрено ст.15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст.43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с последующими изменениями) пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст.1 настоящего Закона, исчисляются из денежного довольствия лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются оклады по должности, специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Однако исчисление денежного довольствия сотрудников, прикомандированных к федеральным органам исполнительной власти или к органам исполнительной власти субъектов РФ, отличалось от денежного довольствия других сотрудников органов внутренних дел. В настоящее время соответствующие нормы Закона «О милиции», Положения о службе в органах внутренних дел, Положения о денежном довольствии сотрудников внутренних дел РФ, регулирующие порядок перемещения сотрудника органа внутренних дел по службе в порядке прикомандирования к органам государственной власти и управления и выплату ему денежного довольствия, едины для всех прикомандированных сотрудников органов внутренних дел. Анализ вышеперечисленных норм права позволяет, считает истец, сделать однозначный вывод о единых правилах исчисления и получения денежного довольствия прикомандированных к органам государственной власти и управления сотрудников органов внутренних дел, независимо от вида и статуса органа, к которому сотрудник прикомандирован. Лицам, получившим непосредственно перед увольнением только заработную плату в порядке и размерах, установленных для работников органов, министерств, ведомств и организаций, к которым они были прикомандированы - должностной оклад, установленный по аналогичной должности для состоящих на службе лиц начальствующего состава органов внутренних дел, оклад по специальному званию и процентную надбавку за выслугу лет. ГУВД по Нижегородской области, получив личное дело истца из Департамента кадрового обеспечения МВД России 08.11.2007г. после увольнения истца, также имело возможность обнаружить факт неознакомления истца с приказом об увольнении, и в свою очередь, обеспечить истцу возможность ознакомиться с приказом об увольнении, но не сделало этого. Таким образом, ответчики, не выполнив надлежащим образом свои обязанности по ознакомлению истца с приказом об увольнении, перелагают свою ответственность за несвоевременное ознакомление истца с приказом об увольнении и обращение за пенсией на самого истца, что является незаконным и необоснованным. В соответствии с Указом Президента РФ №176 от 18.02.2005г. «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров» с 01.03.2005г. была установлена надбавка к пенсии в размере <...>. Соответственно, за указанный период не получено надбавки всего <...>. Истец считает, что размер его пенсии должен быть исчислен исходя из его оклада по должности, которую он занимал в Администрации Нижегородской области в качестве прикомандированного сотрудника, а не из оклада по должности в МВД РФ. На основании вышеизложенного просит суд взыскать с МВД России и ГУВД по Нижегородской области в его пользу недополученную пенсию за период с 18.02.2005г. по 24.05.2009г. в размере <...>, взыскать с ГУВД по Нижегородской области в его пользу недополученную пенсию за период с 25.05.2009г. по 28.02.2011г. в размере <...>, обязать ГУВД по Нижегородской области в лице Центра пенсионного обслуживания при ГУВД по Нижегородской области начислять и выплачивать пенсию по выслуге лет истцу, исходя из оклада по его должности в администрации Нижегородской области с 01.03.2011 г.

Представитель ответчиков МВД РФ и ГУВД по Нижегородской области Рассадин А.А. иск не признал, пояснил суду, что пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, в силу ст.11 Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 осуществляется Министерством внутренних дел РФ. Однако согласно ст.56 названного Закона выплата пенсий производится по месту жительства пенсионеров пенсионными органами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Переверзев М.В. зарегистрирован по месту жительства в г.Нижнем Новгороде, поэтому пенсионное обеспечение осуществляется пенсионным органом МВД России, дислоцированным в Нижегородской области - Центром пенсионного обслуживания ГУВД по Нижегородской области. В соответствии со ст.10 Закона выплата пенсий обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Выплата производится через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации. Согласно п.2.1.1 Соглашения о порядке выплаты пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат пенсионерам Министерства внутренних дел Российской Федерации и членам их семей, заключенного между МВД РФ и СБ РФ 09.02.2008, перечисление на корреспондентский счет Сбербанка России денежных средств, необходимых для обеспечения пенсионных выплат получателям, осуществляется Расчетно-кассовым центром МВД России. Таким образом, в случае установления судом уважительности причины несвоевременного обращения Переверзева М.В. в пенсионный орган для начисления пенсии, наложение на ГУВД по Нижегородской области обязательства осуществить перерасчет пенсии восстановит права Переверзева М.В. и не затронет имущественные интересы ГУВД по Нижегородской области. Представитель ответчиков пояснил суду, что вины ГУВД по Нижегородской области и МВД РФ о несвоевременном увольнении истца и в несвоевременном ознакомлении с приказом об увольнении нет. МВД РФ не признает исковые требования истца по тем основаниям, что истец знал о возникновении права на пенсию и мог обратиться за ее назначением без приказа об увольнении. Назначение пенсии носит заявительный характер. Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел определяет Закон РФ от 12 февраля 1993г. №4468-1. В соответствии со статьей 43 Закона пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Из содержания данной нормы следует, что установление порядка исчисления пенсий военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и другим категориям граждан законодатель отнес к компетенции Правительства Российской Федерации. Во исполнение названного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 22 сентября 1993 года N941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации». Доводы истца о необходимости применения при расчете размера его пенсии нормы, установленной подпунктом «д» пункта 9 Постановления не состоятельны. Указанная норма, предписывающая включать в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, должностной оклад по последней государственной должности федеральной государственной службы, распространяется лишь на уволенных со службы офицеров и лиц начальст­вующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, которые были прикомандированы к: Администрации Президента Российской Федерации, Аппарату Совета Федерации и Аппарату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарату Конституционного Суда Российской Федерации, Аппарату Правительства Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Федеральным органам исполнительной власти. Пунктом 1 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Администрация Нижегородской области, к которой был прикомандирован истец, в систему федеральных органов исполнительной власти не входит. Таким образом, Правительство РФ не установило включение в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, уволенным со службы офицеров и лиц начальствующего состава органов внутренних дел, прикомандированных к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должностной оклад по последней должности государственной службы субъекта Российской Федерации. Для данной категории сотрудников применяется подпункт «б» пункта 9 Постановления, согласно которому в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, включаются: оклад по последней штатной должности, оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов. Оклад по последней занимаемой Переверзевым М.В. штатной должности - старший оперуполномоченный по особо важным делам - помощник руководителя органа исполнительной власти - составлял на день назначения пенсии <...>, что и не оспаривается истцом. При таких обстоятельствах, установление Центром пенсионного обслуживания ГУВД для исчисления пенсии истца размера должностного оклада, равного <...>, осуществлено строго в соответствии нормами права.

Решением Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 01 марта 2011 года постановлено: взыскать с МВД России в пользу Переверзева М.В. недополученную пенсию за период с 14 декабря 2006 года по 24 мая 2009 года в размере <...>.

Отказать Переверзеву М.В. в иске к ГУВД по Нижегородской области о взыскании недополученной пенсии за период 18 февраля 2005 года по 24 мая 2009 года.

Отказать Переверзеву М.В. в иске к МВД РФ о взыскании недополученной пенсии за период с 18 февраля 2005 года по 1 ноября 2006 года.

Отказать Переверзеву М.В. в иске к ГУВД по Нижегородской области о взыскании недополученной пенсии за период с 25 мая 2009 года по 28 февраля 2011 года в размере <...>, возложении обязанности на ГУВД по Нижегородской области начислять и выплачивать с 1 марта 2011 года пенсию по выслуге лет исходя из оклада по должности, занимаемой Переверзевым М.В. в администрации Нижегородской области.

В кассационной жалобе заявителем поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, Переверзев М.В. является полковником милиции. В марте 2004 года приказом начальника ГУБОП СКМ МВД России №<...> от 12.03.2004г. он был назначен на должность старшего оперуполномоченного по особо важным делам ГУБОП МВД РФ (л.д.93). Приказом по МВД РФ №<...> от 12.04.2004г. он был прикомандирован к администрации Нижегородской области в должности помощника губернатора Нижегородской области (л.д.59).

24.07.2006г. приговором Нижегородского областного суда Переверзев М.В. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п.«а, г» ч.4 ст.290 УК РФ, и ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 7 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Приговор вступил в законную силу 14.12.2006г.

Приказом Министра Внутренних дел РФ №<...> от 01.11.2007г. истец был уволен из кадров МВД России по п.«н» ч.7 ст.19 Закона РФ «О милиции» с 17.02.2005г. (л.д.13). Данный приказ истцу не был направлен, он с ним не был ознакомлен. 11.03.2010г. Борским городским судом Нижегородской области было удовлетворено ходатайство Переверзева М.В. об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.

С приказом об увольнении он был ознакомлен после того как 05.04.2010г. направил заявление в департамент кадрового обеспечения МВД РФ с просьбой сообщить о его служебном положении в органах внутренних дел и выслать копии соответствующих документов. 12.05.2010г. по его запросу из департамента кадрового обеспечения МВД РФ Переверзев М.В. получил выписку из приказа №<...> от 01.11.2007г. о его увольнении из кадров МВД России по п.«н» ч.7 ст.19 Закона РФ «О милиции» с 17.02.2005г.

В соответствии с п.17.16 приказа от 14 декабря 1999г. №1038 Министерства внутренних дел РФ «Об утверждении инструкции о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел РФ», зарегистрированного в Минюсте РФ 10 апреля 2000г. №2190 «17.16. Сотруднику, уволенному из органов внутренних дел, соответствующее кадровое подразделение в день увольнения выдает под расписку трудовую книжку с записью об увольнении, знакомит с приказом об увольнении либо вручает заверенную копию приказа, возвращает военный билет …»

Как следует из материалов дела, истец уволен по п.«н» ч.7 ст.19 Закона «О милиции» - в связи с вступлением в законную силу обвинительного приговора суда.

Обвинительный приговор в отношении истца вступил в законную силу 14 декабря 2006 года.

Суд правильно указал, что, учитывая основание увольнения истца, является незаконным и не имеет правового значения указание в приказе об увольнении истца на то, что он увольняется с 17 февраля 2005 года.

Поэтому суд правильно пришел к выводу, что пенсия истцу могла быть назначена только с 14 декабря 2006 года.

Поскольку МВД РФ своевременно не вручило истцу приказ об увольнении, не ознакомило его с ним, учитывая также позицию ответчика по указанному спору, недополученная пенсия правильно взыскана судом в пользу истца с МВД РФ с 14.12.2006г. в соответствии с положениями ст.15 ГК РФ.

Требование истца о выплате пенсии по линии МВД РФ исходя из выслуги, включающей время отбывания наказания в виде лишения свободы, не основано на законе. Поэтому суд правильно исходил из выслуги лет истца на период 17.02.2005г.

Является несостоятельным довод кассационной жалобы в части невключения в расчет недополученной пенсии истца ежемесячной надбавки, выплачиваемой с 01.03.2005г. в соответствии с Указом Президента РФ №176 от 18.02.2005г. «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров». Статус доплаты, установленной данным Указом, не определен. В состав пенсии данная доплата не входит. Кроме того, Законом №4468-1 определены надбавки, повышения и увеличения пенсий. Данным законом не предусмотрен такой вид дополнения к пенсии, как «доплата».

Расчет недополученного размера пенсии судом правильно рассчитан из оклада истца по должности, занимаемой им в МВД РФ.

Доводы истца о необходимости применения при расчете размера его пенсии нормы, установленной подпунктом «д» пункта 9 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N941 и о начислении и выплате его пенсии по выслуге лет исходя из оклада по его должности, занимаемой им в администрации Нижегородской области не состоятельны.

Согласно пп. «д» п.9 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» должностной оклад по последней государственной должности федеральной государственной службы, распространяется лишь на уволенных со службы офицеров и лиц начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, которые были прикомандированы к: Администрации Президента Российской Федерации, Аппарату Совета Федерации и Аппарату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарату Конституционного Суда Российской Федерации, Аппарату Правительства Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Федеральным органам исполнительной власти.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Администрация Нижегородской области, к которой был прикомандирован истец, в систему федеральных органов исполнительной власти не входит.

Таким образом, Правительство РФ не установило включение в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, уволенным со службы офицеров и лиц начальствующего состава органов внутренних дел, прикомандированных к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должностной оклад по последней должности государственной службы субъекта Российской Федерации. Для данной категории сотрудников применяется подпункт «б» пункта 9 постановления, согласно которому в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, включаются: оклад по последней штатной должности, оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.

Доводы кассационной жалобы заявителя основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные отношения и не могут служить основанием к отмене решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 01 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Переверзева М.В. – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -