Судья Копкина И.Ю. Дело N 33-10621 НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Нижний Новгород 18 октября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи: Паршиной Т.В. судей: Щербакова М.В., Лазорина Б.П. при секретаре Ложкиной М.М. рассмотрела в открытом судебном заседании 18 октября 2011 года дело по кассационной жалобе Талтакина А.И. на решение Борского городского суда Нижегородской области от 31 августа 2011 года по гражданскому делу по иску Талтакина А.И. к Администрации городского округа г. Бор Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным постановления Администрации городского округа г. Бор Нижегородской области об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как инвалида, ветерана-участника Великой Отечественной войны, включении в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем по Нижегородской области и предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Щербакова М.В. объяснения представителя Талтакина А. И. – Ульяновой С. Н., представителя Министерства социальной политики Нижегородской области – Маркова С. А., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда, УСТАНОВИЛА: Талтакин А.И. обратился в суд с иском о признании незаконным постановления администрации городского округа г. Бор Нижегородской области от 13.05.2011 г. за № <...> «Об отказе Талтакину А.И. в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий», обязании администрацию городского округа г. Бор Нижегородской области принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании Министерства социальной политики Нижегородской области включить Талтакина А.И. – ветерана ВОВ в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем по Нижегородской области и предоставить ему единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе и жилого дома). В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с удостоверением серии <...> № <...> от 21.02.2002 г. он является ветераном Великой Отечественной войны, а также инвалидом <...> группы по общему заболеванию. При этом в собственности своего жилья не имеет, вынужден проживать в доме своей внучки У. С.Н., у которой в собственности старый жилой дом, расположенной по адресу: <...>. В данном доме проживает шесть человек, в том числе двое малолетних детей. Общая площадь вышеуказанного жилого дома существенно менее учетной нормы на одного члена семьи. 28.04.2011 г. истец обратился в Администрацию городского округа г. Бор с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, как ветерана Великой Отечественной войны и постановке на учет, с намерением в последующем обратиться в Министерство социальной политики Нижегородской области с заявлением о социальной поддержке по обеспечению его жильем за счет средств Федерального бюджета. Постановлением администрации городского округа г. Бор от 13.05.2011 г. за № <...> истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Данное постановление считает незаконным на основании подп. «з» подп.1 п.1 ст.2, п.4 ст.17, п.2 ст.15, подп.4 п.1 ст.14 Федерального закона «О ветеранах». Истец просит суд признать незаконным постановления администрации городского округа г. Бор Нижегородской области от 13.05.2011 г. за № <...> «Об отказе Талтакину А.И. в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий», обязать администрацию городского округа г. Бор Нижегородской области принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить Талтакина А.И. – ветерана ВОВ в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем по Нижегородской области и предоставить ему единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе и жилого дома). 11.08.2011 года истец уточнил заявленные требования и просит суд признать незаконным постановления администрации городского округа г. Бор Нижегородской области от 13.05.2011 г. за № <...> об отказе Талтакину А.И. в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязать администрацию городского округа г. Бор Нижегородской области принять его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как инвалида, ветерана, участника Великой Отечественной Войны, обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить его, как инвалида, ветерана, участника ВОВ в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем по Нижегородской области и предоставить ему единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе и жилого дома). Решением Борского городского суда Нижегородской области от 31 августа 2011 года в иске Талтакину А.И. отказано в полном объеме. В кассационной жалобе Талтакин А. И. просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норма материального права. Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса РФ. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему. Как следует из материалов дела постановлением администрации городского округа г. Бор Нижегородской области от 13.05.2011 г. за № <...> Талтакину А.И. в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий отказано. Данное обстоятельство и явилось поводом для обращения Талтакина А.И. в суд с указанным иском. Разрешая заявленный спор, и отказывая Талтакину А.И. в исковых требованиях суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с п.4 ст.17 Федерального закона «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, производится только в случае выселения их из занимаемых служебных жилых помещений. Жилое помещение, в котором проживает истец, служебным не является, в связи с чем, основания для удовлетворения иска отсутствуют. С данным выводом суда первой инстанции согласиться по следующим основаниям. Как усматривается из материалов дела Талтакин А.И., 11.08.1925 года рождения, является ветераном - участником Великой Отечественной Войны. Согласно справке серия <...> № <...> является инвалидом <...> группы по общему заболеванию бессрочно. Федеральный закон "О ветеранах", исходя из предписаний статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1), 39 (часть 1), 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, предопределяющих обязанности государства по отношению к лицам, выполнившим свой долг по защите Отечества в годы Великой Отечественной войны, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, предусматривает меры их социальной поддержки, как в натуральной, так и в денежной форме. При этом, данный Федеральный закон с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2), к числу которых отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период (подпункт "з"). Действовавшая до 1 января 2005 года система мер социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны, установленная Федеральным законом "О ветеранах", включала предоставление им дополнительных прав и льгот (статья 13), объем которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории ветеранов. Так, наибольший объем мер социальной защиты устанавливался для инвалидов войны (статья 14), а меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", т.е. лиц, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (статья 15), превосходили по объему меры социальной защиты, полагающиеся отнесенным подпунктом "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 к участникам Великой Отечественной войны военнослужащим, которые проходили военную службу в период войны в воинских частях, не входивших в состав действующей армии (статья 17). Вместе с тем, статьей 15 данного Федерального закона предусматривалось, что участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются права и льготы инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования (часть вторая данной статьи в первоначальной редакции, пункт 2 - в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ). Упоминание участников Великой Отечественной войны без деления на отдельные категории как в названии статьи 15 "Меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны", так и в тексте данного нормативного положения допускает распространение его действия на всех лиц, отнесенных законодателем к участникам Великой Отечественной войны (статья 2 Федерального закона "О ветеранах"). Именно такой подход к определению сферы действия по кругу лиц положения пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах" после внесения Федеральным законом от 2 января 2000 года N 40-ФЗ в данный Федеральный закон изменений и дополнений и изложения его в новой редакции и получил закрепление в Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года N 69 по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службой Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по связи и информатизации, Министерством путей сообщения Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 ноября 2000 года N 2448). В частности, в ее пункте 2.7 предусматривалось, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), в удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах". Соответствие аутентичной воле законодателя такого толкования и применения норм Федерального закона "О ветеранах", как и законность предоставления участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, прав и льгот инвалидов войны, предусмотренных статьей 14 данного Федерального закона, и расходования на эти цели средств федерального бюджета органами государственной власти не ставились под сомнение и не опровергались. Таким образом, действовавшее до 1 января 2005 года нормативно-правовое регулирование и основанная на нем правоприменительная практика приравнивали эту категорию участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, к инвалидам войны при предоставлении в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" мер социальной защиты. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки. Как следует из содержания статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона "О ветеранах" в новой редакции, законодатель сохранил существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, перечисленных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, и остальных поименованных в подпункте 1 категорий участников Великой Отечественной войны. Наряду с этим сохранено правило о предоставлении участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), мер социальной поддержки инвалидов войны, причем в пункте 2 статьи 15 в новой редакции по-прежнему в качестве субъектов, на которых распространяется указанное правило, называются участники Великой Отечественной войны - без разделения на категории, установленные в подпункте 1 пункта 1 статьи 2. Согласно пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. На территории Нижегородской области предоставление мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется в соответствии с Законом Нижегородской области от 07.07.2006г. №68-3 «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» в форме предоставления жилого помещения либо в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Таким образом, правовое регулирование, предпринятое федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты населения, направлено, как следует из содержания статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем инвалидов (в том числе инвалидов Великой Отечественной войны), нуждающихся в улучшении жилищных условий путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенций из федерального бюджета. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 установлен срок выполнения соответствующей обязанности государства в отношении ветеранов Великой Отечественной войны - до 1 мая 2010 года. Вышеизложенные правовые нормы при принятии решения судом первой инстанции учтены не были. Материалами дела, бесспорно установлено, что Талтакин А.И. относится к категории лиц, имеющих право на льготы, установленные ст. 14 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года, для инвалидов ВОВ, что подтверждается удостоверением серии <...>№ <...>. Мерами социальной поддержки в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Решением Земского Собрания Борского района Нижегородской области от 23.12.2008 года № 99 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Борском районе» учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 12 кв. м. общей площади жилого помещения на человека. Талтакин А.И. в настоящее время проживает в жилом помещении общей площадью <...> кв.м., в котором вместе с истцом проживают еще <...> человек, следовательно, на каждого члена семьи приходится <...> кв.м. жилой площади, что менее учетной нормы установленной в Борском районе. При таких обстоятельствах Талтакина А.И. является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Обстоятельств, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ и препятствующих постановке истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в настоящее время, в ходе судебного разбирательства установлено не было. Таким образом, законных оснований для отказа в удовлетворении требований истца не имеется. С учетом изложенного судебная коллегия считает, что решения суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права. Поскольку обстоятельства, имеющие значения для дела установлены судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое судебное рассмотрение принять по делу новое решение, которым исковые требования Талтакина А.И. о признании незаконным постановление Администрации городского округа г. Бор от 13 мая 2011 года № <...> об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Талтакина А.И. обязании Администрации городского округа г. Бор Нижегородской области поставить Талтакина А.И. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как инвалида, ветерана-участника Великой Отечественной войны, обязании Министерства социальной политики Нижегородской области включить Талтакина А.И., как инвалида, ветерана - участника Великой Отечественной войны в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем по Нижегородской области и предоставить единовременную денежную выплату на строительство или приобретения жилья. Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда, ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Борского городского суда Нижегородской области от 31 августа 2011 года отменить. Принять по делу новое решение. Исковые требования Талтакина А.И. удовлетворить. Признать незаконным постановление Администрации городского округа г. Бор от 13 мая 2011 года № <...> об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Талтакина А.И.. Обязать Администрацию городского округа г. Бор Нижегородской области поставить Талтакина А.И. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как инвалида, ветерана-участника Великой Отечественной войны. Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить Талтакина А.И., как инвалида, ветерана - участника Великой Отечественной войны в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем по Нижегородской области и предоставить ему единовременную денежную выплату на строительство или приобретения жилья. Председательствующий судья Судьи