ООО «Коммунальные услуги и ремонт» к Шибановым С.Н. и М. А. о взыскании долга по оплате жилья и коммунальных услуг, пени за просрочку платежей, расходов по делу



Судья Савинова Н.Ю. Дело N 33-6730

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Нижний Новгород 12 июля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи Кутыревой Е.Б., судей: Старковой А.В., Крашенинниковой М.В.

при секретаре Коваленко А.Н.

с участием: представителя ООО «Коммунальные услуги и ремонт» Смирновой Т.А., Фроловой Ю.А., представляющей интересы Шибанова С.Н., Шибановой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Старковой А.В. дело

по кассационной жалобе ООО «Коммунальные услуги и ремонт»

на решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 13 мая 2011 года по гражданскому делу

по иску ООО «Коммунальные услуги и ремонт» к Шибановым С.Н. и М. А. о взыскании долга по оплате жилья и коммунальных услуг, пени за просрочку платежей, расходов по делу.

УСТАНОВИЛА:

ООО «Коммунальные услуги и ремонт» обратилось в суд с иском к Шибановым С.Н. и М.А. о взыскании суммы долга по обязательным платежам за квартиру и коммунальные услуги в размере ***** рубля, пени **** рубль, расходов за оказание юридических услуг ***рублей, расходов по уплате госпошлины **** рублей, мотивировав свои требования следующим.

ООО «Коммунальные услуги и ремонт» с 01 января 2008 года является управляющей компанией жилищного фонда в селах Шелокша и Чернуха Кстовского района. За период с января 2008 года по декабрь 2010 года включительно долг ответчиков составляет **** рубля. Отказ в осуществлении платежей ответчик мотивирует законом «О милиции», предоставляющем ему льготы, как участковому инспектору сельской местности. Однако с 01 июля 2002 года льготы по оплате жилых помещений и коммунальных услуг всем сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей, в том числе и участковым уполномоченным милиции, отменены.

Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 13 мая 2011 года в иске ООО « Коммунальные услуги и ремонт» к Шибанову С.Н., Шибановой М.А. отказано за не обоснованностью.

В кассационной жалобе ООО «Коммунальные услуги и ремонт» просит об отмене решения, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права, Кроме того, суд не имел права отказывать в иске в полном объеме, поскольку кроме отопления ответчикам предоставлялись и иные услуги.

Законность и обоснованность оспариваемого судебного решения проверена судебной коллегией по правилам Главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Исходя из принципа диспозитивности, с учетом положений статьи 347 Гражданского процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела по существу суд кассационной инстанции проверяет обжалуемое решение в пределах доводов жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия признает решение суда подлежащим отмене.

Меры социальной поддержки, предоставляемые участковым уполномоченным милиции, проживающим и работающим в сельской местности, являются расходными обязательствами субъекта, установлены по вопросу, отнесенному к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, направлены на реализацию права данной категории сотрудников милиции на получение мер социальной поддержки, регламентированного Законом Российской Федерации "О милиции".

В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о милиции (в редакции Федерального закона от 31.03.1999 N 68-ФЗ) сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей предоставляется 50-процентная скидка в оплате коммунальных услуг. Названной нормой установлено, что данная льгота компенсируется из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.

Частью 4 статьи 30 Закона о милиции (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 163-ФЗ) предусмотрено, что участковые уполномоченные милиции, работающие в сельской местности и в поселках городского типа, и члены их семей, проживающие с ними, бесплатно обеспечиваются органами местного самоуправления жильем с отоплением и освещением в соответствии с установленными нормами.

Статьей 4 Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ исключена с 01.07.2002 часть 3 статьи 30 Закона о милиции, предусматривавшая предоставление льгот по оплате коммунальных услуг сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей; часть 4, обязывающая органы местного самоуправления бесплатно обеспечивать жильем с отоплением участковых уполномоченных милиции, работающих в сельской местности и в поселках городского типа, стала частью 3.

Следовательно, как до принятия Закона о "монетизации" льгот, так и после законодатель оставил неизменным право участковых уполномоченных милиции на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в порядке, установленном законодательством РФ.

Исключение из прежней редакции ст. 30 Закона части 3, не означает как таковой отмены права данной категории сотрудников милиции на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением или изменения порядка реализации указанного права.

Таким образом, порядок реализации права участковых уполномоченных милиции на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением Законом N 78-ФЗ не изменен, предоставление льгот участковым уполномоченным милиции не отменено, а субъектам лишь разрешено установить размер, условия и порядок возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки.

Обязав органы местного самоуправления обеспечить предоставление льгот, законодатель не указал источник их финансирования.

Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации, или органами государственной власти субъектов Российской Федерации компенсируются органами, принявшими указанные решения.

Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации финансирование за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации расходов, связанных с предоставлением участковым уполномоченным милиции, работающим в сельской местности и в поселках городского типа, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

Из этого следует вывод о том, что обязанности органа местного самоуправления обеспечить реализацию социальных гарантий, установленных для участковых уполномоченных милиции, работающих в сельской местности и в поселках городского типа, в том числе в виде бесплатного пользования квартирой с отоплением и освещением корреспондирует обязанность Российской Федерации компенсировать из федерального бюджета соответствующие расходы.

Судом установлено, что Шибанов С.Н. проходит службу в органах внутренних дел, является старшим участковым уполномоченным милиции ***** и проживает в сельской местности по адресу: ****, в состав семьи входит жена Шибанова М.А. и несовершеннолетняя дочь Шибанова К.С., 2006 г.рождения.

Суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку с учетом изменений, внесенных в Закон о милиции, на органы местного самоуправления возложена обязанность предоставления участковым уполномоченным милиции, проживающим в сельской местности, льготы в виде бесплатного обеспечения жильем с отоплением и освещением.

Как следует из письма «Центр-С Б К» Кстовский филиал от 27.04.2011 года № ****( л.д.94) Шибанову С.Н. на основании письменного указания ООО «Коммунальные услуги и ремонт» предоставлялась льгота как участковому уполномоченному милиции, работающему в сельской местности в виде бесплатного отопления и освещения соответствии с установленными нормами, в том числе членам его семьи в соответствии с Законом «О милиции» РФ № 1026-1 от 18.04.1991г. Данная льгота предоставлена с 01.01.2008г. по 1 апреля 2009 года.

С января 2009г. меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные федеральным и региональным законодательством стали предоставляться в форме ежемесячных денежных компенсаций.

Выплата ЕДК осуществляется органами социальной защиты населения путем зачисления денежных средств на личные счета, открытые в кредитных организациях, либо путем выплаты через организации почтовой связи.

С января 2009 года по настоящее время Шибаеву С.Н. выплачивается ЕДК по категории льгот «Ветеран боевых действий».

Данные обстоятельства судом первой инстанции оставлены без внимания и проверки.

С учетом указанного, вывод суда об отсутствии оснований для взыскания с ответчиков задолженности по коммунальных услугам является преждевременным и нуждается в дополнительной проверке.

Суду следовало выяснить в каком порядке органами местного самоуправления Кстовского района возмещаются расходы на содержание жилья с отоплением и освещением участковым уполномоченным милиции ОВД по Кстовскому району, а также обстоятельства, связанные с получением Шибаевым С.Н. мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячных денежных компенсаций.

Также заслуживает внимания и проверки довод жалобы о наличии у ответчиков задолженности по оплате услуг, льготы за предоставление которых законом не предусмотрены.

С учетом изложенного, решение суда не может считаться законным и обоснованным, а потому подлежит отмене.

Поскольку недостатки, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены кассационной инстанцией, имеется необходимость проверки доводов ответчика в судебном заседании, судебная коллегия лишена возможности постановить по делу новое решение, и считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть отмеченные недостатки, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, оценить представленные сторонами доказательства в их совокупности и разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 13 мая 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

Председательствующий:

Судьи: