Судья Лебедева В.С. Дело N 33-10554 НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Нижний Новгород 18 октября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи: Паршиной Т.В. судей: Щербакова М.В., Лазорина Б.П. при секретаре Ложкиной М.М. рассмотрела в открытом судебном заседании 18 октября 2011 года дело по кассационной жалобе МУП «Павловское пассажирское автотранспортное предприятие» на решение Павловского городского суда Нижегородской области от 29 августа 2011 года по гражданскому делу по исковому заявлению Павловского городского прокурора в интересах неограниченного круга лиц к МУП «Павловское пассажирское автотранспортное предприятие» о признании бездействия незаконным. Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Щербакова М.В. объяснения представителя МУП «Павловское пассажирское автотранспортное предприятие» - Пачурина М.А., представителя департамента транспорта Нижегородской области – Плаксиной Г. Н., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда, УСТАНОВИЛА: Павловский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МУП «Павловское пассажирское автотранспортное предприятие» /далее – МУП ППАП/ о признании незаконным бездействие МУП «Павловское пассажирское автотранспортное предприятие», выразившееся в уклонении от продажи единого социального проездного билета гражданам, имеющим право на его приобретение, но зарегистрированным в Нижегородской области вне границ Павловского района, о возложении обязанности на МУП «Павловское пассажирское автотранспортное предприятие» со дня вступлении решения по настоящему заявлению в законную силу осуществлять продажу единого социального проездного билета гражданам, имеющим право на его приобретение в соответствии с приложением №1 к постановлению Правительства области от 21.01.2005 г. № 3, но зарегистрированным в Нижегородской области вне границ Павловского района, о признании не законным действия ответчика, выразившееся в отказе в бесплатном проезде на пригородных маршрутах гражданам, зарегистрированным в Павловском районе, по единому социальному проездному билету, приобретенному в Нижегородской области вне границ Павловского района, о возложении обязанности на МУП «Павловское пассажирское автотранспортное предприятие» со дня вступлении решения по настоящему заявлению в законную силу предоставлять бесплатный проезд на пригородных маршрутах гражданам, зарегистрированным в Павловском районе по единому социальному проездному билету, приобретенному в Нижегородской области вне границ Павловского района. Решением Павловского городского суда Нижегородской области от 29 августа 2011 года постановлено: Иск Павловского городского прокурора удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие муниципального унитарного предприятия «Павловское пассажирское автотранспортное предприятие», выразившееся в уклонении от продажи единого социального проездного билета гражданам, имеющим право на его приобретение, зарегистрированным в Нижегородской области вне границ Павловского района. Обязать муниципальное унитарное предприятие «Павловское пассажирское автотранспортное предприятие» осуществлять продажу единого социального проездного билета гражданам, зарегистрированным в Нижегородской области вне границ Павловского района, имеющим право на его приобретение. В удовлетворении исковых требований Павловского городского прокурора в остальной части отказать. Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Павловское пассажирское автотранспортное предприятие» в доход местного бюджета госпошлину в сумме 4000 рублей. В кассационной жалобе МУП «Павловское пассажирское автотранспортное предприятие» содержится требование об отмене решения суда первой инстанции ввиду его незаконности и необоснованности. Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции не учел, что реализация права граждан на предоставления льготного проезда находится в прямой зависимости от места жительства либо места пребывания в конкретном районе Нижегородской области. Исходя из принципа диспозитивности, с учетом положений ст.347 Гражданского процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела по существу суд кассационной инстанции проверяет обжалуемое судебное постановление в пределах доводов жалобы. Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса РФ. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему. Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворения заявления Павловского городского прокурора в части признания не законными бездействий МУП ППАП, выразившегося в отказе в бесплатном проезде на пригородных маршрутах гражданам, зарегистрированным в Павловском районе, по единому социальному проездному билету, приобретенному в Нижегородской области вне границ Павловского района суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления в указанной части. С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласна. Основания для признания данного вывода суда ошибочным отсутствуют. Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных истцом требований суд первой инстанции исходил из того, что не предоставление услуги гражданам, зарегистрированным не в Павловском районе, а на территории Нижегородской области со стороны МУП ППАП не основано на законе. С данным выводом суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям. Приказом Департамента транспорта Нижегородской области № <...> от 27.12.2010 г. утвержден макет бланка единого социального проездного билета /л.д.27,28/. Согласно справке МУП ППАП единые социальные проездные билеты на сегодняшний момент можно приобрести в: контрольно-диспетчерском пункте (<...>), административном здании Павловского ПАП, автостанции г. <...>, автостанции г. <...>, автостанции р.п. <...>, р.п. <...>/л.д.20/. Как следует из ответа на представление /л.д. 12-13/, отзыва на иск /л.д.21-23/ МУП ППАП единый социальный проездной билет в вышеуказанных местах продажи, можно приобрести лишь гражданам, имеющим право на указанную льготу, но обязательно зарегистрированным на территории Павловского района. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 122- ФЗ) с 1 января 2005 года отменены отдельным категориям граждан льготы по проезду в транспорте общего пользования. Одновременно Федеральный закон № 122-ФЗ предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот натуральной формы на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. При этом Федеральный закон № 122-ФЗ не содержит предписаний на то, какие конкретно меры социальной поддержки должны быть приняты субъектами РФ, и не определяет их форму, вид либо порядок предоставления льгот. Следовательно, субъект РФ вправе самостоятельно урегулировать данный вопрос и отразить свою позицию в соответствующем законе и (или) ином нормативном правовом акте. В целях реализации Федерального закона № 122-ФЗ на территории Нижегородской области был принят и вступил в силу с 1 января 2005 года Закон Нижегородской области от 10 декабря 2004 года № 149-3 "О ежеквартальной денежной компенсации на проезд для отдельных категорий граждан". Данный Закон Нижегородской области устанавливает меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, в виде конкретной денежной выплаты, предусмотренной в пункте 1 статьи 2. В соответствии со статьей 1 указанного закона области право на получение компенсации предоставляется следующим лицам: получающим пенсию по старости, а также лицам, достигшим возраста 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины) и получающим другие виды пенсий в соответствии с федеральными законами от 15 декабря 2001 года № "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 17 декабря 2001 года № 17Э-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; получающим пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", достигшим возраста 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины); из числа воинов-интернационалистов, участвовавших в разрешении Карибского кризиса 1962 года. В соответствии с пунктом 24 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, отнесено решение вопроса по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, ветеранов труда и других лиц. В соответствии Уставом Нижегородской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами органы государственной власти области принимают законы области и иные нормативные правовые акты. До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, органы государственной власти области вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование (ч. 3 ст. 4 Устава). Несмотря на то, что в Законе Нижегородской области в качестве меры социальной поддержки установлена денежная компенсация на проезд для отдельных категорий граждан, Правительством Нижегородской области в целях обеспечения социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов труда, тружеников тыла, инвалидов, пенсионеров было принято постановление от 21 января 2005 года № 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" (далее - постановление Правительства Нижегородской области № 3). Постановлением Правительства Нижегородской области № 3 на территории Нижегородской области установлен единый порядок предоставления льготного проезда при наличии ЕСПБ, дающего право на льготы при проезде на всех видах транспорта в городском и внутрирайонном пригородном сообщении, кроме маршрутного такси. В соответствии с пунктом 3.1 Положения о ЕСПБ, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области № 3 ЕСПБ выдается гражданам, зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства либо по месту пребывания на территории Нижегородской области, предприятиями транспорта, а также в пунктах продажи проездных билетов. В пункте 3.1.2 Положения о ЕСПБ установлено, что проездной билет действителен: - для жителей города Нижнего Новгорода - на всех видах городского пассажирского транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, метро), кроме маршрутных такси, в любом городе Нижегородской области; - для жителей других городов и районов Нижегородской области - на всех видах городского пассажирского транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, метро), кроме маршрутных такси, в любом городе Нижегородской области и в автобусах пригородных маршрутов в пределах границ муниципального образования по месту жительства или по месту пребывания гражданина. Для жителей городов и районов Нижегородской области, граничащих с областным центром, единый социальный проездной билет действителен в автобусах пригородных маршрутов, соединяющих данное муниципальное образование с областным центром, на протяжении всего маршрута, включая территорию города Нижнего Новгорода. Исходя из смысла вышеуказанных пунктов постановления Правительства Нижегородской области № 3 (в их системном толковании) место нахождение предприятия транспорта, или пункта продажи проездных билетов взаимосвязано с регистрацией по месту жительства или по месту пребывания гражданина, который вправе воспользоваться льготным проездом, иначе акцент на место регистрации гражданина - нецелесообразен. Данная взаимосвязь установлена также при реализации гражданами права на льготный проезд, где для жителей других городов и районов Нижегородской области проездной билет действителен в пределах границ муниципального образования по месту жительства или по месту пребывания гражданина. Таким образом, Правительство Нижегородской области, в соответствии с нормами действующего законодательства и в пределах своих полномочий установило порядок приобретения проездного билета по месту регистрации гражданина. При изложенные обстоятельствах при разрешении данного спора судом первой инстанции положения вышеизложенных правовых норм учтены не были, поэтому решение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленные с нарушением норм материального права. Судебная коллегия считает, что действия МУП "Павловское ПАП" при продаже ЕСПБ и предоставлении льготного проезда гражданам в полном объеме соответствует требованиям закона. Поскольку обстоятельства имеющие значения для дела установлены судебная коллегия считает возможным в отмененной части принять новое решение об отказе Павловскому городскому прокурору в иске о признании незаконным бездействия муниципального унитарного предприятия «Павловское пассажирское автотранспортное предприятие», выразившегося в уклонении от продажи единого социального проездного билета, гражданам имеющим право на его приобретение зарегистрированным в Нижегородской области вне границ Павловского района. В остальной части судебная коллегия признает решение суда законным и обоснованным. Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда, ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Павловского городского суда Нижегородской области от 29 августа 2011 года в части удовлетворения иска Павловского городского прокурора о признании незаконными бездействия муниципального унитарного предприятия «Павловское пассажирское автотранспортное предприятие», выразившегося в уклонении от продажи единого социального проездного билета, гражданам имеющим право на его приобретение зарегистрированным в Нижегородской области вне границ Павловского района и обязании муниципального унитарного предприятия «Павловское пассажирское автотранспортное предприятие» осуществлять продажу единого социального проездного билета гражданам, зарегистрированным в Нижегородской области вне границ Павловского района, имеющим право на его приобретение - отменить Принять в отмененной части новое решение. В удовлетворении исковых требовании Павловского городского прокурора о признании незаконными бездействия муниципального унитарного предприятия «Павловское пассажирское автотранспортное предприятие», выразившегося в уклонении от продажи единого социального проездного билета, гражданам имеющим право на его приобретение зарегистрированным в Нижегородской области вне границ Павловского района и обязании муниципального унитарного предприятия «Павловское пассажирское автотранспортное предприятие» осуществлять продажу единого социального проездного билета гражданам, зарегистрированным в Нижегородской области вне границ Павловского района, имеющим право на его приобретение, отказать. В остальной части решение Павловского городского суда Нижегородской области от 29 августа 2011 года оставить без изменения. Председательствующий судья: Судьи: