по иску Кульковой Г.Ю. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода о назначении пенсии



Судья Середенко С.Г. Дело № 33-7663/2011 год

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 июля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Давыдова А.П., судей Башаркиной Н.Н., Гаврилова В.С.,

при секретаре Филипповой З.В.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Башаркиной Н.Н.

дело по кассационной жалобе начальника управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода В.М. Фомичевой,

с участием Кульковой Г.Ю.

на решение Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 10 мая 2011 года

по иску Кульковой Г.Ю. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода о назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л А:

Кулькова Г.Ю. обратилась в суд с иском к ответчику о назначении пенсии, пояснив, что 08 июля 2010 года она обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г. Н. Новгорода с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как медицинский работник. В назначении досрочной трудовой пенсии было отказано в связи с тем, что некоторые периоды ее трудовой деятельности не были засчитаны в ее специальный стаж.

Просит отказ управления пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г. Н. Новгорода в назначении досрочной трудовой пенсии по старости признать незаконным. Обязать ответчика включить в ее специальный стаж для досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы с 25 января 1980 года по 11 марта 1987 года в должности медсестры, медсестры-воспитателя в Безводинском метизном заводе в льготном исчислении; с 28 декабря 1998 года по 31 марта 1999 года в должности рентгенлаборанта в рентгеновском отделении стационара МЛПУ «Объединение «Городской клинической больницы № 40» в календарном исчислении; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 21 сентября 1998 года по 25 декабря 1998 года, с 24 мая 1999 года по 25 июня 1999 года, с 24 мая 2004 года по 24 июня 2004 года в календарном исчислении; с 15 февраля 1989 года по 15 апреля 1990 года в должности цеховой медсестры. Признать за ней право на досрочное назначение пенсии. Обязать управление пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г. Н. Новгорода назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 08 июля 2010 года.

Решением Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 10 мая 2011 года постановлено следующее.

Признать незаконным отказ государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода в назначении Кульковой Г.Ю. досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода включить в медицинский стаж Кульковой Г.Ю. периоды работы с 25 января 1980 года по 11 марта 1987 года в должности медсестры, медсестры-воспитателя в Безводинском метизном заводе в льготном исчислении; с 28 декабря 1998 года по 31 марта 1999 года в должности рентгенлаборанта в рентгеновском отделении стационара МЛПУ «Объединение «Городской клинической больницы № 40» в календарном исчислении; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 21 сентября 1998 года по 25 декабря 1998 года, с 24 мая 1999 года по 25 июня 1999 года, с 24 мая 2004 года по 24 июня 2004 года в календарном исчислении; с 15 февраля 1989 года по 15 апреля 1990 года в должности цеховой медсестры.

Признать за Кульковой Г.Ю. право на досрочную трудовую пенсию по старости, начиная с 08 июля 2010 года.

Обязать государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода назначить Кульковой Г.Ю. трудовую пенсию по старости досрочно, начиная 08 июля 2010 года.

Взыскать с государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода в пользу Кульковой Г.Ю. госпошлину в размере <...>.

В кассационной жалобе указано, что государственное учреждение - Управления пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода не согласно с выводами суда о необходимости зачета в специальный медицинский стаж периода работы с 25.01.1980 по 11.03.1987 г. в качестве медсестры, медсестры – воспитателя в Безводниском метизном заводе.

В частности, заявитель указывает, что указанный период времени не может быть отнесен к осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

По мнению заявителя, истица не осуществляла в спорный период медицинскую деятельность в учреждениях здравоохранения, в связи с чем данный период времени не подлежит зачету в спорный период.

Медицинские сестры в детских садах в ясельных группах всегда пользовались правом на назначение пенсии за выслугу лет, как педагогические работники.

В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, поэтому судебная коллегия в силу ст. 347 ГПК РФ проверила законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав Кулькову Г.Ю., судебная коллегия не находит оснований для отмены решение суда.

Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 2 ст. 27 указанного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года, действовавшим в спорный период, работа в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях – садах включается в медицинский стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Данное постановление действовало до 01 октября 1993 года, поскольку с указанной даты было введено в действие постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

Из материалов дела видно, что ответчик не включил истице в стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения период ее работы с 25.01.1980 г. по 11.03.1987 г. в качестве медсестры, медсестры-воспитателя на Безводниском метизном заводе, полагая, что истица в спорный период осуществляла деятельность в качестве воспитателя, что не дает ей право на пенсию за выслугу лет как работнику, осуществляющему лечебную деятельность. Должность воспитатель и учреждение детский сад Списками не предусмотрены.

Указанные доводы заявителя являются необоснованными по следующим основаниям.

В материалах дела имеется заверенная копия трудовой книжки истицы (л.д. 11-14) согласно которой видно, что Кулькова Г.Ю. 08.01.1980 г. была принята воспитателем временно в дет.сад Безводнинский метизный завод.

В последующем, 17.01.1980 г. истица была уволена в связи с окончанием временной работы и 25.01.1980 г. была принята медсестрой временно, а в последующем переведена медсестрой – воспитателем в тот же детский садик Безводнинского метизного завода. Данный факт также подтверждается справкой, выданной ст. инспектором отдела кадров завода и заведующей детским садом (л.д. 70).

Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет к Приложению к Постановлению Совета Министров ССС от 17 декабря 1959 г. № 1397 детские сады, детские ясли» входили в учреждения охраны материнства и детства и являлись лечебно-профилактическими учреждениями Министерства здравоохранения.

Кроме того, согласно данного перечня к должностям лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства относились медицинские сестры – все независимо от наименования должности.

Материалами дела установлено, что образование истицы позволяло ей в спорный период осуществлять деятельность по охране здоровья населения, что подтверждается копией диплома (л.д. 72).

Также должность медицинской сестры в ясельной группе была предусмотрена штатным расписанием детских садов (л.д. 23-24).

Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что истица работала медсестрой, медсестрой-воспитателем ясельной группы в Безводнинский метизный завод в период с 25 января 1980 года по 11 марта 1987 года.

В виду указания в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет к Приложению к Постановлению Совета Министров ССС от 17 декабря 1959 г. № 1397 наименований учреждений – «Детские ясли, детские сады» позволяет сделать вывод о том, что данные учреждения входили в систему здравоохранения и у истицы исчислялся медицинский стаж.

Кроме того, согласно п. 2.1. Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 г. «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» работа в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем, дает право на пенсию за выслугу лет независимо от ведомственной принадлежности этих учреждений.

Поэтому право на пенсию имеют работники соответствующих учреждений, входящих в систему не только Министерства просвещения СССР и Министерства здравоохранения СССР, но и в систему других министерств (ведомств) - культуры, социального обеспечения, внутренних дел и др.

Согласно п. 2.9 данного Инструктивного письма в лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях охраны материнства и детства, санаторно-профилактических учреждениях, указанных в подразделе 1 раздела II, пенсии за выслугу лет назначаются врачам, зубным врачам, техникам, фельдшерам, помощникам врача, акушеркам, массажисткам, лаборантам и медицинским сестрам - всем независимо от наименования должности.

Поэтому право на пенсию имеют все врачи (врачи - руководители учреждений, структурных подразделений; врачи-невропатологи, врачи-окулисты, врачи-педиатры, врачи-психиатры, врачи-терапевты и т.п.), медицинские сестры (главные, старшие, младшие, операционные, патронажные, участковые и т.п.).

Довод заявителя о том, что приказом Министерства просвещения СССР от 30 мая 1979 года № 103 должность медицинской сестры ясельной группы была переименована в должность воспитателя является необоснованной, так как данный приказ не может быть применен к правоотношениям, которые возникли в спорной ситуации, так как Кулькова Г.Ю. была принята в 1980 г. на должность медсестры, а потом медсестры – воспитателя и осуществляла трудовую деятельность, которая по своим характеристикам относится к функциям лечебно-профилактических учреждений и учреждений охраны материнства и детства.

Довод заявителя о том, что согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения является необоснованным, так как норма данной статьи Федерального закона такого ограничения не предусматривает.

Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности медицинских сестер, в том числе учреждений детских садов применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушают конституционные требования и согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

С учетом этого, основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости не может расцениваться как нарушение принципа равенства, закрепленного в статье 19 Конституции РФ.

Судебной коллегии установлено, что, при разрешении судом спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также правильно применены нормы процессуального и материального права в пределах заявленных истцом исковых требований.

Судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с чем, оснований для отмены либо изменения решения не имеется.

Доводы кассатора подлежат отклонению в силу вышеизложенного, как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в кассационной жалобе не содержится.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 10 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи:

СОГЛАСОВАНО (дата, подпись) ________________

Судья Нижегородского

областного суда Башаркина Н.Н.