по иску прокурора действующего в интересах Крупиной Н.И. к Министерству социальной политики Нижегородской области, администрации Проновского сельсовета о признании права на получение единовременной денежной выплаТЫ



Судья: Пашкевич Л.Д. Дело №33-11299/11

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

08 ноября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего: Погорелко О.В., судей: Крашенинниковой М.В. и Кузиной Н.А.

при секретаре Курепиной Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Крашенинниковой М.В.

по кассационной жалобе представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности - Кулинич Е.В.

с участием представителя Министерства социальной политики по доверенности Маркова С.А.

на решение Ветлужского районного суда Нижегородской области от 26 сентября 2011 года по иску прокурора действующего в интересах Крупиной Н.И. к Министерству социальной политики Нижегородской области, администрации Проновского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области о признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (жилого дома), признании незаконным отказа во включении в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», понуждении к включению в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», и к предоставлению единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (жилого дома),

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор, действуя в интересах Крупиной Н.И., обратился с данным иском к ответчикам, указав, что Крупина Н.И. является вдовой умершего в <…> году участника Великой Отечественной войны Крупина И.И., к моменту смерти Крупина Н.И. находилась на его иждивении, в настоящее время является получателем пенсии по случаю потери кормильца, нуждается в улучшении жилищных условий, и в силу положений ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" имеет право на получение особой меры социальной поддержки - единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Распоряжением администрации Проновского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области от 29.12.2010г. вдова умершего участника Великой Отечественной войны Крупина Н.И. на основании ее письменного заявления была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на соответствующий учет. Решением межведомственной комиссии по реализации на территории Нижегородской области мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов от 24.06.2011 года Крупиной Н.И. отказано во включении в Сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в связи с тем, что жилая площадь, на которой проживает Крупина Н.И. больше учетной нормы жилой площади, установленной в Ветлужском районе Нижегородской области. Прокурор просил суд о признании права истца на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (жилого дома), признании незаконным отказа во включении ее в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», понуждении к включению Крупиной Н.И. в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», и к предоставлению истцу единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (жилого дома).

В судебном заседании истица Крупина Н.И. иск прокурора поддержала.

Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области, глава администрации Проновского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области, третье лицо – представитель СПК <…> в судебное заседание не явились.

Третье лицо – представитель администрации Ветлужского района Нижегородской области Виноградова Е.В. исковые требования прокурора и Крупиной Н.И. поддержала.

Решением суда от 26 сентября 2011 года иск удовлетворен, постановлено:

- признать право Крупиной Н.И. на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»;

- признать незаконными отказ министерства социальной политики Нижегородской области во включении вдовы умершего участника Великой Отечественной войны Крупиной Н.И. в Сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах»;

- обязать министерство социальной политики Нижегородской области включить вдову умершего участника Великой Отечественной войны Крупину Н.И. в Сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах»; предоставить Крупиной Н.И. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения (жилого дома) в размере, установленном законодательством Нижегородской области;

- обязать администрацию Проновского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области не снимать Крупину Н.И. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В кассационной жалобе представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности - Кулинич Е.В. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Указано на несоответствие выводов суда в части нуждаемости Крупиной Н.И. в улучшении жилищных условий.

Согласно ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительной кассационной жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене постановленного судом решения.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Крупина Н.И. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, находившейся на иждивении умершего, получающей в настоящее время пенсию по случаю потери кормильца, и с учетом нуждаемости в улучшении жилищных условий, на нее распространяются положения ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» по предоставлению мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты (статья 7), но не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.

Законом, устанавливающим правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".

Реализуя свои полномочия, законодатель выделил несколько категорий военнослужащих и иных лиц, – ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах").

Ветеранами-участниками Великой Отечественной войны, являются военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны (подпункт "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах").

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 21 Закона, меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. В частности, указанным лицам предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, независимо от их имущественного положения;

По смыслу указанных норм права, законодатель в вопросе предоставление мер социальной поддержки распространяет на нетрудоспособных членов семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, состоявших на его иждивении и получающих пенсию по случаю потери кормильца, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со ст. 21 специального Федерального закона "О ветеранах". При этом постановка на соответствующий учет до 1 января 2005 года не является необходимым условием предоставления данной меры социальной поддержки.

Согласно п.11 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Нижегородской области от 07.07.2006 №68-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» предусмотрено, что обязательным условием для получения мер социальной поддержки по обеспечению жильем, гражданин должен пройти процедуру постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления (ст.3).

Судом установлено и не оспаривается в кассационной жалобе, что Крупина Н.И. является женой (вдовой) умершего участника Великой Отечественной войны Крупина И.И., иждивенцем Крупина И.И., получателем пенсии по случаю потери кормильца - Крупина И.И., и имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 ФЗ «О ветеранах».

Данные обстоятельства подтверждаются также выданной территориальным органом Министерства социальной политики Нижегородской области справкой от 07.12.2010г., военным билетом Крупина И.И., справкой военного комиссариата Нижегородской области, справкой ГУ УПФ РФ по Ветлужскому району Нижегородской области.

Обсуждая вопрос о нуждаемости Крупиной Н.И. в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции правомерно установил, что Крупина Н.И. жилья в собственности не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является; зарегистрирована и постоянно проживающей по адресу: <…> с дочерью, которая также не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма.

Жилое помещение по адресу: <…> принадлежит СПК <…> (правопреемник <…>).

Доказательств обратного в порядке ст. 56 ГПК РФ ответчиками не представлено.

Распоряжением администрации Проновского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области от 29.12.2010г. вдова умершего участника Великой Отечественной войны Крупина Н.И., <…> года рождения, проживающая по адресу: <…>, на основании ее письменного заявления была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на соответствующий учет, с которого не снята на момент рассмотрения дела в суде.

Решением межведомственной комиссии по реализации на территории Нижегородской области мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов от 24.06.2011 года Крупиной Н.И. отказано во включении в Сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в связи с тем, что жилая площадь, на которой проживает Крупина Н.И. больше учетной нормы жилой площади, установленной в Ветлужском районе Нижегородской области.

Анализируя представленные в материалы дела доказательства, осуществляя правильное казуальное толкование подлежащих применению норм материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в силу императивных указаний закона за Крупиной Н.И. должно быть признано право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с нормами ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", поскольку она является нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовой умершего участника Великой Отечественной войны.

Довод жалобы о необоснованности вывода суда о том, что жилое помещение, в котором в настоящее время проживает Крупина Н.И., относится к жилищному фонду социального использования основан на ошибочном толковании норм подлежащего применению к спорным правоотношениям законодательства в связи со следующим.

Жилищный фонд социального использования представляет собой совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. При этом законом определен как самостоятельный вид жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Ранее действующее жилищное законодательство предусматривало деление жилищного фонда на государственный, общественный, фонд жилищно-строительных кооперативов, индивидуальный жилищный фонд (ст.5 ЖК РСФСР).

Из материалов дела следует, что дом, в котором расположено спорное жилое помещение, был построен и сдан в эксплуатацию в период действия Гражданского кодекса РСФСР (1964 года).

Согласно статье 93 названного Кодекса собственность в РСФСР делилась на государственную (общенародную) собственность; колхозно-кооперативную собственность, собственность профсоюзных и иных общественных организаций и личную.

В соответствии со статьей 100 Гражданского кодекса РСФСР собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.

Таким образом, жилищный фонд социального использования не является общественным жилищным фондом по смыслу ранее действующего законодательства.

Согласно п.2 ст. 5 ЖК РСФСР жилые помещения, принадлежащие колхозам, относятся к общественному жилищному фонду, в отношении которого законодательство о приватизации содержит рекомендательную норму (пункт 6 Постановления Верховного Совета РСФСР "О введении в действие Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" от 4 июля 1991 г. N 1582-1), согласно которой общественным объединениям было рекомендовано осуществлять передачу и продажу находящегося в их собственности жилья в собственность граждан на условиях, предусмотренных для государственного и муниципального жилищных фондов.

По смыслу указанных ном права Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не предусматривает приватизацию гражданами, проживающими по договору найма или аренды, общественного жилищного фонда (в т.ч. жилищного фонда колхозов), а с момента окончания реорганизации и регистрации нового юридического лица жилищный фонд, включенный в уставный капитал реорганизованного юридического лица, не подлежит приватизации, поскольку не может быть отнесен ни к объектам государственной или муниципальной собственности, ни к объектам, находящимся в собственности общественных организаций.

Данная позиция изложена, в частности, в определении Конституционного Суда РФ от 20.03.2006г. №254-О, согласно которой в случае, когда лицо проживает в жилом помещении, относящемся по ранее действующему жилищному законодательству к общественному жилищному фонду, право принимать решение о его передаче в собственность граждан, устанавливая для этого соответствующие условия и порядок, принадлежит исключительно собственнику такого жилого помещения - сельскохозяйственному производственному кооперативу.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в кассационной жалобе не содержится.

Таким образом, судом правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права.

Решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных ст.362 ГПК РФ оснований к отмене решения в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ветлужского районного суда Нижегородской области от 26 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи :