Судья Хохлова Н.Г. Дело № 33-10239 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 11 октября 2011 года. Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Кутыревой Е.Б., судей Старковой А.В. и Курепчиковой О.С. при секретаре Швецовой Н.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Курепчиковой О.С. дело по кассационной жалобе Хасанова Р.А. с участием Хасановой Д.С., Лагунова А., представляющего интересы Хасанова Н.Р. по доверенности, представителя Минсоцполитики Маркова С.А. (по доверенности) на решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 16 августа 2011 года по делу по иску Хасанова Р.А., Хасанова Н.Р., Хасановой Д.С. к Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании предоставить жилое помещение, У С Т А Н О В И Л А: Истцы Хасанов Р.А., Хасанова Н.Р., Хасанова Д.С. обратились в суд с исковыми требованиями к Министерству социальной политики Нижегородской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение. Заявленные требования обосновали тем, что в 1995 г. Хасанов Р.А. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий по списку № 10. В квартире зарегистрированы его сын Хасанов Н.Р. и бывшая супруга – Хасанова Д.С. Истцы просили предоставить жилое помещение не менее 0,13 кв.м. жилой площади в черте города. В процессе рассмотрения истцы уточнили требования, просили обязать Министерство социальной политики НО предоставить жилое помещение Хасанову Р.А., Хасанову Н.Р. в черте города не менее 42 кв.м.. 14 июня 2011 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация г. Н. Новгорода. В судебном заседании представитель Хасанова Н.Р.. Хасановой Д.С. (по доверенностям) Лагунов А.А. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковых явлениях. Истцы в судебном заседании не присутствовали, подали заявление о возможности рассмотрения дела в их отсутствии. Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области Марков С.А. исковые требования не признал по основаниям, указанным в возражениях на исковое заявление. Представитель администрации г. Н. Новгорода Мурзина О.В. полагала, что требования истцов удовлетворению не подлежат. Пояснила, что истец Хасанов Р.А. вправе получить социальную поддержку от государства, но только в порядке очереди. Решением суда постановлено: В удовлетворении исковых требований Хасанова Р.А., Хасанова Н.Р., Хасановой Д.С. к Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании предоставить жилое помещение отказать. В кассационной жалобе Хасанова Р.А. содержится требование об отмене судебного решения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Хасанов Р.А. состоит на учете нуждающихся в улучшении и жилищных условий в списке первоочередного учета «Участники боевых действий» под номером 10 и в списке общего учета под номером 2144. Согласно ст.16 ФЗ «О ветеранах» «1. Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации». В соответствии со ст.23.2 указанного ФЗ «1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ) 2. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. 3. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, в т.ч. для ветеранов боевых действий по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. 3.1. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. (п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.12.2009 N 327-ФЗ) 4. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. 5. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. 6. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. 7. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, - список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и стоимости предоставляемого или приобретаемого жилья. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 11. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. (п. 11 в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ) 11.1. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. (п. 11.1 введен Федеральным законом от 21.12.2009 N 327-ФЗ) 12. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи. (п. 12 введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)». Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Хасанов Р.А. состоит в сводном списке ветеранов боевых действий по Нижегородской области на получение социальной выплаты с 16.05.1995 г. под номером 2144. Как следует из материалов дела, средства федерального бюджета, поступившие в Нижегородскую область в 2011 г. на указанные цели использованы на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам боевых действий, вставших на учет нуждающихся до сентября 1994 г. включительно. В соответствии с законом Нижегородской области «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области», ветеранам боевых действий, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005г., предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в порядке очередности постановки на учет в органах местного самоуправления. При вынесении решения суд правомерно указал на то, что действующее законодательство не предусматривает внеочередное предоставление жилья, а государственная поддержка на приобретение жилого помещения предоставляется в порядке очередности постановки на учет и по мере поступления средств федерального бюджета. При таком положении вывод суда об отсутствии оснований для возложения обязанности на Министерство социальной политики Нижегородской области предоставить Хасанову Р.А. жилое помещение без учета требований очередности такого предоставления, является правильным. Довод кассационной жалобы, оспаривающий данный вывод суда, основан на неправильном толковании кассатором норм материального права и не может служить основанием к отмене решения. Кроме того, постановленным решением не нарушается право истца на получение жилого помещения, а указывается на соблюдение установленной очереди получения указанной льготы. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в кассационной жалобе не содержится. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено. На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 16 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий Судьи