по иску Зинина О.А. к Министерству социальной политики Нижегородской области, Военному комиссариату Нижегородской области о включении периода в стаж муниципальной службы



Судья: Хохлова Н.Г. Дело № 33-9711

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 сентября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Погорелко О.В., судей: Пятовой Н.Л., Старковой А.В.

при секретаре Филипповой З.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Погорелко О.В.

с участием Зинина О.А., представителя Министерства социальной политики Нижегородской области Рабежа Д.И.

дело по кассационной жалобе заместителя министра Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Э.А. Габелевой

на решение Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 12 мая 2011 года

по иску Зинина О.А. к Министерству социальной политики Нижегородской области, Военному комиссариату Нижегородской области о включении периода в стаж муниципальной службы

У С Т А Н О В И Л А:

Истец обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Нижегородской области, Военному комиссариату Нижегородской области о включении периода в стаж муниципальной службы.

В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что он, как лицо, замещавшее должности муниципальной службы в Володарском районе Нижегородской области, обратился в Министерство социальной политики Нижегородской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.

В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды срочной службы (по призыву) из расчета один день военной службы за два дня работы. Истец проходил срочную военную службу с 01.09.1974 г. по 19.06.1979 г.: с 01.09.1974 г. по 12.01.1979 г. был курсантом <...> высшего артиллерийского инженерного училища, с 15.01.1979 г. по 19.06.1979 г. в в/ч <...> рядовым. Ответчику была представлена справка по поводу указанного периода. При рассмотрении вопроса о назначении пенсии, ответчики период службы в военном училище не учли, с чем истец не согласен. Просил подтвердить период прохождения срочной военной службы с 01.09.1974 г. по 19.06.1979 г. и установить срок срочной военной службы (по призыву) 2 года 7 месяцев 9 дней для назначения пенсии за выслугу лет из расчета один день военной службы за два дня работы.

В порядке ст. 39 ГПК РФ, истец изменил требования и просил суд зачесть в муниципальный стаж период обучения в <...> высшем артиллерийском инженерном училище с 01.09.1974 г. по 12.01.1979 г., а именно 4 года 4 месяца 11 дней для назначения пенсии за выслугу лет.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области (по доверенности) Рабежа Д.И. возражал против иска, согласно доводам отзыва.

Представитель Военного комиссариата Нижегородской области в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени, месте слушания дела надлежащим образом.

Решением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 12 мая 2011 года постановлено исковые требования Зинина О.А. к Военному комиссариату Нижегородской области о включении периода в стаж муниципальной службы оставить без удовлетворения.

Включить в стаж государственной (муниципальной) службы (работы) Зинина О.А. период обучения с 01.09.1974 г. по 12.01.1979 г. в <...> высшем артиллерийском инженерном училище из расчета один день военной службы за два дня работы.

В кассационной жалобе заместителя министра Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Э.А. Габелевой поставлен вопрос об отмене решения суда как принято с нарушением норм материального права.

В частности, заявитель указывает, что в нарушение требований закона суд включил в стаж государственной (муниципальной) службы Зинина О.А. период его военной службы, не относящийся к срочной военной службе.

Кроме того, надлежащим ответчиком по вопросу установления периода срочной военной службы Зинина О.А. является Военный комиссариат Нижегородской области, а не министерство.

Также в решении суда не указано, что период должен быть включен именно в стаж государственной (муниципальной) службы для назначения пенсии за выслугу лет, однако, согласно решению суда именно в этом заключались исковые требования Зинина О.А.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции, подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.

В силу части 2 статьи 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции в интересах законности проверяет решение суда первой инстанции в полном объеме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся по делу лиц, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным, т.е. должно быть принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно резолютивной части решения указано, что суд исковые требования Зинина О.А. к Военному комиссариату Нижегородской области о включении периода в стаж муниципальной службы оставил без удовлетворения.

При этом включил в стаж государственной (муниципальной) службы (работы) Зинина О.А. период обучения с 01.09.1974 г. по 12.01.1979 г. в <...> высшем артиллерийском инженерном училище из расчета один день военной службы за два дня работы.

Таким образом, суд первой инстанции установил ответственность Министерства социальной политики Нижегородской области и освободил от ответственности Военный комиссариат Нижегородской области.

Судебная коллегия считает, что данный вывод суда является неправильным, поскольку он не основан на нормах действующего законодательства.

Как следует из материалов дела, истец с 01.09.1974 г. по 12.01.1979 г. проходил обучение в <...> высшем артиллерийском инженерном училище.

Истец обратился в Законодательное собрание Нижегородской области с заявлением о возможности назначения ему пенсии за выслугу лет, в связи с чем с 23.06.2010 г. ему была назначена пенсия, стаж государственной (муниципальной) службы (работы) составил 13 лет 5 месяцев.

В стаж не включен период обучения в <...> высшем артиллерийском инженерном училище, поскольку не подтверждается военным комиссариатом Нижегородской области.

Согласно Постановления Законодательного Собрания Нижегородской области от 25.09.2003 N 675-III "О комиссии Законодательного Собрания и Правительства Нижегородской области по дополнительному пенсионному обеспечению отдельных категорий граждан", в соответствии со статьей 11 Закона Нижегородской области от 24 июня 2003 N 48-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области" образована комиссия Законодательного Собрания и Правительства Нижегородской области по дополнительному пенсионному обеспечению отдельных категорий граждан.

В соответствии с п. 23 Положения о Комиссии Законодательного собрания и Правительства Нижегородской области по дополнительному пенсионному обеспечению отдельных категорий граждан, организационное, документационное, информационное и иное обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Министерство социальной политики Нижегородской области.

Согласно справке Военного комиссариата Нижегородской области от 14.04.2010 г. № <...>, имеющейся в материалах дела, Зинин О.А. проходил военную службу по призыву с 15.01.1979 по 19.06.1979 г. Установленный военным комиссариатом Нижегородской области период срочной военной службы Зинина О.А. был включен Министерством социальной политики Нижегородской области в стаж его государственной (муниципальной) службы для назначения пенсии за выслугу лет из расчета один день военной службы за два дня работы.

Таким образом, решение Комиссии было принято именно с учетом справки, которая была предоставлена Военным комиссариатом Нижегородской области и, соответственно, бремя ответственности в данной ситуации должно быть возложено на обоих ответчиков.

При таких данных решение суда в данной части подлежит отмене.

Относительно других доводов кассационной жалобы об отказе в удовлетворении исковых требований истца судебная коллегия указывает, что они не принимаются, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего в спорный и настоящий периоды времени законодательства.

Статьей 39 ч. 1, 2 Конституции РФ установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

В соответствии со ст. 2 Закона Нижегородской области от 24.06.2003 N 48-З (ред. от 03.09.2010) «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области и должности государственной гражданской службы Нижегородской области, и пенсии за умершего (погибшего) родителя, замещавшего государственную должность Нижегородской области либо должность государственной гражданской службы Нижегородской области» пенсия за выслугу лет - ежемесячная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением замещения государственной должности области либо должности государственной гражданской службы области, при наличии установленного настоящим Законом стажа государственной службы после выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) либо на пенсию, досрочно установленную в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

В соответствии с действующим в спорный период времени Законом СССР от 12 октября 1967 г. «О всеобщей воинской обязанности» (ч. 2 ст. 11) граждане, принятые в военно-учебные заведения, состояли на действительной военной службе и именовались курсантами. На них распространялись обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы. Они и их семьи пользовались правами, льготами и преимуществами, предусмотренными законодательством для военнослужащих срочной службы.

Указанные положения сохранились и в законодательстве Российской Федерации.

В частности, пунктом 3 ст. 31 Закона РФ от 11 февраля 1993 г. № 4455-I «О воинской обязанности и военной службе» было установлено, что до заключения контракта о прохождении военной службы курсант имел правовое положение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Из пункта 2 ст. 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» следует, что граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

В соответствии с п. 4 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащие мужского пола, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, а также отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы, если к моменту отчисления из указанных образовательных учреждений они достигли возраста 18 лет, не выслужили установленного срока военной службы по призыву и не имеют права на увольнение с военной службы, на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, направляются для прохождения военной службы по призыву.

В этом случае в срок военной службы военнослужащим засчитываются:

продолжительность военной службы по призыву до поступления в военное образовательное учреждение профессионального образования;

продолжительность военной службы по контракту до поступления в военное образовательное учреждение профессионального образования из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву;

продолжительность военной службы во время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования из расчета два дня военной службы в указанном образовательном учреждении за один день военной службы по призыву.

Военнослужащие мужского пола, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования, не достигшие возраста 18 лет, увольняются с военной службы и подлежат постановке на воинский учет и призыву на военную службу на общих основаниях. В случае увольнения указанных лиц по основаниям, предусмотренным в настоящем пункте, в срок военной службы по призыву им засчитывается продолжительность военной службы во время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования из расчета два дня военной службы в указанном образовательном учреждении за один день военной службы по призыву.

Пункт 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определил, что курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта имеют правовое положение военнослужащих по призыву.

Пункт 1 ст. 3 указанного Федерального закона устанавливает единую систему правовой и социальной защиты военнослужащих, а также материального и иных видов обеспечения. Уровень этого зависит от занимаемых ими воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения военной службы.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона Нижегородской области от 24.06.2003 N 48-З (ред. от 03.09.2010) «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области и должности государственной гражданской службы Нижегородской области, и пенсии за умершего (погибшего) родителя, замещавшего государственную должность Нижегородской области либо должность государственной гражданской службы Нижегородской области», в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются следующие периоды службы (работы):

периоды срочной военной службы (по призыву) из расчета один день военной службы за два дня работы.

Судебной коллегией установлено, что Зинин О.А. с 01.09.1974 г. по 12.01.1979 г. проходил обучение в <...> высшем артиллерийском инженерном училище.

Таким образом, является правильным вывод о том, что при прохождении обучения в спорный период Зинин О.А., являясь курсантом, имел статус военнослужащего срочной службы и пользовался теми правами и льготами, которые были предусмотрены для категории военнослужащих.

Поскольку данные обстоятельства, имеющие значение для дела установлены судом первой инстанции, судебная коллегия полагает возможным вынести новое решение, которым включить в стаж государственной (муниципальной) службы (работы) Зинина О.А. период обучения с 01.09.1974 г. по 12.01.1979 г. в <...> высшем артиллерийском инженерном училище из расчета один день военной службы за два дня работы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 12 мая 2011 года отменить.

Вынести по делу новое решение:

Включить в стаж государственной (муниципальной) службы (работы) Зинина О.А. период обучения с 01.09.1974 г. по 12.01.1979 г. в <...> высшем артиллерийском инженерном училище из расчета один день военной службы за два дня работы.

Председательствующий:

Судьи:

Судья

Нижегородского областного суда: Погорелко О.В.

Согласовано: ______________