по иску Борисенко С.В. к ГУВД по Нижегородской области, МВД России, Министерству финансов РФ, УФК по Нижегородской области о взыскании денежной суммы



Судья Баженова Т.П. Дело № 33-8414

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 августа 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Погорелко О.В., судей Крашенинниковой М.В., Елагиной А.А.

при секретаре Филипповой З.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Погорелко О.В.

дело по кассационным жалобам представителя ГУ МВД России по Нижегородской области по доверенности Никитиной А.А., представителя МВД России по доверенности Никитиной А.А.

с участием представителя Борисенко С.В. – Довбуш М.С., представителя ГУ МВД России Весниной И.В.

на решение Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 20 апреля 2011 года

по иску Борисенко С.В. к ГУВД по Нижегородской области, МВД России, Министерству финансов РФ, УФК по Нижегородской области о взыскании денежной суммы,

У С Т А Н О В И Л А:

Борисенко С.В. обратился в суд с иском о взыскании денежных средств за поднаем жилого помещения в качестве денежной компенсации за период с ноября 2009 года по декабрь 2010 года, как гражданину, уволенному с военной службы и состоящему в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Требования мотивированы тем, что Приказом командующего войсками Приволжского регионального командования внутренних войск МВД России <...> Борисенко С.В., проходивший военную службу в войсковой части <...>, был уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ по подпункту «а» пункта 2 статьи 51 ФЗ РФ от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», подпункту «а» пункта 4 статьи 34 «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. №1237 (в связи с организационно-штатными мероприятиями). Выслуга лет в календарном исчислении составляет 14 лет. В период прохождения военной службы жилой площадью не обеспечивался.

03.04.2001 г. решением жилищно-бытовой комиссии был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (Протокол ЖБК №<...>).

В период прохождения военной службы в в/ч <...> и до увольнения истцу выплачивалась компенсация за поднаем жилья (справка №<...> от 09.03.2010 г.).

В ноябре 2009 года истец обратился в Центр пенсионного обслуживания ГУВД по Нижегородской области с заявлением о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения как гражданину, уволенному с военной службы, с предоставлением всех необходимых документов, ответа на свое заявление не получил.

При повторной подаче заявления (в начале апреля 2010г.) в Центр пенсионного обслуживания ГУВД по Нижегородской области в устной форме истцу сообщили, что ему отказано в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения.

Истец полагает, что данный отказ является неправомерным, поскольку ущемляет его права, предусмотренные Законом "О статусе военнослужащих", в связи с чем просил суд взыскать в его пользу с ответчиков денежную компенсацию за наем жилого помещения за период с ноября 2009 г. по декабрь 2010 г. в размере <...>.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ с иском не согласен, указывая, что является ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика МВД РФ просил отказать истцу в иске по основаниям, изложенным в возражениях на иск.

Представитель ответчика ГУВД по Нижегородской области исковые требования Борисенко С.В. не признал, по основаниям, указанным в отзыве.

Решением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 20 апреля 2011 года исковые требования удовлетворены - с МВД России за счет средств федерального бюджета в пользу Борисенко С.В. взыскано <...> за поднаем квартиры, в счет возврата госпошлины <...>.

В кассационной жалобе представителя ГУ МВД России по Нижегородской области по доверенности Никитиной А.А. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, поскольку судом нарушены нормы материального и процессуального права. Заявитель указывает, что поскольку Борисенко С.В. не стоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в муниципальном образовании, соответственно, права на получение компенсации за наем жилья он не имеет. В жалобе также указывается на то, что судом возложена обязанность на ненадлежащего ответчика.

В кассационной жалобе представителя МВД России по доверенности Никитиной А.А. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, поскольку судом нарушены нормы материального и процессуального права.

В соответствии со ст.347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, поскольку оно является законным и обоснованным.

Удовлетворяя требования Борисова С.В., суд первой инстанции со ссылкой на положения ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, пришел к верному выводу о том, что истец, сохраняя право на получение жилого помещения, но не обеспеченный им до настоящего времени, имеет право на получение соответствующей компенсации за наем жилья.

С доводами кассационных жалоб представителя ответчиков нельзя согласиться по следующим основаниям.

Судом установлено, что приказом командующего войсками Приволжского регионального командования внутренних войск МВД России <...> Борисенко С.В., проходивший военную службу в войсковой части <...>, был уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ по подпункту «а» пункта 2 статьи 51 ФЗ РФ от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», подпункту «а» пункта 4 статьи 34 «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. №1237 (в связи с организационно-штатными мероприятиями). Выслуга лет в календарном исчислении составляет 14 лет (л.д. 42, 43).

03.04.2001 г. решением жилищно-бытовой комиссии был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (л.д. 7).

Согласно справки в/ч <...> он состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 01.04.2009 г. его очередь на получение жилого помещения под номером <...> (л.д. 8).

В период прохождения военной службы в в/ч <...> и до увольнения истцу выплачивалась компенсация за поднаем жилья (л.д. 10).

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 14 данной статьи предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений следует, что военнослужащие граждане, не обеспеченные при увольнении с военной службы жилыми помещениями, не утрачивают права на обеспечение жильем: при соблюдении определенных условий им предоставляются дополнительные гарантии конституционного права на жилище - до момента фактической реализации ими данного права, при этом право на получение компенсации за наем жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением.

Поскольку судом установлено, и ответчикам не оспаривается, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением, однако не обеспечен им до настоящего времени, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии у истца права на получение указанной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета.

Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченным жилым помещением в соответствии со ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909, согласно которому, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. При этом финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (пункт 4 Постановления).

Судебная коллегия полагает, что увольнение признанного нуждающимся в жилом помещении истца без предоставления жилого помещения имело место с сохранением обязанности обеспечить его жилым помещением по последнему перед увольнением месту военной службы, законных оснований для отказа истцу в получении компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до обеспечения его жилым помещением не имеется.

Ссылка кассаторов на положения Постановление Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», как на обоснование своих возражений относительно заявленных истцом требований, а также то обстоятельство, что истец состоит на учете нуждающихся не в муниципальном образовании, а в военной части по последнему месту службы, подлежит отклонению по следующим основаниям.

Определением Военной коллегии Верховного суда РФ от 14.04.2009 N 2н-9/09 указанное Постановление признано недействительным в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 года, как противоречащее закону и в силу ст. 120 Конституции РФ ч. 2 ст. 11 ГПК РФ не подлежащее применению.

При этом Военная коллегия Верховного суда РФ исходила из следующего.

В соответствии с п. п. 13 и 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями указанных военнослужащих, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства. При этом п. 14 этой статьи предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нем, определяется Правительством РФ.

Правительство РФ Постановлением от 6 сентября 1998 г. N 1054 утвердило соответствующие Правила.

Анализ норм, содержащихся в Правилах, показывает, что они соответствуют редакции ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», действовавшей до 1 января 2005 г.

Между тем в связи с принятием ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ указанная статья претерпела существенные изменения.

Согласно п. 2 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

Что касается компетенции органов местного самоуправления по обеспечению военнослужащих жильем, то в соответствии с п. п. 3 и 12 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" данные органы должны оказывать содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих-граждан и членов их семей, а также вправе предоставлять военнослужащим право в первоочередном порядке вступать в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять им земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

Таким образом, военная коллегия пришла к выводу, что нормы Правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 г., противоречат закону и в силу ст. 120 Конституции РФ ч. 2 ст. 11 ГПК РФ применению не подлежат.

Согласно п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими квартирно-эксплуатационными частями (КЭЧ) районов с ведением списков очередников, карточек учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащим, в том числе с помощью автоматизированной системы учета.

Следовательно, эти органы располагают всей необходимой информацией (имеют возможность ее получить) для решения вопроса о признании увольняемого с военной службы военнослужащего нуждающимся в жилом помещении (улучшении жилищных условий), в том числе и по избранному им месту жительства.

Действующая редакция п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" также содержит положение, согласно которому порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в данном пункте, определяется Правительством РФ.

Вместе с тем другого порядка, кроме изложенного в Правилах, до настоящего времени не определено. Однако данное обстоятельство не может служить основанием для ограничения прав граждан, установленных федеральным законом.

Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, оснований для отмены не имеется.

Изучив иные доводы кассационных жалоб, судебная коллегия считает, что они подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, заявлялись ответчиками в суде первой инстанции, были предметом оценки суда первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем оснований для переоценки сделанной судом оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 20 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы представителя ГУ МВД России по Нижегородской области по доверенности Никитиной А.А., представителя МВД России по доверенности Никитиной А.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья

Нижегородского областного суда: Погорелко О.В.

Согласовано: ______________