Судья Кривошеина Е.Г. Дело № 33 - 9058 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 30 августа 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего: Серова В.А., и судей: Курепчиковой О.С., Крайневой Н.А., при секретаре Шмелевой С.А., с участием Пальцева В.А., Смирнова А.Е., Марьенковой Н.В., Надежкина М.А., Никитиной А.А., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Серова В.А., дело по кассационной жалобе Пальцева В.А. на решение Канавинского районного суда г.Нижнего Новгорода от 20 июня 2011 года по делу по иску Пальцева В.А. к ОМ №3 УВД по Ленинскому району, ГУ МВД РФ по Нижегородской области о предоставлении компенсации на жильё, у с т а н о в и л а: Пальцев В.А. обратился в суд к ОМ №3 УВД по Ленинскому району, ГУ МВД РФ по Нижегородской области с указанным иском. Требования мотивированы тем, что он является бывшим сотрудником МВД (уволен 10 ноября 20ХХ года по сокращению штатов). Членами его семьи являются: жена ФИО; дочь ФИО1, «дата» года рождения; дочь ФИО2, «дата» года рождения. Истец и члены его семьи проживают в общежитии по адресу: «адрес». Комната имеет площадь 19,9 кв.м., по договору приватизации от 13 августа 2008 года передана в собственность по 1/3 доле каждому из семьи истца. С 1996 года Пальцев В.А. состоит со всей своей семьей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец обращался с заявлениями в ГУВД по Нижегородской области о предоставлении ему жилищного сертификата, как нуждающемуся в улучшении жилищных условий по закону, однако ему отказали, рекомендовали обратиться в ЖБК ОМ №3 УВД по г.Н.Новгороду, где он состоял на учёте. Также было сообщено, что сведения о постановке истца на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, на 01 октября 2009 года в УВД по Ленинскому району отсутствуют. 18 октября 2010 года истец подал заявление в УВД по городу Н.Новгорода с ходатайством предоставить копию жилищного дела, однако в этом ему было отказано. Жилищно-бытовая комиссия (ЖБК) оставила заявление истца об улучшении жилищных условий без удовлетворения, не ходатайствовало перед ЦЖБК об удовлетворении его просьбы, иначе вообще не рассматривала его заявление. Список с фамилией истца не направлялся в органы местного самоуправления, ЖБК отказывает истцу в ознакомлении с учетным делом, также не извещает его о количестве очередников, нарушает порядок очередности предоставления жилья, обеспечивает жильем других очередников, более привилегированных, занимающих более высокую должность. В связи с указанным истец просил взыскать с ответчика ГУВД по Нижегородской области *** рублей в качестве безвозмездной финансовой помощи с целевым направлением на приобретение жилой площади. В порядке ст.39 ГПК РФ Пальцев В.А. изменил и уточнил свои требования, указав, что все разумные сроки с 1996 года для постановки его на учет в органы местного самоуправления в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истекли. Свои обязательства ответчики не исполнили, по вине ответчиков его учетное дело не передавалось в органы самоуправления. Бездействие ответчиков находится в причинно-следственной связи с фактом отсутствия у истца и его семьи жилого помещения отвечающим нормам ЖК РФ. Исходя из среднерыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья для расчета размеров безвозмездных социальных выплат на приобретение жилых помещений гражданам с привлечением средств федерального бюджета в Нижегородской области ** рублей, с учетом нормы 72 кв.м, стоимости комнаты по ул.С в *** рубля, истец на основании Закона РФ «О милиции», Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определения Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2005 года №58-О, ст.ст.16, 1069, 1071 ГК РФ, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 года №23, просил взыскать с ГУВД по Нижегородской области *** рублей за счет казны Российской Федерации в лице ее финансового органа – Министерства финансов России. В судебном заседании Пальцев В.А. и его представитель исковые требования поддержали. Представитель ГУ МВД РФ по Нижегородской области с исковыми требованиями Пальцева В.А. не согласилась. Представитель УВД по г.Н.Новгороду исковых требований Пальцева В.А. не признала, пояснив, что в связи с переводом Решением суда первой инстанции в исковых требованиях Пальцева В.А. отказано. В кассационной жалобе Пальцев В.А. просит решение суда первой инстанции отменить, указав на то, что судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что на ответчика была прямо возложена обязанность по передаче сведений в органы местного самоуправления о нуждающихся в улучшении жилищных условий, в частности – истца. Данное обстоятельство, по мнению Пальцева В.А., повлияло на законность и обоснованность решения суда. Иные выводы суда заявителем жалобы не оспариваются. В возражениях на кассационную жалобу представитель Управления МВД России по г. Нижнему Новгороду Петунина А.Б. просит решение суда оставить без изменения. В силу ч.1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы. Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами. Разрешая заявленные сторонами требования, суд правильно установил правоотношения сторон и применил к спорным отношениям нормы права, их регулирующие: положения ст.ст. 15, 125, 1069, Судом первой инстанции установлено, что Пальцев В.А. проходил службу в Отдельном батальоне конвойной службы ГУВД (ОБКСм ГУВД) с 03 апреля 19ХХ года по 05 ноября 20ХХ года. 18 апреля 19ХХ года Пальцев В.А. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту своей службы - УВД Нижегородской области. Семья Пальцева В.А. состоит из 4-х человек: Пальцев В.А., его жена ФИО; дочь ФИО1, «дата» года рождения; дочь ФИО2, «дата» года рождения. Пальцев В.А. с семьей проживает в общежитии, расположенном по адресу: «адрес». Комната имеет площадь 19,9 кв.м. По договору приватизации от 13 августа 2008 года комната передана в собственность по 1/3 доле каждому из семьи истца. 05 ноября 20ХХ года Пальцев В.А. был переведен для дальнейшего прохождения службы в УВД по Ленинскому району г.Н.Новгорода. В связи с переводом Пальцев В.А. был снят с жилищного учета ОБКСм ГУВД, а его учетное жилищное дело направлено в УВД по Ленинскому району г.Н.Новгорода. На учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Пальцев В.А., оперативный дежурный дежурной части первого отдела милиции УВД по Ленинскому району г.Н.Новгорода уволен Жилое помещение в порядке улучшения жилищных условий истцу не предоставлено. При отказе в удовлетворении исковых требований судом первой инстанции учтено то, что вопреки требованиям Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" истец не обращался с соответствующим письменным заявлением о включении его в списки для получения государственного жилищного сертификата. В соответствии с положениями подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», участие в подпрограмме является добровольным. Учёт заинтересованного лица в списках лиц, нуждающихся в получении жилья, является обязательным и базируется на основании заявительного характера заинтересованного в участии программы лица. При таких обстоятельствах правовых оснований для включения Пальцева В.А. в список граждан - участников подпрограммы Государственные жилищные сертификаты», не имелось. Доводы кассационной жалобы о том, что на ответчика была прямо возложена обязанность по передаче сведений в органы местного самоуправления о нуждающихся в улучшении жилищных условий, в частности – истца, являются несостоятельными ввиду нижеследующего. Согласно ч.3 ст.1 ГПК РФ гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела. Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" положения Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства распространяются и на сотрудников органов внутренних дел (ст.1). В соответствии с п. п. 13 и 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями указанных военнослужащих, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства. При этом п. 14 этой статьи предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нем, определяется Правительством РФ. Правительство РФ Постановлением от 6 сентября 1998 г. N 1054 утвердило указанные Правила. Анализ норм, содержащихся в Правилах, показывает, что они соответствуют редакции ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", действовавшей до 1 января 2005 г. Между тем в связи с принятием ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ указанная статья претерпела существенные изменения. Согласно п. 2 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января Что касается компетенции органов местного самоуправления по обеспечению военнослужащих жильем, то в соответствии с п. п. 3 и 12 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" данные органы должны оказывать содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих-граждан и членов их семей, а также вправе предоставлять военнослужащим право в первоочередном порядке вступать в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять им земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов. Таким образом, следует признать, что нормы Правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 г., противоречат закону и в силу ст. 120 Конституции РФ ч. 2 ст. 11 ГПК РФ применению не подлежат. Органы внутренних дел располагают всей необходимой информацией (имеют возможность ее получить из материалов учётного жилищного дела) для решения вопроса о признании увольняемого с военной службы военнослужащего нуждающимся в жилом помещении (улучшении жилищных условий), в том числе и по избранному им месту жительства. Действующая редакция п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" также содержит положение, согласно которому порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в данном пункте, определяется Правительством РФ. Таким образы нормы Правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 года, противоречат закону и в силу ст. 120 Конституции РФ ч. 2 ст. 11 ГПК РФ применению не подлежат с 2009 года (решение Верховного Суда РФ от 14.04.2009 N 2н-9/09). Доводы кассационной жалобы были предметом исследования и оценки суда первой инстанции с выводами которого судебная коллегия согласна. Выводы суда основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства в соответствии с требованиями ст.ст. 67, 71 ГПК РФ. Ссылок на факты, оставшиеся без внимания суда, кассационная жалоба не содержит. Решение суда соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ. Основания к отмене решения суда, предусмотренные ст. 362 ГПК РФ отсутствуют. На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ судебная коллегия, О П Р Е Д Е Л И Л А : решение Канавинского районного суда г.Нижнего Новгорода от Председательствующий- Судьи -
Пальцева В.А. в УВД Ленинского района г.Н.Новгорода, его жилищное дело было передано из ГУВД в УВД, Однако Пальцев В.А. не писал заявления о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, он и не был поставлен на учет.
1071 ГК РФ, ст.30 ФЗ РФ «О милиции», Инструкцию о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД РФ, и предоставления им жилых помещений (утв.приказом МВД РФ от 18 марта 2003 года №169), Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади (утв.Приказом МВД РФ от 25 мая 2003 года №345), Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утв.Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года №1054).
Пальцев В.А. в УВД по Ленинскому району г.Н.Новгорода поставлен не был.
10 ноября 20ХХ года по сокращению штатов.
2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
20 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения.