Дормидонтов Ю.В. к администрации г.Дзержинска об обязании предоставить изолированное жилое помещение



Судья: Свешникова М.В.

Дело №33-10335/2011

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.НижнийНовгород 11октября2011года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Пряничниковой Е.В.

судей: Нижегородцевой И.Л., Таниной Н.А.

при секретаре судебного заседания: Гончаровой Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании по кассационной жалобе Дормидонтова Ю.В.

на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 19 июля 2011 года

гражданское дело по иску Дормидонтова Ю.В. к администрации г.Дзержинска об обязании предоставить изолированное жилое помещение.

Заслушав доклад судьи областного суда Нижегородцевой И.Л., выслушав объяснения Жихарева А.В., представляющего интересы истца Дормидонтова Ю.В. по доверенности, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Дормидонтов Ю.В. обратился с данным иском, указав, что с мая 1995г. по настоящее время Дормидонтов Ю.В. проходит службу в органах внутренних дел, с ноября 2003г. в должности участкового уполномоченного 2 ОМ УВД по г.Дзержинску. Проживает в квартире по адресу: г.***, ул.***, ***-***, общей площадью 62,1 кв.м., со своей женой Дормидонтовой Еленой Владимировной, дочерьми Дормидонтовой К.Ю., и Дормидонтовой А.Ю. и тещей Козловой И.Л.. Решением жилищно-бытовой комиссии УВД по г.Дзержинску Дормидонтов Ю.В. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет на получение жилья. Истец полагает, что жилье ему должно быть предоставлено в соответствии с Конституцией РФ, ст.30 Закона РФ от 18.04.1991г. ФЗ №1026-1 «О милиции», п.2 ст.6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004г. №189. Истец не был обеспечен жильем в шестимесячный срок, установленный Законом РФ «О милиции». Таким образом, нарушение прав истца на получение жилья в первоочередном порядке возникло еще до введения в действие ЖК РФ, продолжается после введения в действие ЖК РФ и до настоящего времени.

Федеральными законами РФ (п.3, п.4 ст.49 ЖК РФ) может быть предусмотрен иной порядок обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями. Согласно ст.30, 35 Закона РФ «О милиции», сотрудникам милиции, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Данный законодательный акт устанавливает лишь исполнителей по предоставлению жилых помещений, но не регулирует порядок финансирования возникших у исполнителей расходов по предоставлению жилья.

Возложение обязанности на органы местного самоуправления по предоставлению жилых помещений сотрудникам милиции по смыслу статей 132 и 133 Конституции РФ предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом в соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса РФ. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 08.07.2004 года №303-0, от 15.02.2005 года №58-0, компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований. Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу, носит общий характер и в силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. Она в полной мере распространяется на часть первую статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции», обязывающую органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции жилой площадью, которая, следовательно, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащая Конституции Российской Федерации. В свою очередь, в соответствии с положениями Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны передаваться соответственно материальные и финансовые ресурсы для осуществления переданных государственных полномочий. Исходя из того, что льготы по предоставлению жилой площади сотрудникам милиции предусмотрены федеральным законодательством и руководствуясь определениями Конституционного Суда РФ от 08.07.2004 года №303-0 и от 15.02.2005 года №58-0, до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней, финансирование должно осуществляться за счет федерального бюджета. Таким образом, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, своевременно не исполненная органом местного самоуправления, подлежит исполнению в настоящее время именно администрацией г.Дзержинска. В силу вышеизложенного, данная обязанность подлежит исполнению за счет средств федерального бюджета.

Согласно ст.50 ЖК РФ: Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (п.1). Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (п.2). Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления (п.3). В соответствии со ст.12 Закона Нижегородской области «О жилищной политике» норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, устанавливается в размере: не менее 33 кв. метров - для одиноко проживающих граждан; не менее 42 кв. метров - на семью из 2 человек; не менее 18 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек. На основании п.1 ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи. Согласно ст.15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Соответственно, Дормидонтову Ю.В. полагается по норме на семью из 5 человек 90 кв.м. Таким образом, Дормидонтову Ю.В. подлежит предоставление изолированного жилого помещения в черте города Дзержинска, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 27,9 квадратных метров (90 кв.м. - 62,1 кв.м. = 27,9 кв.м).

Дормидонтов Ю.В. просил обязать администрацию города Дзержинска предоставить за счет средств федерального бюджета на основании договора социального найма Дормидонтову Ю.В. на семью из 5 человек: Дормидонтовой Е.В., Дормидонтовой К.Ю., Дормидонтовой А.Ю. и Козловой И.Л. изолированное жилое помещение в черте города Дзержинска, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 27,9 квадратных метров.

В ходе судебного заседания Дормидонтов Ю.В. дополнил свои требования и также просит признать за ним право на предоставление ему жилой площади, согласно ст.30 Закона РФ «О милиции» от 18 04.1991г. №1026-1, на основании которого жилая площадь участковым уполномоченным милиции предоставляется не позднее шести месяцев с момента вступления в должность, с ноября 2003г.

Третьи лица - Козлова И.Л., Дормидонтова Е.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Дормидонтовой К.Ю. и Дормидонтовой А.Ю. - просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддержали.

Представитель Управления МВД по г.Дзержинску Нижегородской области в судебное заседание не явился.

Представитель администрации г.Дзержинска исковые требования не признал.

Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 19 июля 2011 года постановлено: В иске Дормидонтова Ю.В. к администрации г.Дзержинска о признании права на предоставление жилой площади и об обязании предоставить изолированное жилое помещение площадью не менее 27,9 кв.м. отказать.

В кассационной жалобе Дормидонтова Ю.В. поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.

Судом при рассмотрении настоящего дела не правильно применены нормы материального права.

Согласно ст.49 п.3 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Дормидонтов Ю.В. проходит службу в органах внутренних дел РФ: с 23.03.1995г. по 17.11.2003г. – милиционер-водитель группы обслуживания 2 ОМ УВД г.Дзержинска; с 17.11.2003г. по настоящее время - участковый уполномоченный отделения участковых уполномоченных милиции 2 ОМ УВД по г.Дзержинску.

В 1997г. решением жилищно-бытовой комиссии УВД по г.Дзержинску Дормидонтов Ю.В. и члены его семьи Дормидонтова Е.В. и Дормидонтова К.Ю. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет на получение жилья.

Судом установлено, что в настоящее время Дормидонтов Ю.В. проживает в квартире по адресу: г.***, ул.***, д.***, кв.***, общей площадью 62,1 кв.м. В указанном жилом помещении также проживают жена Дормидонтова Ю.В. - Дормидонтова Е.В., его дочери Дормидонтова К.Ю. и Дормидонтова А.Ю. и его теща Козлова И.Л.

Данная квартира приобретена Дормидонтовыми на основании договора купли-продажи жилого помещения от 06.03.2007г. Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности, собственниками указанного жилого помещения являются: Дормидонтова Е.В. – 1/4 доли, Дормидонтов Ю.В. – 1/4 доли, Дормидонтова К.Ю. – 1/2 доли.

По документам жилищно-бытовой комиссии в очереди на улучшении жилищных условий стоит семья Дормидонтовых из трех человек – Дормидонтов Ю.В., Дормидонтова Е.В., Дормидонтова К.Ю.

Суд первой инстанции при разрешении указанного спора пришел к выводу, что Дормидонтов Ю.В. и его семья не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, указав, что общая площадь квартиры №*** в д.*** по ул.*** в г.*** *** области составляет 62,1 кв.м., что значительно больше учетной нормы на человека, если даже принять во внимание состав семьи Дормидонтовых не из 3 человек, как в списке очередности, а из 5 человек (62,1 : 5 = 12,42 кв.м).

При этом суд исходил из постановления Городской Думы г.Дзержинска №40 от 25.11.2006г. в г.Дзержинске, которым установлен минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (учетная норма) – 11,0 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

Что нельзя признать законным, поскольку судом не правильно применены нормы материального права, спор разрешен без учета положений ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Как следует из материалов дела, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий истец состоит с 1997 года.

Право у истца на предоставление жилого помещения и, как следствие, обязанность у ответчика по предоставлению истцу жилого помещения возникли в апреле 2004г. – 6 месяцев с момента вступления в должность участкового инспектора (ст.30 Закона «О милиции»).

То есть до 1 марта 2005 года - до принятия ЖК РФ.

В соответствии со ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Согласно ч.2 ст.6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Положения части 2 статьи 6 Вводного закона в ее конституционно-правовом истолковании не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет (определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2009г. №1549-О-П).

По смыслу указанных норм права, истец мог быть снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (утратить основания, которые давали ему право на получение жилого помещения) по ранее действующему законодательству в случае, если в результате улучшения жилищных условий размер жилой площади превышал норму предоставления жилого помещения.

В соответствии со ст.32 п.2 пп.1, ст.40 ЖК РСФСР для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий критерием служила не учетная норма, применяемая при постановке граждан на учет, не превышение учетной нормы, а превышение обязательного минимума предоставляемой жилой площади на одного человека.

Указанное положение было закреплено в п.20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Нижегородской области (утв.решение облисполкома и президиума облсопрофа от 09.01.1991г. №20).

Тогда как суд первой инстанции при решении вопроса о сохранении за истцом права состоять на учете нуждающихся после улучшения своих жилищных условий исходил из превышения учетной нормы. Что нельзя признать законным.

В соответствии со статьей 12 п.2 пп.3 Закона Нижегородской области от 07.09.2007г. №123-З «О жилищной политике в Нижегородской области» норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, устанавливается в размере: не менее 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.

Указанная норма предусмотрена ст.7 ФЗ №247 от 19.07.2011г. «О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел РФ»

Как следует из материалов дела, семья истца состоит из пяти человек. Данное обстоятельство ответчиком не опровергнуто.

Поскольку приобретенное истцом жилое помещение общей площадью 62,1 кв.м. менее 90 кв.м. (18 х 5), он не мог быть снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, а, следовательно, сохранял право на приобретение жилого помещения в соответствии с требованиями Закона «О милиции».

Так как судом первой инстанции не правильно применены нормы материального права, что привело к неправильному разрешению спора, решение суда подлежит отмене.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия принимает новое решение об удовлетворении исковых требований Дормидонтова Ю.В.

В соответствии с правилами ст.57 п.7 ЖК РФ истец имеет право на предоставление жилого помещения общей площадью не менее 27,9 кв.м (90 – 62,1).

На основании изложенного, руководствуясь ст.360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 19 июля 2011 года отменить.

Не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение.

Обязать администрацию города Дзержинска предоставить за счет средств федерального бюджета на основании договора социального найма Дормидонтову Ю.В. на семью из 5 человек: Дормидонтовой Е.В., Дормидонтовой К.Ю., Дормидонтовой А.Ю. и Козловой И.Л. изолированное жилое помещение в черте города Дзержинска, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 27,9 квадратных метров.

Председательствующий -

Судьи -