о признании нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности включить в список и Сводный список из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2011 год, и предоставления вне очереди жилого помещения



Судья Красненков Е.А. Дело № 33-8695/2011 год

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 августа 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Железновой Н.Д., судей: Башаркиной Н.Н., Гаврилова В.С.,

при секретаре Бурдуковой Е.И.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Башаркиной Н.Н.

дело по кассационной жалобе Реухиной Н.А.,

с участием адвоката Мошариной Н.К., представителя Министерства социальной политики Нижегородской области Порохового Е.В.

на решение Чкаловского районного суда Нижегородской области от 24 июня 2011 года

по иску прокурора Чкаловского района Нижегородской области в интересах Реухиной Н.А. к Соломатовской сельской администрации Чкаловского района Нижегородской области, администрации Чкаловского района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности включить в список и Сводный список из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2011 год, и предоставления вне очереди жилого помещения,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Чкаловского района обратился в суд с указанным иском в интересах Реухиной Н.А. к администрации Чкаловского района, администрации г. Чкаловска, Министерству социальной политики Нижегородской области. В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка в связи с обращением Реухиной Н.А., которой установлено, что постановлением администрации Чкаловского района от 18.09.1996 года №287 несовершеннолетняя Реухина Н.А. <...>.1988 года рождения, определена в Либежевский детский дом на полное государственное обеспечение, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Постановлением администрации Чкаловского района №384 от 19.11.1996 года за несовершеннолетней Реухиной Н.А. закреплено жилое помещение по адресу: Чкаловский район, д. <...>, д. 27, которое заключением межведомственной комиссии от 25.02.2011 года №1, признано непригодным для постоянного проживания. В связи с этим Реухина Н.А. после окончания общеобразовательного учреждения, проживает на съемных квартирах. В нарушение требований закона до настоящего время Реухина Н.А. не включена администрацией Чкаловского района в список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и не включена в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области. В связи с нарушением закона право Реухиной Н.А. на внеочередное предоставление жилья, гарантированное ей Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не реализовано. Просил возложить на администрацию г. Чкаловска обязанность признать Реухину Н.А. нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма возложить на администрацию Чкаловского района, Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность включить Реухину Н.А. в список и Сводный список из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2011 год, и предоставить Реухиной Н.А. вне очереди жилое помещение жилой площадью не ниже установленных социальных норм (л.д. 3-7).

Определением Чкаловского районного суда от 25.04.2011 года, в порядке ст.41 ГПК РФ, по ходатайству прокурора Чкаловского района, произведена заменена ненадлежащего ответчика - администрации г. Чкаловска, на надлежащего ответчика - Соломатовскую сельскую администрацию Чкаловского района (далее по тексту - Соломатовская с/а) (л.д. 36-37).

Решением Чкаловского районного суда Нижегородской области от 24 июня 2011 года в иске прокурора Чкаловского района Нижегородской области в интересах Реухиной Н.А. к Соломатовской сельской администрации Чкаловского района Нижегородской области, администрации Чкаловского района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности включить в список и Сводный список из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2011 год, и предоставления вне очереди жилого помещения - отказано.

В кассационной жалобе Реухиной Н.А. поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, и в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, возражений на кассационные жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия находит решение суда незаконным, необоснованным и считает необходимым решение суда отменить.

Согласно ст. 194 ГПК РФ решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу. Решение должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст. 195 ГПК РФ).

В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).

Отказывая прокурору Чкаловского района в удовлетворении исковых требований, заявленных в интересах Реухиной Н.А., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Реухина Н.А., <…>.1988 года рождения, утратила право требования предоставления жилья во внеочередном порядке, обратившись с заявлением по этому вопросу за пределами своего двадцатитрехлетнего возраста.

Действительно, как следует из преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 22 августа 2004 г.), а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако, суд не учел, что социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во

внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.

Судом первой инстанции не было принято во внимание то обстоятельство, что факт обращения Реухиной Н.А. до исполнения ей 23-х лет в администрацию района с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении имел место. Данного факта не оспаривала в судебном заседании и представитель органа опеки и попечительства при администрации Чкаловского района Нижегородской области В.В.В. (л.д.70 оборот), которая пояснила, что Реухина обращалась к ней в мае 2010 года устно и просила, чтобы ее включили в список детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении.

Одним из оснований для отказа в удовлетворении требований прокурора Чкаловского района, заявленных в интересах Реухиной Н.А., стало также то обстоятельство, что доказательств того, что оба родителя Реухиной Н.А. умерли до исполнения ей восемнадцати лет или лишены родительских прав в установленном законом порядке, суду не представлено, в связи с чем оснований считать, что истица относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у суда не имеется.

Вместе с тем, данный вывод суда первой инстанции является преждевременным.

Так, в свидетельстве о рождении Реухиной Н.А., родителями Реухиной Н.А. указаны - отец Р.А.А. и мать Р.М.А. (л.д.80).

Однако в постановлении администрации Чкаловского района от 18.09.1996 года №287 указано, что мать Реухиной Н.А. – К.М.А., является матерью-одиночкой, уклоняется от воспитания дочери и на нее собран материал на лишение родительских прав (л.д.12).

При таких обстоятельствах, суду следовало предложить прокурору, который обратился в суд в интересах Реухиной Н.А., предоставить дополнительные доказательства в обоснование своих требований, подтверждающие факты, на основании чего Реухина Н.А. находилась в детском доме, сведения об отце и матери Реухиной Н.А.

Суд не дал надлежащей оценки тому факту, что в момент закрепления за Реухиной Н.А. жилого помещения: жилого дома №27 по ул.<...> д.<...> Соломатовской с/а, данный дом принадлежал К.С.Л. – постороннему для Реухиной Н.А. человеку, который находится в настоящее время в местах лишения свободы.

Кроме того, Реухина Н.А. в своей жалобе утверждает, что ее сестра также воспитывалась в детском доме и за ней было закреплено тоже самое жилое помещение- д.27 по ул.<...> д.<...>, но ее включили в список детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении.

Данные утверждения заслуживают внимания и требуют проверки.

Учитывая вышеизложенное, доводы кассационной жалобы Реухиной Н.А. о несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, судебной коллегией не могут быть оставлены без внимания.

В соответствии с п.3,4 ч.1 ст.362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Статья 363 ГПК РФ устанавливает, что нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными в случае, если: суд неправильно истолковал закон.

При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, в силу чего подлежит отмене.

Поскольку нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть устранены судом кассационной инстанции, дело подлежит направлению на новое рассмотрение, при котором суду следует учесть изложенное, устранить противоречия относительно статуса Реухиной Н.А., провести исследование и оценку факта обращения Реухиной Н.А. с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении, а также обстоятельств, относящихся к закрепленному дому, после чего на основе представленных доказательств разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Чкаловского районного суда Нижегородской области от 24 июня 2011года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

Председательствующий:

Судьи: