Судья – Щепалкина Н.В. Дело № 33-8244/2011 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 09 августа 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего: Давыдова А.П. и судей: Гаврилова В.С., Башаркиной Н.Н., при секретаре Бурдуковой Е.И. заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Башаркиной Н.Н. с участием представителя Тесленко Н.Г. дело по кассационной жалобе администрации МО «рабочий поселок Гидроторф» на решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от24 июня 2011 года по иску Балахнинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципальному образования «рабочий поселок Гидроторф» Балахнинского района Нижегородской области о признании бездействия по обеспечению исполнения требований пожарной безопасности незаконным и принятии мер по обеспечению исполнения правил пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л А: Балахнинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципальному образования «рабочий поселок Гидроторф» о признании бездействия муниципального образования «рабочий поселок Гидроторф» по обеспечению исполнения требований пожарной безопасности незаконным и обязании принять меры по обеспечению соблюдения правил пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами. В обоснование своих исковых требований Балахнинский городской прокурор пояснил, что Балахнинской городской прокуратурой с привлечением ОГПН по г. Балахна и Балахнинскому району проведена проверка исполнения пожарно-профилактических мероприятий на территории МО «рабочий поселок Гидроторф». По результатам проверки установлено, что дома на улицах <...> п. Гидроторф не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением. Водоисточники, расположенные в начале и конце ул.<...>, у д.№24 ул.<...>, у д.№5 ул.<...>, у д.№37 ул.<...>, между ул.<...> и <...>, у д.№7 ул.<...>, у д.№27А ул. <...>, у д.№33А ул.<...> п.Гидроторф, предназначенные для целей пожаротушения не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Дома №16,18,19 ул.<...>, №1-13 ул.<...>, №1-15 <...>, дома на ул.<…> п.Гидроторф не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения. Водоисточники, расположенные в начале и конце д.Ватагино, а также в д.Алфёрово, д.Шалимово, д.Тычинино, предназначенные для целей пожаротушения, не оборудованы подъездами площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Водоисточники, расположенные у пекарни ООО "<…>" и в конце д.Рылово, а также в д.Каданово, д.Чуркино, д.Бабье, д.Замятино, д.Гриденино, предназначенные для целей пожаротушения, не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Водонапорная башня, расположенная у пекарни ООО "<...>" не приспособлена для отбора воды пожарной техникой. Противопожарное расстояние от границ застройки п.Гидроторф до лесного массива составляет менее 50 метров; противопожарное расстояние от границ застройки д.Рылово, д.Ватагино, д.Бабье, д.Яснево, д.Алфёрово, д.Каданово, д.Шалимово до лесного массива составляет менее 15 метров. Не приведена в исправное состояние дорога к населённому пункту д.Яснево, обеспечивающая возможность проезда пожарной техники при любых погодных условиях, т.к. имеются колеи, провалы, ямы, отсутствует водоотведение. В ходе рассмотрения дела Балахнинский городской прокурор отказался от исковых требований в части разработки и выполнения мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных, торфяных пожарах на здания и сооружения д.Ватагино, д.Бабьбе, Алферово, д.Каданово, д.Шалимово. Определением от 23.06.2011года дело в этой части прекращено. Решением Балахнинского городского суда Нижегородской области от 24 июня 2011 года исковые требования Балахнинского городского прокурора удовлетворены. Признано бездействие МО «рабочий поселок Гидроторф» по МО «рабочий поселок Гидроторф» обязан принять надлежащие меры по обеспечению соблюдения правил пожарной безопасности, а именно: дома на улице <...> п.Гидроторф, обеспечить наружным противопожарным водоснабжением, ?тьбеспеч! по обеспечен! шашкова А.П. и Ивановой Л.П.тьми.Л.П. и злоупотребляли спидобнкваостелена новая простынь водоисточники, расположенные в начале и конце ул.<...>, у д.№24 ул.<...>, дома №16,18,19 ул.<...>, №1-13 ул.<...>, №1-15 <...>, дома на ул.<...> п.Гидроторф обеспечить наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения до 01.04.2012года; водоисточники, расположенные в начале и конце д.Ватагино, Алферово, Шалимово, Тычинино, Каданово, Чуркино, Бабье, Замятино, Гриденино, у пекарни ООО "<...>" и в конце д.Рылово, предназначенные для целей пожаротушения оборудовать площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года до 01.10.2011года; водонапорную башню, расположенную у пекарни ООО "<...>" приспособить для отбора воды пожарной техникой до 01.09.2011 года; привести в соответствие с требованиями правила пожарной безопасности противопожарные расстояния от границ застройки п. Гидроторф до лесного массива -50 метров, от границ застройки д. Рылово, и 15 метров от д. Яснево до лесного массива, до 01.10.2011г.; привести в исправное состояние дорогу к населённому пункту д. Яснево, обеспечивающую возможность проезда пожарной техники при любых погодных условиях обеспечить водоотведение путем устранения колеи, провалов, ям до 01.08.2011года. В кассационной жалобе главы администрации МО «р.п.Гидроторф» Попова Р.Г. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, поскольку выводы суда, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Тесленко Н.Г. судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. При этом под неопределенным кругом понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого лица при разрешении дела. В данном случае обращение прокурора в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц обусловлено неосуществлением Администрацией МО «рабочий поселок Гидроторф» Балахнинского района Нижегородской области первичных мер пожарной безопасности в населённых пунктах муниципального образования. Из материалов дела следует, что 10 мая 2011 года Отделом государственного пожарного надзора по Балахнинскому району Нижегородской области была проведена проверка в отношении администрации муниципального образования «рабочий поселок Гидроторф». В ходе проведения проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности. По результатам проверки был составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №186 (л.д. 5-6). 10 мая 2011 года в адрес администрации муниципального образования «рабочий поселок Гидроторф» вынесено предписание № 186/1/ 211 по устранению нарушений пожарной безопасности (л.д.7-8). В силу ст.1 ФЗ от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации тушения пожаров. Согласно ст.19 названного Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. В соответствии со ст.ст.37,38 указанного Федерального закона руководители организации обязаны, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. В силу пункта 11 ППБ 01-03 федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению; обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны. Из материалов дела усматривается, что по результатам проведенной проверки по осуществлению Администрацией МО «р.п.Гидроторф» полномочий по осуществлению первичных мер пожарной безопасности, были выявлены нарушения указанных Правил, в связи, с чем Балахнинский городской прокурор обратился в суд с указанным выше заявлением. Также был выявлен факт невыполнения предписания №95/1/136 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 25.03.2011 года в срок до 18.04.2011 года (л.д.6). Доказательств, опровергающих эти факты, материалы дела не содержат, следовательно, является доказанным наличие бездействие Администрации МО «р.п.Гидроторф». При указанных обстоятельствах, ссылка кассационной жалобы о несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, признается судебной коллегией несостоятельной. Ссылка кассатора на то, что акт об обследовании искусственных водоисточников от 24.06.2011 года свидетельствует об отсутствии нарушений требований пожарной безопасности, также не может быть принята во внимание, поскольку документа, указанного заявителем жалобы в материалы дела не представлено, кроме того, он вынесен в день принятия решения Балахнинским городским судом, поэтому не может влиять на законность принятого решения. Ссылок на какие-либо новые факты и обстоятельства, которые остались без внимания, проверки и оценки суда, в кассационной жалобе не содержится. Таким образом, состоявшееся решение суда является законным и обоснованным, при рассмотрении дела существенных нарушений процессуального права судом не допущено, оснований к отмене решения не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам, О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 24 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации МО «рабочий поселок Гидроторф» без удовлетворения. Председательствующий: Судьи:
обеспечению исполнения требований пожарной безопасности незаконным.
у д.№5 ул.<...>, у д.№37 ул.<...>, между ул.<...> и
<...>, у д.№7 ул.<...>, у д.№27А ул.<...>, у д.№33А ул.<...> п.Гидроторф, предназначенные для целей пожаротушения оборудовать площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года до 01.10.2011года;