по иску прокурора Московского района г. Нижнего Новгорода к администрации г. Нижнего Новгорода, администрации Московского района г. Нижнего Новгорода об обязании выполнить требования Федерального закона в сфере пожарной безопасности



Судья Хохлова Н.Г. Дело № 33-7814/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

02 августа 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

в составе председательствующего судьи Щербакова М.В.,

судей: Курепчиковой О.С., Крашенинниковой М.В.,

при секретаре: Коваленко А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Крашенинниковой М.В.

с участием представителя Администрации г.Н.Новгорода по доверенности Абрамовой А.К.

дело по кассационной жалобе представителя администрации г. Нижнего Новгорода по доверенности Абрамовой А.К.

на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 26 апреля 2011 года по делу

по иску прокурора Московского района г. Нижнего Новгорода к администрации г. Нижнего Новгорода, администрации Московского района г. Нижнего Новгорода об обязании выполнить требования Федерального закона в сфере пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Московского района г. Нижнего Новгорода обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к администрации г. Нижнего Новгорода о понуждении к совершению действий. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки по вопросу обеспечения органами местного самоуправления поселений и городских округов источниками противопожарного водоснабжения населенных пунктов установлено, что на территории Московского района г. Нижнего Новгорода не обеспечен наружными противопожарным водопроводом поселок Орловские Дворики, выявлено нарушение требований пожарной безопасности в части содержания и исправности противопожарного водоснабжения, а именно, не оборудованы площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года естественные водоисточники на территории поселка *, поселка *. По результатам проверки главе администрации Московского района г. Нижнего Новгорода 09 сентября 2010 года вручено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Просит обязать администрацию г. Нижнего Новгорода обеспечить противопожарным водоснабжением населенные пункты в границах г. Нижнего Новгорода, а именно, обеспечить наружным противопожарным водопроводом поселок *; обеспечить надлежащее состояние источников водоснабжения, расположенных в населенных пунктах в границах г. Нижнего Новгорода, а именно, оборудовать площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года естественные водоисточники на территории поселка * и поселка *; в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.

В возражениях на иск представитель администрации г. Нижнего Новгорода по доверенности Абрамова А.К. указала, что к полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, но не их создание. Главой администрации г. Нижнего Новгорода утвержден Комплексный план «Пожарная безопасность города Нижнего Новгорода на 2011-2013 годы», предусматривающий углубление противопожарного водоема, прочистка и углубление приточных каналов в пожарный водоем на территории поселка *, оборудование подъездных путем и установку пирсов на противопожарном водоеме на территории поселков * и *. В отношении администрации Московского района г. Нижнего Новгорода вынесено предписание № * по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности с указанием на требование об оборудовании площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на территориях поселков * и *, срок устранения нарушений установлен до 01 мая 2011 года, следовательно, до истечения указанного срока прокурор не вправе обращаться с данными требованиями в суд.

Определением суда от 04 апреля 2011 года в качестве соответчика к участию в деле привлечена администрация Московского района г. Нижнего Новгорода.

В судебном заседании прокурор Московского района г. Нижнего Новгорода заявленные требования поддержал.

Представитель администрации г. Нижнего Новгорода по доверенности Абрамова А.К. иск не признала.

Представитель администрации Московского района г. Нижнего Новгорода в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен.

Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 26 апреля 2011 года постановлено:

Исковые требования прокурора Московского района г. Н. Новгорода об обязании Администрации г. Н. Новгорода, Администрации Московского района г. Н. Новгорода обеспечить надлежащее состояние источников водоснабжения, расположенных в населенных пунктах в границах города Нижнего Новгорода, а именно: оборудовать площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года естественные водоисточники на территории поселка * и поселка * оставить без удовлетворения.

Обязать Администрацию гор. Нижнего Новгорода обеспечить наружным противопожарным водопроводом п. * г. Н. Новгорода.

Исковые требования прокурора Московского района г. Н. Новгорода к Администрации Московского района г. Н. Новгорода об обязании обеспечить наружным противопожарным водопроводом п. * г. Н. Новгорода оставить без удовлетворения.

В кассационной жалобе представителя администрации г. Нижнего Новгорода по доверенности Абрамовой А.К. поставлен вопрос об отмене решения в части обязания администрации г. Нижнего Новгорода обеспечить наружным противопожарным водопроводом пос. * как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Указывает, что к полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, но не их создание, в связи с чем, полагает, что суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в данной части, неправильно применил нормы материального права, возложив на ответчика обязанность по обеспечению наружным противопожарным водопроводом пос. Орловские Дворики.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегий в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов кассационной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с положениями ст. 19 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В силу ст. 62 ФЗ РФ «Технический регламент для требований пожарной безопасности» здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.

На основании положений ст. 68 ФЗ РФ «Технический регламент для требований пожарной безопасности», соответствующих в этой части Своду Правил Системы противопожарной защиты, источники наружного противопожарного водоснабжения, на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (ч. 1).

К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:

1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;

2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2).

Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (ч. 3).

В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5 000 человек, отдельно стоящих общественных зданиях объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, производственных зданиях с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы (ч. 4).

Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей, а также в отдельно стоящих, расположенных вне поселений организациях общественного питания при объеме зданий до 1000 кубических метров и организациях торговли при площади до 150 квадратных метров, общественных зданиях I, II, III и IV степеней огнестойкости объемом до 250 кубических метров, расположенных в поселениях, производственных зданиях I и II степеней огнестойкости объемом до 1000 кубических метров (за исключением зданий с металлическими незащищенными или деревянными несущими конструкциями, а также с полимерным утеплителем объемом до 250 кубических метров) категории Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности, сезонных универсальных приемозаготовительных пунктах сельскохозяйственных продуктов при объеме зданий до 1000 кубических метров, зданиях складов площадью до 50 квадратных метров (ч.5).

Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории Московского района, проведенной ОГПН по Московскому району с 23 августа 2010 года по 09 сентября 2010 года, выявлено нарушение требований пожарной безопасности в части содержания и исправности противопожарного водоснабжения. Установлено, что не оборудованы площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года естественные водоисточники на территории поселка *, поселка * (л.д. 7). По результатам проверки главе Администрации Московского района г. Нижнего Новгорода вручено предписание по устранению выявленных нарушений (л.д. 8-10).

Из информационного письма начальника 11-ОФПС ГУ МЧС России по Нижегородской области следует, что поселок * недостаточно обеспечен водой, не обеспечен требуемый расход воды для целей пожаротушения, главе администрации Московского района г. Нижнего Новгорода предложено установить дополнительные пожарные гидранты (л.д. 11-13, 14-18).

Из Комплексного плана «Пожарная безопасность города Нижнего Новгорода на 2011-2013 годы», утвержденного главой администрации г. Нижнего Новгорода, следует, что в план противопожарных мероприятий администраций районов г. Нижнего Новгорода включены такие мероприятия, как углубление противопожарного водоема, прочистка и углубление приточных каналов в пожарный водоем в поселке * (л.д. 36-39).

Разрешая заявленные по данному делу требования, суд первой инстанции, констатируя факт исполнения не в полном объеме лежащей на ответчике обязанности по обеспечению наружным противопожарным водопроводом пос. *, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором Московского района г. Нижнего Новгорода требований в части возложения на администрацию г. Нижнего Новгорода обязанность обеспечить наружным противопожарным водопроводом поселок *.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции дал аргументированное суждение относительно приведенных обстоятельств. При этом довод кассационной жалобы о том, что данная обязанность не может быть возложена на ответчика, отвергается судебной коллегией, поскольку факт отсутствия противопожарного водопровода не освобождает его от лежащей на органе местного самоуправления обязанности по обеспечению наружным противопожарным водопроводом поселка *, вместе с тем, такая обязанность предполагает необходимость как восстановления в случае повреждения, так и сооружение наружного противопожарного водопровода в случае его отсутствия. В обратном случае допускалось бы нарушение пожарной безопасности как состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении данного спора тщательным образом были исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.

В решении суда в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене решения в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 26 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: