по заявлению прокурора г.Дзержинска о признании недействующим нормативного правового акта в части



Судья: Фирсова Е.М.

Дело №33-9955/2011

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.НижнийНовгород 04октября2011года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Пряничниковой Е.В.

судей: Нижегородцевой И.Л., Таниной Н.А.

при секретаре судебного заседания: Гончаровой Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании по кассационной жалобе Городской Думы города Дзержинска Нижегородской области, кассационному представлению прокурора г.Дзержинска

на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 25 июля 2011 года

гражданское дело по заявлению прокурора г.Дзержинска о признании недействующим нормативного правового акта в части.

Заслушав доклад судьи областного суда Нижегородцевой И.Л., выслушав объяснения представителя Городской Думы города Дзержинска Нижегородской области по доверенности Волковой Е.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г.Дзержинска обратился с указанным заявлением, мотивируя тем, что постановлением Городской Думы города Дзержинска Нижегородской области от 03.10.2007г. №*** утверждено Положение о порядке осуществления контрольной деятельности Городской Думой. Постановление Городской Думы от 03.10.2007г. №*** было опубликовано в газете «Дзержинская панорама» от 15.11.2007г. №***. Постановлением Городской Думы от 29.12.2010г. №30 внесены изменения в Положение о порядке осуществления контрольной деятельности. Постановление Городской Думы от 29.12.2010г. №30 было опубликовано в газете «Дзержинские ведомости» от 21.01.2011г. №***. Частью 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определена исключительная компетенция представительного органа муниципального образования.

В соответствии с частью 11 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Исходя из анализа данных норм, полномочия представительного органа муниципального образования, установленные муниципальными правовыми актами, не могут быть расширены по сравнению с полномочиями, определенными федеральными законами. Согласно пункту 6 части 2 статьи 2 Положения о порядке осуществления контрольной деятельности, Городская Дума осуществляет контроль за соответствием правовых актов органов местного самоуправления требованиям законности. В силу пункта 5 части 1 статьи 5 Положения о порядке осуществления контрольной деятельности Городская Дума осуществляет контроль в форме проверки соответствия законодательству правовых актов органов местного самоуправления. Частью 3 статьи 6 Положения о порядке осуществления контрольной деятельности определено, что по результатам проверки правовых актов органов местного самоуправления правовым управлением Городской Думы, председатель Городской Думы, в случае установления несоответствия правового акта законодательству Российской Федерации, предлагает соответствующему органу местного самоуправления отменить или изменить принятый акт. В то же время, действующим федеральным законодательством не предусмотрено в качестве полномочия представительного органа муниципального образования осуществление контроля за законностью правовых актов органов местного самоуправления. Более того, согласно Федеральному закону от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», надзор за законностью правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления, осуществляют органы прокуратуры. Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 8 Положения о порядке осуществления контрольной деятельности, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны своевременно исполнять решения Городской Думы об устранении нарушений, выявленных в процессе проведения контрольных мероприятий, привлекать виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Вместе с тем, в силу статьи 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания. Поскольку привлечение работников к дисциплинарной ответственности является правом работодателя, установление в Положении о порядке осуществления контрольной деятельности обязанности органов местного самоуправления и их должностных лиц привлекать виновных лиц к дисциплинарной ответственности противоречит трудовому законодательству. В соответствии с ч.1 ст.251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части. Согласно ч.2 ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени

На основании изложенного просит признать недействующим Положение о порядке осуществления контрольной деятельности Городской Думой, утвержденное постановлением Городской Думы города Дзержинска Нижегородской области от 03.10.2007 № ***, в следующих частях:

пункт 6 части 2 статьи 2 — в полном объеме;

пункт 5 части 1 статьи 5 - в полном объеме;

часть 3 статьи 6 - в части предложения соответствующему органу местного самоуправления отменить или изменить принятый акт именно по результатам проверки правовых актов органов местного самоуправления правовым управлением Городской Думы;

часть 1 статьи 8 - в части обязанности органов местного самоуправления и их должностных лиц привлекать виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

В судебном заседании прокурор Жаровская И.А. заявленные требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица по доверенности Волкова Е.Н. заявление Прокурора г.Дзержинска о признании недействующим постановления Городской Думы г.Дзержинска от 03.10.2007г. №*** об утверждении Положения о порядке осуществления контрольной деятельности Городской Думы в части считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Просит в удовлетворении заявления прокурора г.Дзержинска отказать.

Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 25 июля 2011 года постановлено: Заявление прокурора г.Дзержинска удовлетворить частично.

Признать недействующим Положение о порядке осуществления контрольной деятельности Городской Думы, утвержденное постановлением Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 03.10.2007г. №*** в части 1 ст.8 – в части обязанности органов местного самоуправления и их должностных лиц привлекать виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

В остальной части заявление прокурора г.Дзержинска оставить без удовлетворения.

В кассационной жалобе Городской Думы г.Дзержинска поставлен вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения заявления прокурора.

В кассационном представлении прокурор г.Дзержинска просит об отмене решения в части отказа в удовлетворении заявления.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда в части отказа в заявлении прокурора подлежит отмене.

Частью 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определена исключительная компетенция представительного органа муниципального образования.

В соответствии с частью 11 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

По смыслу указанных норм права, полномочия представительного органа муниципального образования, установленные муниципальными правовыми актами, не могут быть расширены по сравнению с полномочиями, определенными федеральными законами.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 2 Положения о порядке осуществления контрольной деятельности, Городская Дума осуществляет контроль за соответствием правовых актов органов местного самоуправления требованиям законности. В силу пункта 5 части 1 статьи 5 Положения Городская Дума осуществляет контроль в форме проверки соответствия законодательству правовых актов органов местного самоуправления. Частью 3 статьи 6 Положения определено, что по результатам проверки правовых актов органов местного самоуправления правовым управлением Городской Думы, Председатель Городской Думы, в случае установления несоответствия правового акта законодательству Российской Федерации, предлагает соответствующему органу местного самоуправления отменить или изменить принятый акт.

Полномочия, установленные в оспариваемых пунктах, не относятся к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, определенной частью 10 ст.35 ФЗ №131-ФЗ – представительный орган муниципального образования не наделен полномочиями осуществления контроля за законностью правовых актов органов местного самоуправления.

Нельзя согласиться с выводом суда, что данный контроль является разновидностью контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункт 9 части 10 статьи 35 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Перечень вопросов местного значения содержится в глава 3 ФЗ №131-ФЗ (статья 16 – для городского округа).

Согласно положениям данного закона, вопросы соответствия правовых актов органов местного самоуправления требованиям законности не относятся к вопросам местного значения.

К вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ №131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Таким образом, представительный орган муниципального образования вправе контролировать органами муниципального образования исполнения правовых актов органов местного самоуправления, а не проверять соответствие законодательству правовых актов органов местного самоуправления. О чем также дано разъяснение Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления (л.д.23-24)

Таким образом, в силу положений федерального закона к контрольной деятельности городской Думы не может относиться проверка соответствия правовых актов органов местного самоуправления требованиям законности.

По указанным основаниям решение суда в указанной части нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.

Поскольку суд первой инстанции неправильно истолковал закон, судебная коллегия принимает новое решение об удовлетворении заявления прокурора в данной части.

Также нельзя согласиться с доводами кассационной жалобы представителя Городской Думы города Дзержинска о незаконности решения суда, которым признано недействующим Положение о порядке осуществления контрольной деятельности Городской Думы, утвержденное постановлением Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 03.10.2007г. №*** в части 1 ст.8 – в части обязанности органов местного самоуправления и их должностных лиц привлекать виновных лиц к дисциплинарной ответственности, поскольку привлечение работников к дисциплинарной ответственности является правом работодателя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 25 июля 2011 года в части отказа в удовлетворении заявления прокурора г.Дзержинска отменить, принять в данной части новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.

Заявление прокурора г.Дзержинска удовлетворить. Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу Положения о порядке осуществления контрольной деятельности Городской Думой, утвержденном постановлением Городской Думы города Дзержинска Нижегородской области от 03.10.2007г. №*** в части: пункт 6 части 2 статьи 2 и пункт 5 части 1 статьи 5 – в полном объеме, а также часть 3 статьи 6 - в части предложения соответствующему органу местного самоуправления отменить или изменить принятый акт по результатам проверки правовых актов органов местного самоуправления правовым управлением Городской Думы.

В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу Городской Думы города Дзержинска Нижегородской области – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -