по иску Степановой К.А. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Нижегородском районе г. Н. Новгорода о включении периодов работы в трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии



Судья Рахманкина Е.П. Дело N 33-10217

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 октября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Кутыревой Е.Б.

судей: Курепчиковой О.С., Старковой А.В.

при секретаре: Швецовой Н.Б.

с участием Степановой К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 11 октября 2011 года гражданское дело

по кассационной жалобе Степановой К.А.

на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 08 июня 2011 года

по иску Степановой К.А. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ в Нижегородском районе г. Н. Новгорода о включении периодов работы в трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Курепчиковой О.С., объяснения Степановой К.А., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

установила:

Степанова К.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ в Нижегородском районе г. Н. Новгорода о назначении ей досрочной трудовой пенсии. В обоснование своих требований истец указала, что имеет стаж педагогической работы более 25 лет. 7.12.2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Однако ответчиком ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия специального стажа, поскольку в специальный стаж не включены период работы: с 25.06.1997 года по 11.09.2000 года, и с 29.08.2001 года по 06.12.2010 года в должности педагога-психолога МОУ «*», и с 12.09.2000 года по 02.01.2001 года – в должности социального педагога, с 03.01.2001 года по 29.08.2001 года – в должности педагога- психолога МОУ «*» с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Истец считает, решение ГУ УПФ РФ в Нижегородском районе незаконным, просит суд обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии вышеуказанные периоды работы, обязать ответчика назначить пенсию с момента обращения в Управление пенсионного фонда.

Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 08 июня 2011 года в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе Степанова К.А. просит об отмене решения, ссылаясь на то, что суд не применил закон, подлежащий применению; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

Законность и обоснованность оспариваемого судебного решения проверена судебной коллегией по правилам Главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Исходя из принципа диспозитивности, с учетом положений статьи 347 Гражданского процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела по существу суд кассационной инстанции проверяет обжалуемое решение в пределах доводов жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены решения, поскольку оно постановлено в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность не менее 25 лет в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации 29 октября 2002 года издано Постановление N 781, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Согласно Правилам, существуют должности, работа в которых засчитывается в педагогический стаж, если она протекала не во всех учреждениях, перечисленных в Списке от 29 октября 2002 года, а только в строго определенных учреждениях. Это относится к работе в должности педагога-психолога.

В соответствии с пунктом 11 Правил, работа в должности педагога - психолога засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.

Данная правовая норма не содержит указания на общеобразовательные учреждения, каковым является МОУ *.

Таким образом, работа в должности педагога-психолога в общеобразовательном учреждении МОУ * в период со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, зачету не подлежит.

Не подлежат зачету в стаж для назначения пенсии досрочно также период работа истицы в должности педагога-психолога с 25.06.1997 года по 11.09.2000 г в МОУ «*», период работы в должности педагога-психолога с 29.08.2001 года по 29.08.2001 года в МОУ «*», период работы с 12.09.2000 года по 02.01.2001 года в должности социального педагога в МОУ *., так как по ранее действовавшим Правилам, работа в должности педагога-психолога и социального педагога засчитывалась в специальный стаж для досрочного назначения пенсии только в учреждениях социального обслуживания.

Указанное следует из п. 3 Правил от 22 сентября 1999 г. N 1067, в котором предусмотрено следующее: «Работа в качестве социального педагога, педагога - психолога и инструктора по труду засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в учреждениях социального обслуживания (пункт 13 раздела "Наименование учреждений" Списка)».

Общеобразовательные школы к учреждениям социального обслуживания не относились. Работа истицы в должности педагога-психолога, социального педагога в общеобразовательном учреждении является педагогической деятельностью, однако право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью не дает.

В Списке ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬКОТОРЫХ В ШКОЛАХ И ДРУГИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ПО ПРАВИЛАМ СТАТЬИ 80 ЗАКОНА РСФСР "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР", утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, должность педагога- психолога не указана.

Работа в должностях, предусмотренных Списком должностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, включалась в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.

Согласно Постановлению Минтруда РФ от 24.08.2000 N 61 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Постановления Правительства Российской Федерации от 20 марта 2000 г. N 240 "О внесении дополнения в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067" (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 24.08.2000 N 9, при назначении пенсий за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей положения, установленные абзацами первыми пунктов 1 и 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, применяются с 1 сентября 2000 года.

Для включения в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, периодов работы с 1 ноября 1999 г. до 1 сентября 2000 г. необходимо занятие штатной должности, предусмотренной Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 (педагогическая или учебная нагрузка, преподавательская работа в должности, не предусмотренной Списком (работа без занятия штатной должности во внимание не принимается). При этом соблюдение условия выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), установленного объема преподавательской работы не требуется.

Согласно пункту 4 Правил (Постановление Правительства РФ № 781) периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Материалами дела установлено, что Степанова К.А. занимала штатную должность педагога-психолога, а в период с 12.09.2000г. по 02.01.2001г. – социального педагога, в МОУ *, которые не предоставляют право на досрочное назначение трудовой пенсии, норму рабочего времени, установленную на ставку заработной платы учителя по общеобразовательным предметам, не выполняла.

На основании представленных доказательств суд делал правильный вывод о том, что специальный стаж Степановой К.А. на день обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии составлял 11 лет 10 месяцев 6 дней, в связи с чем отсутствует необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку приводились Степановой К.А. в обоснование предъявленных исковых требований и были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями действующего законодательства. Оснований сомневаться в правильности оценки у судебной коллегии не имеется.

Приложенные к кассационной жалобе документы о педагогической нагрузке Степановой К.А. не опровергают приведенные судом в решении доводы и не могут послужить основанием для отмены законного и обоснованного судебного решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены решения в кассационном порядке, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 08 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу– без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи