О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 12 июля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Давыдова А.П., судей Башаркиной Н.Н. и Гаврилова В.С., при секретаре Филипповой З.В., заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Башаркиной Н.Н. дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «рабочий поселок Большое Козино» с участием представителя ответчика Онищенко И.А. на решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 03 июня 2011 года по заявлению Балахнинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «рабочий поселок Большое Козино» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять надлежащие меры по обеспечению соблюдения правил пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами путем устранения выявленных нарушений, У С Т А Н О В И Л А : Балахнинский городской прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «р.п. Б.Козино» о признании незаконным бездействия по обеспечению исполнения требований пожарной безопасности и возложении обязанности принять надлежащие меры по обеспечению соблюдения правил пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами путем устранения выявленных нарушений. В обоснование заявления прокурор указал, что прокуратурой совместно с ОГПН по Балахнинскому району 29.03.2011 года проведена проверка исполнения пожарно-профилактических мероприятий на территории населенных пунктов муниципальных образований Балахнинского района. Проведенной проверкой выявлены нарушения требований пожарной безопасности на территории МО «р.п. Б.Козино»: - не разработаны и не осуществлены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности МО «р.п. Б.Козино» и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, не обеспечено надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; - не обеспечено оповещение населения о пожаре; - не обеспечено социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в т.ч. участия в борьбе с пожарами; - не организована работа по оказанию услуг квалифицированными специалистами по ремонту печного отопления в домовладениях; - населенный пункт р.п. Б.Козино с количеством населения <...> чел. не обеспечен наружным противопожарным водопроводом с требуемым расходом воды на нужды пожаротушения (магистральными линиями с установкой пожарных гидрантов); - к водоисточникам, предназначенным для целей пожаротушения, расположенным в п. Б.Козино на улицах <...>, не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды; - населенный пункт п. Б.Козино (с количеством усадеб <...>) не обеспечен двумя прицепными пожарными мотопомпами; - населенный пункт п.<...> не обеспечен наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения. К водоему в п.<...> на ул.<...> не устроен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды; - населенный пункт в д.<...> не обеспечен наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения. К водоему в п.<...> на ул.<...> не устроен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды, водоем у дома <...> по ул.<...> не очищен и не углублен; - населенный пункт в д. <...> не обеспечен средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; - населенный пункт <...> не обеспечен наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения; - населенный пункт <...> не обеспечен средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; - населенный пункт <...> не обеспечен наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения, к водоему не устроен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды. Прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «р.п. Б.Козино» по обеспечению исполнения требований пожарной безопасности и обязать выполнить вышеуказанные мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. В судебном заседании помощник Балахнинского городского прокурора уточнил заявленные требования, суду пояснил, что часть мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности администрацией МО «р.п. М.Козино» выполнена: - обеспечено оповещение населения о пожаре, населенный пункт п.<...>, п.<...> обеспечены средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; - населенный пункт <...> обеспечен наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения; Постановление Правительства Нижегородской области № 272 от 10.09.2003 г., п.2.6 которого предусматривал организацию работы по оказанию услуг квалифицированными специалистами по ремонту печного отопления в домовладениях, утратило силу. На выполнении обязанности по обеспечению п. Б.Козино двумя прицепными пожарными мотопомпами не настаивают, поскольку п. Б.Козино не является сельским населенным пунктом. С учетом указанных обстоятельств прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «р.п. Б.Козино» по обеспечению исполнения требований пожарной безопасности и обязать выполнить следующие мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности: - разработать и осуществить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности МО «р.п. Б.Козино» и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечить надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; - обеспечить социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в т.ч. участия в борьбе с пожарами; - обеспечить населенный пункт р.п. Б.Козино с количеством населения <...> чел. наружным противопожарным водопроводом с требуемым расходом воды на нужды пожаротушения (магистральными линиями с установкой пожарных гидрантов); - к водоисточникам, предназначенным для целей пожаротушения, расположенным в п. Б.Козино на улицах <...> выполнить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды; - обеспечить населенный пункт п.<...> наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения. К водоему в п.<...> на ул. <...> выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды; - обеспечить населенный пункт в д.<...> наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения. К водоему в п.<...> на ул. <...> выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды; очистить и углубить водоем у дома <...> по ул. <...>; - обеспечить населенный пункт <...> наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения; - к водоему в <...> выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды. Решением Балахнинского городского суда Нижегородской области от 03 июня 2011 года постановлено признать незаконным бездействие администрации МО «р.п. Б.Козино» Балахнинского муниципального района Нижегородской области по обеспечению исполнения требований пожарной безопасности. Обязать администрацию МО «р.п. Б.Козино» в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу выполнить следующие мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности: - разработать и осуществить в соответствии с п.3 ППБ 01-03; ст. 63 ФЗ от 22.07.2008г № 123-ФЗ мероприятия по обеспечению пожарной безопасности МО «р.п. М.Козино» и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечить надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; - обеспечить социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в т.ч. участия в борьбе с пожарами; - обеспечить в соответствии с п.94 ППБ 01-03 выполнение работ по обустройству подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды к водоисточникам, предназначенным для целей пожаротушения, расположенным в п. Б.Козино на улицах <...>; - обеспечить в соответствии с п.3,94 ППБ 01-03; СНиП 2.04.02-84* п.2.11-2.15 населенный пункт п.<...> наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения. К водоему в п.<...> на ул. <...> выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды; - обеспечить в соответствии с п.3,94 ППБ 01-03; СНиП 2.04.02-84* п.2.11-2.15 населенный пункт в д.<...> наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения. К водоему в п.<...> на ул.<...> выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды; очистить и углубить водоем у дома <...> по ул. <...>; - обеспечить в соответствии с п.3 ППБ 01-03; СНиП 2.04.02-84* п.2.11-2.15 населенный пункт <...> наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения; - обеспечить в соответствии с п.94 ППБ 01-03 выполнение работ по обустройству подъезда с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды к водоему в <...>; В срок один год шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: - обеспечить в соответствии с п.3, 94 ППБ 01-03; СНиП 2.04.02-84* п.2.11-2.15 населенный пункт р.п. Б.Козино с количеством населения <...> чел. наружным противопожарным водопроводом с требуемым расходом воды на нужды пожаротушения (магистральными линиями с установкой пожарных гидрантов). В кассационной жалобе администрации муниципального образования «рабочий поселок Большое Козино» содержится требование об отмене решения суда в части возложения на администрацию обязанности обеспечить населенный пункт р.п. Большое Козино наружным противопожарным водопроводом, поскольку, как указывает представитель администрации, к полномочиям органов местного самоуправления не относится обеспечение населенного пункта наружным противопожарным водопроводом. Заявитель также не согласен с установленными судом сроками на выполнение работ. Исходя из принципа диспозитивности и в соответствии с ч.1 ст.347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения Онищенко И.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии со ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. В соответствии с ч.3, 4 ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих общественных зданиях объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, производственных зданиях с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. Согласно п.11 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению; обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны. Как следует из материалов дела, 29.03.2011 года отделом ГПН по Балахнинскому району проведена проверка выполнения предписаний органов государственного контроля (надзора) по выполнению администрацией муниципального образования «рабочий поселок Большое Козино» мер пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения в части необеспечения первичных мер пожарной безопасности, в частности, необеспечения населенного пункта р.п. Б. Козино с количеством населения <...> человек наружным противопожарным водопроводом, выявлены факты невыполнения предписания № <...> от 11.05.2010 года по устранению нарушений ППБ 01-03 (л.д. 5-6). Из материалов дела видно, что администрация муниципального образования «рабочий поселок Большое Козино» постановлением по делу об административном правонарушении от 18.04.2011 года привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ: невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (л.д. 9-11, 53-55). 29.03.2011 года отделом государственного пожарного надзора по Балахнинскому району администрации муниципального образования «рабочий поселок Большое Козино» выдано предписание № <...> по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д. 47-49). При указанных обстоятельствах, свидетельствующих о нарушении администрацией муниципального образования «рабочий поселок Большое Козино» ст.19, 21 Федерального закона «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, судебная коллегия находит, что суд пришел к правильным выводам о наличии правовых оснований для признания бездействия администрации муниципального образования по обеспечению исполнения требований пожарной безопасности незаконным и возложения на администрацию муниципального образования обязанности в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в муниципальных образованиях «р.п. М. Козино», «р.п. Б. Козино», п. <...>, д. <...>, населенном пункте <...>, <...>; в срок один год шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить населенный пункт р.п. Б. Козино наружным противопожарным водопроводом. Таким образом, доводы кассационной жалобы заявителя об отсутствии у органов местного самоуправления обязанности обеспечения населенного пункта наружным противопожарным водопроводом судебная коллегия находит основанными на неправильном толковании норм права, в связи с чем указанные доводы не являются основаниями для отмены вынесенного решения. Иные доводы кассационной жалобы администрации муниципального образования «рабочий поселок Большое Козино» о несогласии со сроками выполнения работ судебная коллегия также полагает подлежащими отклонению, поскольку определенные судом сроки являются достаточными для выполнения перечисленных мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, срок обеспечения наружным противопожарным водопроводом составляет один год и шесть месяцев. Основываясь на изложенном судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, а также правильном толковании и применении норм права. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 03 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования «рабочий поселок Большое Козино» - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: Судья Нижегородского областного суда Башаркина Н.Н. Согласовано: ______________