по делу по иску Арзамасского городского прокурора действующего в интересах Баева Л.А. к Министерству социальной политики Нижегородской области о понуждении включить в список ветеранов Великой Отечественной Войны получателей единовременной денежной выплат



Судья Рахманкина Е.П. Дело №33-6388\2011г.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

21 июня 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Кутыревой Е.Б., судей Давыдова А.П. и Цыпкиной Е.Н.

при секретаре Коваленко А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Давыдова А.П.

по кассационной жалобе заместителя министра социальной политики Нижегородской области Габелевой Э.А.

с участием представителя ответчика Маркова С. А.

на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 18 марта 2011 года

по делу по иску Арзамасского городского прокурора действующего в интересах Баева Л.А. к Министерству социальной политики Нижегородской области о понуждении включить в список ветеранов Великой Отечественной Войны получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, о понуждении ответчика обеспечить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛА:

Арзамасский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Баева Л.А. к Министерству социальной политики Нижегородской области о возложении на ответчика обязанности по включению в список ветеранов ВОВ-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, о возложении на ответчика обязанности по обеспечению истца единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения.

В обоснование предъявленного иска указал, что проведенной проверкой установлено, что постановлением администрации г. <...> от 01.04.2010 года №<...> ветеран-участник Великой Отечественной войны Баев Л.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма. По состоянию на 22 ноября 2010 года ветеран – участник ВОВ Баев Л.А. в сводный список ветеранов-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, который формирует Министерство социальной политики, не включен. Согласно удостоверению, выданному Управлением социальной защиты населения г. <...> 23.12.2005 года, гр. Баев Л.А. имеет права и льготы, установленные ст.ст.14,17 ФЗ «О ветеранах». Таким образом, Баев Л.А. имеет право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. Баев Л.А. обратился к ответчику с заявлением об улучшении жилищных условий, однако им был получен отказ в предоставлении единовременной денежной выплаты. Баев Л.А. зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: <...>, совместно с женой, всего зарегистрировано 2 человека. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.05.2005 года, данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Б. М.О. Учитывая, что Баев Л.А. не является ни нанимателем жилого помещения, ни членом семьи нанимателя, ни собственником жилого помещения, ни членом семьи собственника, в связи с чем ветеран ВОВ Баев Л.А. администрацией г. <...> законно поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Отказывая ветерану ВОВ, в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Министерством социальной политики существенно нарушаются его жилищные права, а также правовые гарантии социальной защиты ветеранов.

Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Макаров С.А. иск не признал.

Решением суда постановлено:

Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить ветерана Великой Отечественной войны Баева Л.А., <...> года рождения, в список ветеранов Великой Отечественной Войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).

Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области обеспечить ветерана Великой Отечественной войны Баева Л.А., <...> года рождения, единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).

В кассационной жалобе заместителя министра социальной политики Нижегородской области Габелевой Э.А. содержится требование об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Судом установлено, что истец является участником Великой Отечественной войны, относящимся к категории участников ВОВ, указанных в подпункте «3» подпункта 1, пункта 1, статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а именно: военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 не менее шести месяцев. Имеет удостоверение ветерана Великой Отечественной Войны серии ВОВ№ <...>, в котором указано: « Баев Л.А. ветеран- участник ВОВ имеет права и льготы, установленные статьей 14,17 Федерального закона «О ветеранах»

Баев Л.А. имеет инвалидность второй группы вследствие общего заболевания.

Баев Л.А. зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: <...>, совместно с женой, всего зарегистрировано 2 человека. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.05.2005 года, данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Б. М.О. Учитывая, что Баев Л.А. не является ни нанимателем жилого помещения, ни членом семьи нанимателя, ни собственником жилого помещения, ни членом семьи собственника, в связи с чем ветеран ВОВ Баев Л.А. администрацией г. <...> законно поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Законность постановки Баева Л.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещение, ответчиком в судебном заседании не оспаривалась.

Судом также установлено, что за Баевым Л.А. прав собственности не зарегистрировано.

Постановлением администрации г. <...> № <...> от 01.04.2010 года истец был поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий.

Истец обратился в Министерство социальной политики Нижегородской области с заявлением об оказании содействия в улучшении жилищных условий, в предоставлении ему единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Министерством социальной политики истцу было отказано в связи с тем, что истец относится к ветеранам ВОВ, указанным в пп.з п.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах», и ему может быть предоставлена единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилья только в случае выселения из служебного жилого помещения, в соответствии со ст. 17 ФЗ «О ветеранах».

Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1). Выбор способов и объема социальной защиты, а также форм ее предоставления относится к дискреции законодателя, который, однако, связан конституционными принципами стабильности и предсказуемости законодательства, недопустимости произвольного отказа государства от принятых публично-правовых обязательств.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование общественных отношений, касающихся предоставления социальной защиты инвалидам Великой Отечественной войны, должно осуществляться на началах преемственности; государство не может произвольно уменьшать обусловленный особым статусом инвалидов Великой Отечественной войны, выполнивших свой воинский долг и имеющих заслуги перед Отечеством, объем ранее предоставленных им социальных гарантий; изменение содержания и формы ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, - иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать произвольную отмену прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 15 ч.2 ФЗ «О ветеранах» - «Участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Федеральный закон «О ветеранах» с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2), к числу которых отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период (подпункт "з").

По смыслу статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов - участников Великой Отечественной войны, направлена на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.

Имея единый статус участника Великой Отечественной войны на истца распространяются меры социальной поддержки инвалидов ВОВ, предусмотренные ст. 14 ФЗ «О ветеранах», в силу п. 2 ст. 15 ФЗ «О ветеранах», которая подлежит применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом.

В соответствии со ст. 13 п. 1 ФЗ «О ветеранах» - социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей:3) получение жилых помещений.

Согласно ст. 14 п. 4 ФЗ «О ветеранах» - Инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий,

Следовательно, истец имеет право как участник ВОВ на улучшение своих жилищных условий в соответствии со ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах.

Согласно пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Во исполнение предписаний федерального законодателя в Нижегородской области 07.07.2006 принят Закон N 68-З "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области", согласно которому предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области на основании распоряжения Правительства Нижегородской области, которое доводится до сведения гражданина - получателя меры социальной поддержки по обеспечению жильем (пункт 2).

В соответствии со ст. 3 указанного Закона, на основании списков, подготовленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, уполномоченный Правительством Нижегородской области орган исполнительной власти Нижегородской области осуществляет формирование и утверждение сводных списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в соответствии со сводными списками граждан, сформированными отдельно по каждой категории в хронологической последовательности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, относящихся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона.

Органом, осуществляющим полномочия по формированию и утверждению сводных списков граждан, имеющим право на получение мер социальной поддержки и обеспечению жильем, является Министерство социальной политики Нижегородской области.

При таком положении вывод суда о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности включить истца в список ветеранов ВОВ-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома), является правильным.

В целях реализации Закона Нижегородской области от 7 июля 2006 года N 68-З "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области", организация работы по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Правительством Нижегородской области было издано Постановление «Об организации работ по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» от 24 марта 2010 года № 148, в соответствии с пунктом 1 которого, на Министерство социальной политики Нижегородской области было возложено осуществление полномочий по организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области.

Согласно пункту 3.7.10 Положения о Министерстве Социальной политики Нижегородской области, которое утверждено Постановлением Правительства Нижегородской области от 25 марта 2009 года № 148, Министерство Социальной политики Нижегородской области - осуществляет полномочия по организации работы по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Нижегородской области, установленных:

1) статьями 14 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".

В пункте 3.7.11 указанного Положения предусмотрено, что Министерство социальной политики Нижегородской области - осуществляет полномочия по предоставлению категориям граждан, установленным федеральным законодательством, социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, вывод суда о возложении на ответчика обязанности по обеспечению истца денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения, является правильным и соответствует действующему законодательству.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, оспаривающие выводы суда о наличии правовых оснований для удовлетворения иска, повторяют доводы позиции, занятой при рассмотрении дела, были предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.

Кроме того, эти доводы не опровергают выводов суда и, по сути, свидетельствуют не о нарушении единообразия в толковании и применении судом норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств.

Нарушения судом норм материального и процессуального права не допущено.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 18 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: