по иску прокурора действующего в интересах Козлова К.И. к Министерству социальной политики Нижегородской области о понуждении включить в список ветеранов Великой Отечественной Войны получателей единовременной денежной выплаты...



Судья: Миронова Н.В. Дело №33-5138/11

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

21 июня 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего: Погорелко О.В., судей: Крашенинниковой М.В. и Пятовой Н.Л.

при секретаре Филипповой З.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Крашенинниковой М.В.

по кассационной жалобе заместителя министра социальной политики Нижегородской области – Габелевой Э.А.

с участием представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Маркова С.А., представителя истца по доверенности Шохоновой Н.К.

на решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 02 марта 2011 года по иску прокурора действующего в интересах Козлова К.И. к Министерству социальной политики Нижегородской области о понуждении включить в список ветеранов Великой Отечественной Войны получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, о понуждении ответчика обеспечить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор, действуя в интересах Козлова К.И., обратился с указанным иском к ответчику, указав, что Козлов К.И. является участником Великой Отечественной войны, ставшим инвалидом вследствие общего заболевания, и в силу положений Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" имеет право на получение особой меры социальной поддержки - единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения как инвалид Великой Отечественной войны. Постановлением администрации Ломовского сельсовета г.Арзамаса от 19.03.2010 года №<...> ветеран-участник Великой Отечественной войны Козлов К.И. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку обеспечен общей площадью менее учетной нормы, установленной на территории муниципального образования, однако по состоянию на 2 ноября 2010 г. в сводный список ветеранов-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, который формирует Министерство социальной политики, необоснованно не включен.

Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Макаров С.А. иск не признал.

Решением суда от 02 марта 2011 года иск удовлетворен – на Министерство социальной политики Нижегородской области возложена обязанность включить ветерана Великой Отечественной войны Козлова К.И. в список ветеранов Великой Отечественной Войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) и обеспечить его единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).

В кассационной жалобе заместителя министра социальной политики Нижегородской области – Габелевой Э.А. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.

Согласно ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительной кассационной жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене постановленного судом решения.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Козлов К.И. является ветераном Великой Отечественной войны и с учетом наличия него инвалидности вследствие общего заболевания на него распространяются положения ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", относящиеся к категории «инвалид Великой Отечественной войны».

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты (статья 7), но не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.

Законом, устанавливающим правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии со ст. 13 Закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.

Реализуя свои полномочия, законодатель выделил несколько категорий военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), меры социальной поддержки которых различаются по объему. При этом Закон дифференцирует уровень мер социальной поддержки ветеранов в зависимости от особенностей их правового статуса.

Так, меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, названных в пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона, к которым относится Козлов К.И. (военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период), закреплены в ст. 17 Закона.

Вместе с тем, в силу ч.2 ст. 15 специального Закона, участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

По смыслу указанных норм права, законодатель в вопросе предоставление мер социальной поддержки распространяет на участников Великой Отечественной Войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, положения законодательства, относящиеся к инвалидам Великой Отечественной Войны. Следовательно, для ветеранов Великой Отечественной войны, названных в пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем должно осуществлятся в соответствии со ст. 14 специального Федерального закона "О ветеранах". При этом постановка на соответствующий учет до 1 января 2005 года и выселение из занимаемых ими служебных жилых помещений не является необходимым условием предоставления данной меры социальной поддержки.

Из материалов дела видно и не оспаривается в кассационной жалобе, что Козлов К.И. проходил военную службу в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и относится к категории ветеранов Великой Отечественной войны, названных в пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.45).

Истец имеет инвалидность <...> группы вследствие общего заболевания (л.д.63).

Согласно п.11 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Нижегородской области от 07.07.2006 №68-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» предусмотрено, что обязательным условием для получения мер социальной поддержки по обеспечению жильем, гражданин должен пройти процедуру постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления (ст.3).

Постановлением администрации Ломовского сельсовета Арзамасского района Нижегородской области № <...> от 19.03.2010 года Козлов К.И. был поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий (л.д.6).

Истец обратился в Министерство социальной политики Нижегородской области с заявлением об оказании содействия в улучшении жилищных условий, в предоставлении ему единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (л.д.12).

Министерством социальной политики области истцу было отказано в связи с тем, что он относится к ветеранам ВОВ, указанным в пп.з п.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах», и ему может быть предоставлена единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилья только в случае выселения из служебного жилого помещения, в соответствии со ст. 17 ФЗ «О ветеранах» (л.д.13).

Анализируя представленные в материалы дела доказательства, осуществляя правильное казуальное толкование подлежащих применению норм материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в силу императивных указаний закона за Козловым К.И. независимо от постановки на соответствующий учет до 1 января 2005 года и наличия факта выселения из занимаемого им служебного жилого помещения должно быть признано право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с нормами ст. 14 Федерального закона "О ветеранах", поскольку данный ветеран приравнен к категории инвалид Великой Отечественной Войны и является нуждающимся в данной мере социального обеспечения.

Данный вывод подтверждается правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 г. N 89-О, согласно которой на военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев; военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, которые получили инвалидность вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, должны распространяться меры социальной поддержки, предусмотренные для инвалидов Великой Отечественной войны.

Таким образом, судом правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Доводы кассационной жалобы явились предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, и они не могут служить основанием для отмены решения суда по вышеприведенным мотивам.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в кассационной жалобе не содержится.

Предусмотренных ст.362 ГПК РФ оснований к отмене решения в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 02 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: