о взыскании морального вреда



Судья Афанасьева Т.Е. Дело № 33 - 8638

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 августа 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего: Серова В.А.,

и судей: Курепчиковой О.С., Крайневой Н.А.,

при секретаре Живаковой Л.Н.,

с участием Камшилиной Н.Н., Никитиной О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Серова В.А.

дело по кассационным жалобам Камшилиной Н.Н.,
Камшилина А.М.,

на решение Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от
13 мая 2011 года по делу по иску

Камшилина А.М. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» (ФКУ СИЗО - 1 ГУФСИН России по Нижегородской области), Министерству финансов РФ о взыскании морального вреда,

у с т а н о в и л а:

Камшилин А.М. обратился в суд к Федеральному бюджетному учреждению «Следственный изолятор №1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» ( ФБУ ИЗ-52/1 ГУФСИН России по Нижегородской области) с указанным иском. Требования мотивированы тем, что в периоды нахождения его в ФБУ ИЗ-52/1 ГУФСИН России по Нижегородской области (на день рассмотрения дела - ФКУ СИЗО -1 ГУФСИН России по Нижегородской области) (с 17.01.2007г. по 14.03.2008г.; 29.04.2008г. по 26.05.2008г.; 07.07.2009г. по 26.05.2010г.) он содержался в указанном учреждении в камерах №ХХХХ в ненадлежащих условиях: в камерах вместе с другими заключенными в количестве 10-12 человек, при этом камеры были оборудованы 8 спальными местами, а общая площадь камеры составляла около 20 кв.м., и приходилось спать (отдыхать) по очереди. На протяжении длительного времени он был лишен нормального сна и нормальных условий содержания, так как сотрудники администрации СИЗО постоянно в ночное время с 04.00час. ночи до 06.00 час. утра будили заключенных (в 4.00 час. путем истребования писем, жалоб и заявлений; в 04.30 час путем раздачи хлеба по камерам; в 05.00 путем раздачи горячей пищи; в 05.30 час. – путем вызова заключенных из камер для этапирования на следственные действия и в суды). Содержался в названных камерах вместе с курящими заключенными, являясь не курящим человеком, а также, с лицами ранее неоднократно судимыми за совершение преступлений, а совместно с заключенными, больными туберкулезом и СПИДом. В камерах отсутствовала принудительная вентиляция воздуха, отделенный санузел. Конструкция окон в камерах препятствовала доступу в них естественного освещения, вследствие чего арестованные лица были лишены возможности читать и работать с документами. Стол в камерах, где он содержался, имел размер 55см.х155см, был постоянно занят и истец был лишен возможности работать с документами, материалами уголовного дела, то есть ему не были предоставлены необходимые условия для надлежащей подготовки своей защиты, как в ходе предварительного следствия, так и в ходе судебного разбирательства. Каждый раз по прибытии в СИЗО и, соответственно, по убытии, сотрудники администрации помещали его в одноместный бокс размером 60х60 см. и высотой 2метра, с целью дальнейшего распределения по камерам или на этапирование, где он находился на протяжении 8-10 часов, где санитарная и влажная уборка боксов никогда не производилась и истец был вынужден дышать спёртым воздухом. Пища приготовлялась крайне низкого качества, есть которую невозможно, и медицинское обслуживание также не оказывалось надлежащим образом. Содержанием истца в ненадлежащих условиях причинен моральный вред. Учитывая указанное истец просил суд взыскать с ответчиков в возмещение морального вреда *** руб.

В качестве соответчика к участию в деле с согласия истца и его представителя привлечено Министерство финансов РФ.

Представитель истца - Камшилина Н.Н., заявленные требования поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель ФКУ СИЗО -1 ГУФСИН России по Нижегородской области - Шеин С.О., исковые требования не признал.

Представитель Министерства финансов РФ - Цыганова И.Г., с заявленными требования не согласилась.

Решением суда первой инстанции с Министерства Финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации (за Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области») в пользу Камшилина А.В. взыскана компенсация морального вреда в размере *** руб. В остальной части иска отказано.

В кассационных жалобах Камшилиной Н.Н.,
Камшилина А.М. поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с тем, что судом первой инстанции неверно оценены представленные доказательства, что повлияло на законность и обоснованность решения суда.

В силу ч.1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Разрешая заявленные сторонами требования, суд правильно установил правоотношения сторон и применил к спорным отношениям нормы права, их регулирующие: положения ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, ст. 1069 ГК РФ.

Судом первой инстанции установлено, что Камшилин А.М. находился в СИЗО-1 с 17.01.2007г. по 14.03.2008г., с 29.04.2008г. по 26.05.2008г., а так же с 07.07.2009г. по 26.05.2010г.

Оценивая в условиях состязательности и объективного изучения представленных доказательств, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что надлежащих доказательств того, что во время пребывания в следственном изоляторе истец был лишен возможности полноценно работать с документами, получал ненадлежащее питание, нарушено право на отдых, а так же содержался совместно в ВИЧ-инфицированными и больными туберкулёзом, условия вентиляции были нарушены, сантехнические приборы не соответствовали нормативам установки, освещение было недостаточным и других недостатков, по мнению Камшилина А.М., не представлено.

Представленные доказательства соответствовали требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности и основаны на нормах действующего и подлежащего применению законодательства и нормам (СниП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», приказом МЮ РФ от 02.08.2005года № 125 «Об утверждении норм питания и материально бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН, на мирное время» и др.).

Вместе с тем, судом установлено и обстоятельства, что истцу выдавалась одна простыня, а не две, в столовой, где готовится пища для спецконтингента, имелись тараканы, а так же имел место перелимит находящихся в учреждении лиц.

30 марта 1998 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.).

В соответствии с п.3 Конвенции никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

28 марта 1998 года Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания ETS N 126 (Страсбург, 26 ноября 1987 г.).

Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство наказания установил 7 кв.м в качестве приблизительной необходимой нормы площади на одного заключённого в месте заключения.

В соответствием с п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Следует учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Указанные выше обстоятельства в совокупности с нормами национального и международного права свидетельствуют о том, что при содержании Камшилина А.М. в ненадлежащих условиях заключения, ему были причинены определённые неудобства, которые отрицательно повлияли на моральное состояние истца.

Компенсация морального вреда является соразмерной наступившим последствиям и соответствует нормам действующего законодательства.

Доводы кассационной жалобы были предметом исследования и оценки суда первой инстанции с выводами которого судебная коллегия согласна. Выводы суда основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства в соответствии с требованиями ст.ст. 67, 71 ГПК РФ.

Ссылок на факты, оставшиеся без внимания суда, кассационная жалоба не содержит.

Решение суда соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ.

Основания к отмене решения суда, предусмотренные ст. 362 ГПК РФ отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от
13 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи -