по иску Краснобаковского прокурора в интересах ветерана ВОВ Мячева БГ к Министерству Соцполитики Нижегородскорй области о признании незаконным отказа по включению Мячева БГ в единый список



Судья Лебедкина Л.В. Дело №33-7218/2011 г.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 июля 2011года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Давыдова А.П., судей Гаврилова В.С. и Башаркиной Н.Н.,

при секретаре Филипповой З.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Гаврилова В.С.

дело по кассационной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области

с участием Мячевой Н.Б.(по довер.)

на решение Краснобаковского районного суда от 04 мая 2011года

по иску Прокурора Краснобаковского района в защиту интересов ветерана ВОВ Мячева Б.Г. к Министерству социальной политики Нижегородской области о признании неправомерным отказа по включению ветерана ВОВ Мячева Б.Г. в сводный список ветеранов-получателей единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения и обязании включения в данный список Мячева Б.Г.,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Краснобаковского района обратился в суд в защиту интересов ветерана Великой Отечественной Войны Мячева Б.Г. к Министерству социальной политики Нижегородской области и, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд признать неправомерным отказ Министерства социальной политики Нижегородской области по включению ветерана ВОВ Мячева Б.Г. в сводный список ветеранов – получателей единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить ветерана ВОВ Мячева Б.Г. в сводный список ветеранов – получателей единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения вышеуказанных действий.

Представитель истца - Мячева Н.Б в судебном заседании поддержала исковые требования, заявленные прокурором, просила их удовлетворить, указывая, что ее отец - Мячев Б.Г.- является участником Великой Отечественной войны. Дом, в котором проживают ее родители, расположенный в д. <…>, ул. <…> д. <…> Администрацией признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу. На ее отца, <…> года рождения, распространяются льготы социальной поддержки, предусмотренные ст.14 Закона «О ветеранах» и он незаконно был исключен из сводного списка ветеранов – получателей единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Представитель ответчика - территориального органа Министерства социальной политики Нижегородской области – Управления социальной защиты населения Краснобаковского района Суворова Ю.В. в судебном заседании иск не признала. Территориальный орган министерства социальной политики Нижегородской области (управление социальной защиты населения Краснобаковского района) сообщил, что Мячеву Б.Г. 30.12.2002 года выдано удостоверение Ветерана Великой Отечественной войны сер. <…> № <…> на основании личного обращения Мячева Б.Г. и справки военного комиссариата Краснобаковского района от 06.12.2002 года, в которой значится, что « Мячев Б.Г. действительно был призван 5 мая 1944 года Краснобаковским РВК Горьковской области и проходил службу в <…> отдельном рабочем батальоне в период с 05.1944 по 12.1945 года». На основании справки Краснобаковского РВК и Федерального Закона «О ветеранах» от 02.01.1995 года № 5-ФЗ ст. 2 пункт 1 Мячев Б.Г. отнесен к категории «участник Великой Отечественной войны» пункт «з» (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев. ..). Лица данной категории пользуются мерами социальной поддержки по ст. 17 ФЗ «О ветеранах». На основании пункта 2.5 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным Законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением министерства труда и социального развития РФ от 11.10.2000 г. № 69, Мячеву Б.Г. в удостоверении произведена отметка о праве на льготы, установленные ст. 17 ФЗ «О ветеранах», так как Мячев Б.Г. имеет группу инвалидности вследствие общего заболевания, на основании пункта 2.7 выше названной Инструкции в удостоверении произведена отметка о праве на льготы, установленные ст. 14 ФЗ «О ветеранах».

Министерство социальной политики Нижегородской области просило рассмотреть дело без участия его представителя, в своем отзыве на исковое заявление иск не признало, указывая, что согласно удостоверения серии <…> № <…> истец имеет право на льготы, предусмотренные ст. 17 ФЗ от 12.01.1995 года № 5 – ФЗ. Истец относится к Ветеранам Великой Отечественной войны, указанным в пп. З) пункта 1 статьи 2 Федерального закона, а именно к военнослужащим, в том числе уволенным в запас \оставку\, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входившим в состав действующей Армии, с период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев. Меры социальной поддержки указной категории граждан указаны в статье 17 Федерального закона. В частности, данные граждане имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в случаях выселения ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 Федерального закона. Истец проживает в жилом помещении расположенном по адресу Нижегородская область, <…> район, с. <…>, ул. <…>, д. <…>, которое не является служебным. Таким образом, согласно положениям Федерального закона и пункту 1 разъяснений министерства регионального развития РФ от 19.03.2010 года № 10496 –СК \07 истец не имеет права на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Представитель Администрации Краснобаковского района просил рассмотреть дело в его отсутствие..

Третье лицо - Правительство Нижегородской области, просило рассмотреть дело без участия его представителя, пояснив в письме, что в соответствии с Законом Нижегородской области от 16.11.2005 года № 179-З « О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемым по договорам социального найма» учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления городских округов и поселений, таким образом, учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не относится к компетенции Правительства Нижегородской области. На территории Нижегородской области порядок обеспечения отдельных категорий граждан жильем, в том числе и ветеранов Великой Отечественной войны, установлен Законом Нижегородской области от 07.07.2006 года № 68-З « О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области.

В целях реализации Закона Нижегородской области от 07.07.2006 года № 68-З принято постановление Правительства Нижегородской области от 24.03.2010 года № 148 «Об организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области».Согласно указанному постановлению полномочия по организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе формирование списков в Нижегородской области возложены на Министерство социальной политики Нижегородской области, которое является юридическим лицом, в связи с чем самостоятельно участвует в судебных процессах. Исходя из вышеуказанных норм, в компетенцию Правительства Нижегородской области, как постоянного действующего высшего Исполнительного органа государственной власти Нижегородской области не входят полномочия по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и непосредственного представление жилых помещений отдельным категориям граждан.

Представители отдела ВКНО по Краснобаковскому и Варнавинскому районам, администрации Чащихинского сельсовета просили рассмотреть дело без их участия.

Решением Краснобаковского районного суда от 04 мая 2011года исковые требования прокурора Краснобаковского района Нижегородской области удовлетворены. Признан неправомерным отказ по включению ветерана ВОВ Мячева Б.Г. <…> года рождения, в сводный список ветеранов-получателей единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения. Министерство социальной политики Нижегородской области обязано в месячный срок включить ветерана Великой Отечественной войны Мячева Б.Г. <…> года рождения, в сводный список ветеранов-получателей единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.

В кассационной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области ставится вопрос об отмене судебного решения, как незаконного и необоснованного, указывая на то, что суд ошибочно посчитал, что Мячев Б.Г. может быть обеспечен жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года №714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", поскольку Мячев Б.Г. принимал участие в Великой Отечественной войне в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, и права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в рамках данного Указа он не имеет. Согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.03.2010 года №10496-СК/07, не подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента от 07.05.2008 года №714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" принимавшие участие в Великой Отечественной войне военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев, обеспечиваются жильем в случае выселения их из служебных жилых помещений. Истец служебное жилое помещение не занимал. Включение истца в сводный список в сроки, установленные решением суда, повлечет нарушение законных прав и интересов других лиц, включенных в сводный список граждан, вставших на учет имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" на 2011 год по Нижегородской области.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор Краснобаковского района просит кассационную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции прове­ряет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу части 2 статьи 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции в интересах законности проверяет решение суда первой инстанции в полном объеме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснение представителя истца,, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно вынесено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Мячев Б.Г., признан ветераном и участником ВОВ и пользуется мерами социальной поддержки, предусмотренными ст.ст. 14, 17 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением серия <…> № <…>, выданным Краснобаковским управлением социальной защиты населения 30.12.2002 года (л.д.12, 35). Он проходил военную службу в <…> отдельном рабочем батальоне (<…> рота) в период с 05.05.1944 года по 14.12.1945 года (л.д.72, 74).

Истец имеет инвалидность <…> группы вследствие общего заболевания (л.д.37).

24.02.2010 года Мячев Б.Г. обратился в органы местного самоуправления с заявлением о включении его в сводный список для получения социальной выплаты в соответствии с Законом Нижегородской области от 07.07.2006 года №68 (л.д.10).

Постановлением Администрации Чащихинского сельсовета от 25.02.2010 г. № <…> «О принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемым по договорам социального найма», Мячев Б.Г. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.9).

Мячев Б.Г. Администрацией Краснобаковского района был включен в сводный список на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) ветеранам Великой Отечественной войны. На основании разъяснения Министерства регионального развития РФ от 19 марта 2010 г. № 10496-СК/07 Мячев Б.Г. был исключен из числа получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) ветеранам Великой Отечественной войны, поскольку жилой дом, принадлежащий Мячеву Б.Г., не является служебным жилым помещением (л.д.21).

Постановлением Администрации Краснобаковского района Нижегородской области от 25.02.2010 года № <…>, по заключению межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, дом, принадлежащий Мячеву Б.Г. расположенный по адресу: ул. <…>, д. <…> с. <…> <…> района, был признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 110-111).

Разрешая спор, и удовлетворяя требования прокурора Краснобаковского района, действующего в интересах Мячева Б.Г., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Мячев Б.Г., как участник Великой Отечественной войны, имеющий <…> группу инвалидности по общему заболеванию, обладает правом на улучшение жилищных условий или приобретение жилого помещения.

Данный вывод суда основан на законе и установленных по делу обстоятельствах.

Согласно пп. «з)» п.1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах» истец в соответствии относится к ветеранам ВОВ категории: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Согласно п.2 ст.15 ФЗ «О ветеранах» от 22.08.2004 N 122-ФЗ участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

В силу п.4 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются такие меры социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от имущественного положения.

В соответствии с правовыми нормами суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец обладает статусом участника Великой Отечественной войны, а также правом на улучшение жилищных условий в соответствии со ст.23.2 ФЗ «О ветеранах», пункт 3 которой гласит, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации для следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Пункт 6 ст. 23.2 указанного выше закона устанавливает, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.2 Закона Нижегородской области «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» - меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются отдельным категориям граждан, установленным подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", в форме предоставления жилого помещения по договорам социального найма.

Пункт 2 ст.2 указанного выше Закона устанавливает, что по письменным заявлениям отдельных категорий граждан, установленных подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", обеспечение жильем может осуществляться в форме однократного предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).

В соответствии с пунктом 3.7.10 Положения о Министерстве Социальной политики Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 25 марта 2009 года №148, Министерство Социальной политики Нижегородской области - осуществляет полномочия по организации работы по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Нижегородской области, установленных: 1) статьями 14 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".

В пункте 3.7.11 указанного Положения предусмотрено, что Министерство социальной политики Нижегородской области - осуществляет полномочия по предоставлению категориям граждан, установленным федеральным законодательством, социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности включить истца в список ветеранов ВОВ-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).

Ссылка кассатора на ст.17 ФЗ «О ветеранах», в соответствии с которой участнику Великой Отечественной войны Мячеву Б.Г. не подлежит выплата денежной компенсации, не может быть принята во внимание, поскольку в силу п.2 ст.15 ФЗ «О ветеранах», которая подлежит применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 N 89-О, на истца распространяются меры социальной поддержки для инвалидов Великой Отечественной войны, предусмотренные ст.14 ФЗ «О ветеранах».

Что касается доводов кассационной жалобы о том, что включение истца в сводный список в сроки, установленные решением суда, повлечет нарушение законных прав и интересов других лиц, судебная коллегия находит их несостоятельными, поскольку ч.1 ст.6.1 ГПК РФ устанавливает, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки. Таким образом, судебная коллегия соглашается с мнением суда первой инстанции о том, что обязывание Министерства социальной политики Нижегородской области включить в месячный срок Мячева Б.Г. в сводный список ветеранов-получателей единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения будет гарантировать исполнение судебного решения в разумные сроки.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 04 мая 2011года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: