по иску Верещагиной С.П. к ГУВД по Нижегородской области о назначении надбавки к пенсии, взыскании задолженности по пенсии по потере кормильца



Судья Баженова Т.П. Дело № 33-8498

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 августа 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Погорелко О.В., судей Крашенинниковой М.В., Елагиной А.А.

при секретаре Филипповой З.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Погорелко О.В.

дело по кассационной жалобе представителя ГУ МВД России по Нижегородской области по доверенности Шаниной Ю.Н.

на решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 12 мая 2011 года

по иску Верещагиной С.П. к ГУВД по Нижегородской области о назначении надбавки к пенсии, взыскании задолженности по пенсии по потере кормильца

У С Т А Н О В И Л А:

Верещагина С.П. обратилась в суд с иском к ГУВД по Нижегородской области, указывая, что с 01.04.1996 г. она является получателем пенсии для В.В.А., <...> г.р. и В.С.А., <...> г.р. по случаю потери кормильца – ее мужа и отца детей – В.А.В., погибшего при исполнении служебных обязанностей 06.03.1996 года.

Истец считает, что ее дети – В.В.А. и В.С.А., как члены семьи погибшего ветерана боевых действий, имеет право на повышение на 32% размера пенсии в соответствии со ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», однако данная надбавка пенсионным отделом ГУВД по Нижегородской области не была назначена. На основании изложенного, истец просила суд: обязать ГУВД по Нижегородской области назначить надбавку в 32 % от базовой части трудовой пенсии по старости с 01.03.2011 г. детям погибшего В.А.В. - В.В.А. и В.С.А., и выплатить образовавшуюся задолженность с 01.01.2004 г. по 01.03.2011 г. в размере <...>.

Представитель ответчика по доверенности Шанина Ю.Н. исковые требования не признала по основаниям, указанным в возражениях на иск.

Решением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 12 мая 2011 года иск удовлетворен – на ГУВД по Нижегородской области возложена обязанность назначить с 1 марта 2011 года надбавку в размере 32 % от базовой части трудовой пенсии к пенсии по потере кормильца назначенной и выплачиваемой Верещагиной С.П. на сыновей В.В.А. <...> года рождения, В.С.А. <...> года рождения; и взыскана задолженность по пенсии по потере кормильца за период с 1 января 2004 года по 1 марта 2011 года в размере <...>.

В кассационной жалобе представителя ГУ МВД России по Нижегородской области по доверенности Шаниной Ю.Н. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного при неправильном применении норм материального права. В частности, заявитель указывает, что действующим законодательством установление статуса ветерана боевых действий посмертно не предусмотрено, в связи с чем положения п. «г» ст. 45 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,…» на истцов не распространяются.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Согласно ст. 347 ГПК РФ, суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами кассатора по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.1 п.1 ст.3 ФЗ РФ от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В силу п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в редакции, действующей в период до 01.01.2008г., пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах») из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

В соответствии с п. «г» статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993г. № 4468-1, в редакции Федерального закона от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2008 г., пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются: ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Из анализа положений Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» видно, что он предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсию по инвалидности и за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - пенсию по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 29 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер же всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со статьей 43 Закона, т.е. от дохода, который получал сам кормилец.

Таким образом, субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются живые военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона – нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

Учитывая изложенное, суд сделал правильный вывод, что оспариваемая истцом надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи военнослужащего и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии указан в статье 45 Закона, дающей право на ее повышение.

Этот же вывод следует и из содержания части 4 статьи 46 того же Закона, предусматривающей повышение пенсии, по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего.

В силу ст.58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. № 4468-1, сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Из материалов дела видно, что В.В.А., <...> года рождения и В.С.А., <...> года рождения являются сыновьями ветерана боевых действий В.А.В., <...> года рождения, погибшего при исполнении служебных обязанностей 06.03.1996 года (л.д. 7-12).

Верещагина С.П. с 01.04.1996 г. является получателем пенсии по случаю потери кормильца для В.В.А., <...> г.р. и В.С.А., <...> г.р., а с 01.01.2004 г. пенсия начислялась без учета положений п. «г» статьи 45 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел…» как в старой, так и в новой редакции. Данные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются.

Проверяя законность и обоснованность заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об их удовлетворении, поскольку в силу статей 1, 45, 46, 58 Закона РФ от 12 февраля 1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», а также ст. 3 ФЗ от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», истец имеет право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца: с 1 января 2000г. по 1 января 2008г. на 100 % минимального размера пенсии по старости, а с 1 января 2008г. - на 32 % расчетного размера пенсии, а также на взыскание незаконно неначисленных сумм за прошлое время без ограничения.

Доводы представителя ГУ МВД России по Нижегородской области о том, что оснований для удовлетворения требований истицы не имеется, поскольку В.А.В. не является ветераном боевых действий, а установление статуса ветерана боевых действий посмертно законодательством не предусмотрено, обоснованно не приняты судом во внимание и не послужили основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку они основаны на неправильном толковании ответчиком Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении данного спора тщательным образом были исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.

Доводы кассатора подлежат отклонению в силу вышеизложенного, как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в кассационной жалобе не содержится.

Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст.362 ГПК РФ оснований к отмене решения в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 12 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя ГУ МВД России по Нижегородской области по доверенности Шаниной Ю.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья

Нижегородского областного суда: Погорелко О.В.

Согласовано: ______________