по заявлению прокурора г.Дзержинска Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Дзержинска об устранении нарушений норм и правил пожарной безопасности



Судья: Ратникова Г.В.

Дело №33-7928/2011

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.НижнийНовгород 02августа2011года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Нижегородцевой И.Л.,

судей: Таниной Н.А., Старковой А.В.,

при секретаре судебного заседания Гончаровой Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании по кассационной жалобе администрации г.Дзержинска

на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 10 мая 2011 года

гражданское дело по заявлению прокурора г.Дзержинска Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Дзержинска об устранении нарушений норм и правил пожарной безопасности.

Заслушав доклад судьи областного суда Нижегородцевой И.Л., выслушав объяснения представителя администрации г.Дзержинска по доверенности Солдатову М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г.Дзержинска Нижегородской области обратился в суд с заявлением к администрации г.Дзержинска об устранении нарушений норм и правил пожарной безопасности, указав, что по поручению прокуратуры Нижегородской области прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности. При проверке прокурором исполнения законодательства о пожарной безопасности и по информации ОГПН по г.Дзержинску о реализации первичных мер пожарной безопасности в период подготовки к весенне-летнему пожароопасному периоду 2011г. установлено, что администрацией г.Дзержинска не в полном объеме реализуются полномочия, представленные ст.63 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Допущены следующие нарушения норм и правил пожарной безопасности:

- в нарушение п.7 ст.63 Технического регламента и п.14 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003г. (далее - ППБ 01-03), пос.*** и пос.*** не обеспечены средствами оповещения людей о пожаре;

- в нарушение требований п.90 ППБ 01-03 в пос.*** у пожарного гидранта, установленного у здания школы и используемого для целей пожаротушения, а также по направлению движения к нему, в пос.*** и пос.*** у пожарных гидрантов, а также по направлению движения к ним, в пос.***, пос.***, пос.***, пос.***, пос.*** у пожарных гидрантов и водоемов, а также по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий);

- в нарушение требований п.112 ППБ 01-03 и п.15 ст.69 Технического регламента в пос. ***, пос. ***, пос. ***, пос. ***, пос. *** не обеспечен противопожарный разрыв от границ застройки населенного пункта до лесного массива, также в пос. *** со стороны границы Балахнинского лесхоза не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения пос. *** (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие);

- в нарушение требований п.114 ППБ 01-03 в пос.***, пос. ***, пос. ***, пос. ***, пос. ***, пос. ***, пос. *** на территории населенных пунктов отсутствует запас воды для целей пожаротушения;

- в нарушение требований ст. 76 Технического регламента в восьми населенных пунктах (пос. ***, пос. ***, пос. ***, пос. ***, пос. ***, пос. ***, пос. ***, пос. ***) время прибытия пожарных подразделений составляет более 10 минут.

Согласно письму мэра г.Дзержинска Сопина В.Ф. № 1307/9 от 18.04.2011г. устранение выявленных проверкой нарушений планируется в будущем. Никаких конкретных мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений администрацией г.Дзержинска принято не было, что грозит повторением сложившейся в 2010 году на территории Нижегородской области неблагополучной ситуации, связанной с возникновением и распространением пожаров, повлекших за собой не только повреждение имущества, но и человеческие жертвы.

Таким образом, непринятие администрацией г.Дзержинска мер к устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, причинить вред их жизни и здоровью. В данном случае прокурор г.Дзержинска обращается в суд в защиту прав и законных интересов именно неопределенного круга лиц, поскольку определить конкретное количество лиц, чьи права подлежат судебной защите не представляется возможным.

На основании изложенного прокурор просил обязать администрацию г.Дзержинска Нижегородской области устранить выявленные нарушения норм и правил пожарной безопасности, а именно:

- обеспечить пос.*** и пос.*** средствами оповещения людей о пожаре;

- обеспечить наличие соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий) в пос.*** у пожарного гидранта, установленного у здания школы и используемого для целей пожаротушения, а также по направлению движения к нему, в пос.*** и пос.*** у пожарных гидрантов, а также по направлению движения к ним, в пос.***, пос.***, пос.***, пос.***, пос.*** у пожарных гидрантов и водоемов, а также по направлению движения к ним;

- обеспечить противопожарный разрыв от границ застройки населенного пункта до лесного массива в пос.***, пос.***, пос.***, пос.***, пос.***;

- в пос. *** со стороны границы Балахнинского лесхоза не выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения пос.*** (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие);

- обеспечить на территории населенных пунктов в пос.***, пос.***, пос.***, пос.***, пос.***, пос.***, пос.*** запас воды для целей пожаротушения;

- дислокацию подразделений пожарной охраны определить таким образом, чтобы обеспечить время прибытия пожарных подразделений в пос.***, пос.***, пос.***, пос.***, пос.***, пос.***, пос.***, пос.***) не более 10 минут, либо создать условия для организации в указанных поселках добровольной пожарной охраны и для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Дзержинска Жаровская И.А. заявленные требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица – ОГПН по г.Дзержинску Оборин Н.И. заявление прокурора поддержал в полном объеме.

Представители администрации г.Дзержинска Солдатова М.А. и Цацкис П.А. с заявлением прокурора согласились, однако просили определить реальные сроки для выполнения указанных противопожарных мероприятий, поскольку ряд этих мероприятий является весьма затратным как по финансовой составляющей, так и по времени.

Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 10 мая 2011 года заявление прокурора г.Дзержинска Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворено.

На администрацию г.Дзержинска Нижегородской области возложена обязанность устранить выявленные нарушения норм и правил пожарной безопасности, а именно:

- в срок до 20.06.2011г. обеспечить пос.*** и пос.*** средствами оповещения людей о пожаре;

- в срок до 01.06.2011г. обеспечить наличие соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий) в пос.*** у пожарного гидранта, установленного у здания школы и используемого для целей пожаротушения, а также по направлению движения к нему, в пос.*** и пос.*** у пожарных гидрантов, а также по направлению движения к ним, в пос.***, пос.***, пос.***, пос.***, пос.*** у пожарных гидрантов и водоемов, а также по направлению движения к ним;

- в срок до 01.06.2011 г. обеспечить противопожарный разрыв от границ застройки населенного пункта до лесного массива в пос.***, пос.***, пос.***, пос.***, пос.***;

- в срок до 16.06.2011г. в пос.*** со стороны границы Балахнинского лесхоза выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения пос. *** (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие);

- в срок до 01.07.2011г. обеспечить на территории населенных пунктов в пос. ***, пос.***, пос.***, пос.***, пос.***, пос.***, пос.*** запас воды для целей пожаротушения;

- в срок до 01.07.2011г. дислокацию подразделений пожарной охраны определить таким образом, чтобы обеспечить время прибытия пожарных подразделений в пос.***, пос.***, пос.***, пос. ***, пос.***, пос.***, пос.***, пос.***) не более 10 минут, либо создать условия для организации в указанных поселках добровольной пожарной охраны и для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.

В кассационной жалобе администрация г.Дзержинска поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

В возражениях на кассационную жалобу старший помощник прокурора г.Дзержинска Жаровская И.А. просит оставить решение суда без изменения. Поскольку оно постановлено в точном соответствии с законом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Из преамбулы к ФЗ от 21.12.1994г. №69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что настоящий федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

В соответствии со ст.19 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003г. №131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно п.10 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Перечень первичных мер пожарной безопасности определен статьей 63 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент).

Как следует из материалов дела, по поручению прокуратуры Нижегородской области прокуратурой города Дзержинска проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности на территории г.Дзержинска Нижегородской области.

По результатам указанной проверки прокурором, по информации ОГПН по г.Дзержинску о реализации первичных мер пожарной безопасности в период подготовки к весенне-летнему пожароопасному периоду 2011г. установлено следующее.

Администрацией г.Дзержинска не реализуются в полном объеме полномочия, представленные ст.63 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и допущены следующие нарушения норм и правил пожарной безопасности:

- в нарушение п.7 ст.63 Технического регламента и п.14 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденных приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003г. (далее - ППБ 01-03), пос.*** и пос.*** не обеспечены средствами оповещения людей о пожаре;

- в нарушение требований п.90 ППБ 01-03 в пос. *** у пожарного гидранта, установленного у здания школы и используемого для целей пожаротушения, а также по направлению движения к нему, в пос.*** и пос.*** у пожарных гидрантов, а также по направлению движения к ним, в пос.***, пос.***, пос.***, пос.***, пос.*** у пожарных гидрантов и водоемов, а также по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий);

- в нарушение требований п.112 ППБ 01-03 и п.15 ст.69 Технического регламента в пос.***, пос.***, пос.***, пос.***, пос.*** не обеспечен противопожарный разрыв от границ застройки населенного пункта до лесного массива, также в пос.*** со стороны границы Балахнинского лесхоза не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения пос.*** (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие);

- в нарушение требований п.114 ППБ 01-03 в пос.***, пос.***, пос.***, пос.***, пос.***, пос.***, пос.*** на территории населенных пунктов отсутствует запас воды для целей пожаротушения;

- в нарушение требований ст.76 Технического регламента в восьми населенных пунктах (пос.***, пос.***, пос.***, пос.***, пос.***, пос.***, пос.***, пос.***) время прибытия пожарных подразделений составляет более 10 минут.

Согласно представленному в дело письму мэра г.Дзержинска от 18.04.2011г. (л.д.14-23), устранение выявленных проверкой нарушений планируется в будущем.

Из представленной копии исполнительного листа по делу №2-3143/10 по заявлению прокурора г.Дзержинска о признании незаконным бездействия администрации г.Дзержинска (л.д.28-30) и постановления о возбуждении исполнительного производства (л.д.31), усматривается, что решение суда по указанному делу, которым на администрацию г.Дзержинска возложена обязанность по проведению конкретных мер по устранению нарушений пожарной безопасности, находится в стадии исполнения.

Удовлетворяя требования прокурора г.Дзержинска, суд первой инстанции, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по совершению конкретных мер для устранения нарушений требований пожарной безопасности, предусмотренных федеральным законодательством.

Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения, достоверно свидетельствующие о соблюдении администрацией г.Дзержинска указанных положений технического регламента, а также о совершении каких-либо конкретных мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности, нарушаются права неопределенного круга лиц, закрепленные ч.1 ст.20, ч. 1 ст.40, ст.42 Конституции РФ.

Доводы кассационной жалобы администрации г.Дзержинска о том, что судом не признано незаконным бездействие администрации г.Дзержинска, подлежат отклонению, поскольку из смысла удовлетворенных требований прокурора следует фактическое признание судом незаконным бездействия ответчика.

Доводы кассатора о том, что администрация г.Дзержинска не является надлежащим ответчиком по требованию об установке указателей на пожарные гидранты, поскольку последние переданы на праве хозяйственного ведения, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку передача имущества на праве хозяйственного ведения третьему лицу не освобождает ответчика от бремени содержания указанного имущества, как его собственника.

Доводы администрации г.Дзержинска в кассационной жалобе о том, что в населенных пунктах имеются водоемы, используемые в качестве источников пожаротушения, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку фактическое наличие водоемов не свидетельствует о возможности подъезда к ним и использовании в качестве источника пожаротушения.

Ссылка ответчика на соглашение с Балахнинским лесхозом подлежит отклонению, поскольку наличие указанного соглашения не освобождает ответчика от соблюдения требований пожарной безопасности в пределах городского округа, надлежащего содержания вверенного имущества.

Применительно к вопросу о дислокации подразделений пожарной охраны, следует отметить, что ответчик не лишен возможности при взаимодействии с подразделениями пожарной охраны исполнить данное требование.

Доводы кассатора о нарушении судом норм процессуального права в виде принятия отказа от иска неуполномоченным на то лицом, подлежат отклонению, поскольку не нашли своего подтверждения в материалах дела.

Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, характер спорных правоотношений, к которым применена норма материального права, их регулирующая, дана надлежащая оценка представленным доказательствам в их совокупности. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.

Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению по вышеприведенным мотивам.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 10 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г.Дзержинска - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи