О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 26 июля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Давыдова А.П., судей Башаркиной Н.Н. и Гаврилова В.С., при секретаре Филипповой З. В. заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Давыдова А.П. дело по кассационной жалобе Главного управления внутренних дел по Нижегородской области, кассационной жалобе ОВД по Шалинскому району МВД по Чеченской Республике с участием адвоката Акопян Ж. Д. на заочное решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 09 февраля 2011 года по делу по иску Вострова А.В. к ГУВД по НО, ОВД Шалинского района Чеченской республики о взыскании денежной компенсации, У С Т А Н О В И Л А : Востров А.В. обратился в суд с заявленными требованиями, указав в их обоснование на то, что он работает в УВД Нижегородской области с июня 2001 года. Согласно приказа по Главному управлению внутренних дел Нижегородской области за № <...> от 16.01.2004 года истец был откомандирован в распоряжение МВД Чеченской республики, где с 06.02.2004 года по 01.02.2009 года проходил службу по контрактам и работал в должности <...> УУМ ОВД Шалинского района ЧР. За время службы на территории Северо-Кавказского региона за период с 6 февраля по 27 декабря 2004 года и с 6 февраля по 31 декабря 2005 года согласно контракту соответственно от 6 февраля 2004 г. и от 6 февраля 2005 г. истец выполнял служебно-боевые задачи, принимал непосредственное участие в боевых действиях и иных мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской республики, что подтверждается справками, а также выписками из журнала индивидуального участия сотрудника, справками расчета. За указанный период с 10 мая 2004 года по 02 июля 2004 года истец находился в госпитале в связи с ранениями, полученными 09.05.2004 г. в результате подрыва на фугасе автомашины, в которой находились работники Шалинского РОВД. С 28 декабря 2004 г. по 23 февраля 2005 г. истец находился в очередном отпуске (за 2004 г.). С 19 декабря 2005 г. по 20 декабря 2005 г. истец находился в очередном отпуске (за 2005 г.). Отгулы он не брал. Данное обстоятельство подтверждается справкой за подписью начальника ОК ОВД Шалинского района Чеченской республики. Таким образом, непосредственно 272 дня в 2004 г. и 309 дней в 2005 г. истец принимал участие в боевых действиях па территории ЧР. Задолженность за период с 06 февраля 2004 года по 31 декабря 2005 года (581 день) составляет <...>. Востров А.В. просил суд восстановить пропущенный срок на обращение с заявленными требованиями, взыскать с ответчика денежную компенсацию за непосредственное участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ в сумме <...>, зачесть Вострову А.В. время непосредственного участия в контртерористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ с 6 февраля 2004 года по 31 декабря 2005 года, всего 581 день, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии и в срок военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях на льготных условиях из расчета один месяц (день) службы за три месяца (дня). Заочным решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 09 февраля 2011 года исковые Вострова А.В. удовлетворены. Постановлено восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу заявленных требований. Взыскать с ОВД Шалинского района Чеченской республики в пользу Вострова А.В. денежную компенсацию за непосредственное участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии и в срок военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях на льготных условиях. Взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию за непосредственное участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ в сумме <...>. Зачесть Вострову А.В. время непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ с 6 февраля 2004 года по 31 декабря 2005 года, всего 581 день в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии и в срок военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях на льготных условиях из расчета один месяц (день) службы за три месяца (дня). В кассационной жалобе ГУВД по Нижегородской области содержится требование об отмене решения суда как незаконного, поскольку, как указывает заявитель, представленные истцом доказательства не являются доказательствами ежедневного участия истца в контртеррористических операциях. В кассационной жалобе ОВД по Шалинскому району МВД по Чеченской Республике содержится требование об отмене решения суда как незаконного, поскольку, как указывает заявитель, представленные истцом документы не отвечают критерию допустимости доказательств. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав лиц, явившихся по делу, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям. В соответствии со ст.362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. В соответствии с ч.1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Согласно ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Как следует из материалов дела, согласно приказу по Главному управлению внутренних дела Нижегородской области № <...> от 16.01.2004 года Востров А.В. был откомандирован в распоряжение МВД Чеченской Республики, где с 06.02.2004 года по 01.02.2009 года он проходил службу по контрактам и работал в должности <...> УУМ ОВД Шалинского района (л.д. 5-9). За время службы на территории Северо-Кавказского региона за период с 06.02.2004 года по 27.12.2004 года и с 06.02.2005 года по 31.12.2005 года истец выполнял служебно-боевые задачи, принимал участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики, что подтверждается справками, выписками из журнала индивидуального участия сотрудника, справками расчета. Разрешая спор по существу заявленных требований и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции указал, что в период с 06.02.2004 года по 31.12.2005 года истец принимал участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона. Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, находит их преждевременными и не подтвержденными соответствующими доказательствами, по следующим мотивам. Постановлением Правительства РФ № 930-54 от 20.08.1999 года «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, выполняющим задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Республике Дагестан» установлена выплата денежных средств за участие в боевых действиях – «боевых». В соответствии с п.1 указанного постановления основным условием их выплаты является фактическое участие в боевых действиях. Постановлением Правительства РФ № 1197-68 от 28.10.1999 года «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно-исполнительной системы» действие п.1 постановления Правительства РФ № 930-54 от 20.08.1999 года распространено на сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также изменены некоторые наименования, в частности, территории ведения боевых действий (вместо Республики Дагестан указана более широкая территория Северо-Кавказского региона) и группировки сил (Временная оперативная группировка сил на территории Северо-Кавказского региона РФ переименована в Объединенную группировку войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ). Согласно постановлению Правительства РФ № 424 от 31.05.2000 года «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона» масштабные войсковые действия по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона были завершены в мае 2000 года. Данным постановлением денежные выплаты в соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 28.10.1999 года № 1197-68 военнослужащим и сотрудникам, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона, прилегающей к Чеченской Республике, и северной части территории этой Республики (до реки Терек) в составе воинских частей, подразделений и групп Объединенной группировки, не производятся. Указанным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и сотрудникам со дня прекращения им выплаты этих средств, производится выплата в двукратном размере полевых (суточных) денег. Постановлением Правительства РФ от 27.02.2001 года № 135-9 «О дополнительных компенсациях военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, выполняющим задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона» были также внесены изменения в порядок выплаты «боевых». Определено, что с 01.03.2001 года эти выплаты производятся «за каждый день фактического участия при проведении контртеррористической операции, состав специальных сил, порядок и условия производства этих денежных выплат определяются приказом руководителя Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а состав сил, привлекаемых для проведения каждой конкретной контртеррористической операции и границы зоны ее проведения определяются приказом Руководителя Регионального оперативного штаба». Кроме того, этим постановлением было отменено постановление Правительства РФ № 930-54 от 20.08.1999 и соответствующие пункты постановления Правительства РФ № 1197-68 от 28.10.1999 года, которые ранее регулировали производство этих выплат. Постановлением Правительств РФ № 315-22 от 26.04.2001 года «О внесении дополнений и изменений в постановления Правительства Российской Федерации» общий размер выплат «боевых» с 01.05.2001 года ограничен 20000 рублей в месяц на одного военнослужащего, выплачиваемых в размере пропорционально количеству дней участия в этих операциях. Указанное денежное вознаграждение выплачивается на основании приказов с указанием дат или периодов, когда сотрудники и военнослужащие принимали участие в контртеррористических операциях, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений внутренних дел, иных органов и подразделений и утверждаемых руководителем Регионального оперативного штаба. Таким образом, основания для выплаты «боевых» были ограничены как по размеру, так и фактическим участием не в любых боевых действиях, а лишь в определенных контртеррористических операциях в составе специальных сил и Объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ. Указанные выплаты должны предоставляться тем лицам, которые фактически, то есть в реальной действительности в этих операциях участвовали, в начальный период – в боевых действиях, затем в специальных операциях и за все время такого участия. При этом само по себе нахождение в период командировки в зоне боевых действий еще не означает фактическое участие в боевых действиях. Из материалов дела не усматривается, что Востров А.В. включался в приказ об участии сотрудников МВД ЧР в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона в период с 06.02.2004 года по 31.12.2005 года. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.07.1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» контртеррористическая операция – это специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. В соответствии со ст.10, 11, 12, 16 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства РФ создается оперативный штаб, который имеет право привлекать необходимые силы и средства тех федеральных органов исполнительной власти, которые принимают участие в борьбе с терроризмом. Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.08.1999 года № 930-54 и от 28.10.1999 года № 1197-68 время, место выполнения боевых действий подразделениями и группами определяются командующим Объединенной группировки по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ. В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 28.02.2001 года № 135-9 денежное вознаграждение («боевые») выплачивается на основании приказов с указанием дат и периодов, когда сотрудники принимали участие в контртеррористических операциях, утверждаемых руководителем Регионального оперативного штаба. Разрешая спор по существу заявленных требований и принимая в качестве доказательств фактического участия истца в боевых действиях справки, выписки из журнала индивидуального участия сотрудника, справки расчета, суд первой инстанции оставил без внимания требования названных правовых актов относительно доказательств, подтверждающих фактическое участие в боевых действиях. Несоблюдение судом первой инстанции процессуального закона, а также нарушение норм материального права привели к неправильному разрешению спора. При указанных обстоятельствах решение суда не может быть признано судебной коллегией законным и обоснованным, и оно подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку допущенные нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции. При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, установить обстоятельства, имеющие значение для дела, вынести решение в строгом соответствии с нормами материального и процессуального права. Основываясь на изложенном и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Заочное решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 09 февраля 2011 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей. Председательствующий: Судьи: