по заявлению Прокурора г.Дзержинска Нижегородской области о признании нормативного правового акта недействующим в части



Судья: Силонина Н.Е.

Дело №33-10563/2011

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.НижнийНовгород 18октября2011года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Пряничникова Е.В.

судей: Нижегородцевой И.Л., Старковой А.В.

при секретаре судебного заседания: Гончаровой Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании по кассационной жалобе Городской Думы города Дзержинска Нижегородской области

на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 09августа2011 года

по заявлению Прокурора г.Дзержинска Нижегородской области о признании нормативного правового акта недействующим в части.

Заслушав доклад судьи областного суда Нижегородцевой И.Л., выслушав объяснения представителя Городской Думы города Дзержинска Нижегородской области по доверенности Шаманиной Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г.Дзержинска обратился в суд с заявлением о признании недействующей часть 3 статьи 16 Положения о статусе депутата Городской Думы, утвержденного постановлением Городской Думы города Дзержинска Нижегородской области от 05.05.2009г. №***, указывая на то, что в соответствии с частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Статьей 8 Закона Нижегородской области от 03.10.2008г. №133-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области» и пунктом 4 части 18 статьи 46 Устава городского округа город Дзержинск, утвержденного постановлением Городской Думы города Дзержинска Нижегородской области от 26.12.2005г. №***, депутату Городской Думы установлена гарантия реализации права на обращение. Согласно статье 8 Закона Нижегородской области от 03.10.2008г. №133-3 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области», депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления по вопросам, связанным с осуществлением своих полномочий, вправе направить письменное обращение в органы государственной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления, а также организации и объединения, расположенные на территории Нижегородской области.

Руководители и иные должностные лица органов, организаций и объединений, указанных в части 1 данной статьи, обязаны дать ответ на обращение, предоставить запрашиваемые документы и сведения в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

То есть, поскольку пределы гарантий осуществления полномочий депутата представительного органа местного самоуправления определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, установление нормативными правовыми актами органов местного самоуправления иных сроков рассмотрения обращения депутата, отличных от сроков, определенных статьей 8 Закона Нижегородской области от 03.10.2008 № 133-3, противоречит требованиям законодательства.

Согласно части 3 статьи 16 Положения о статусе депутата Городской Думы, должностные лица администрации города, руководители муниципальных предприятий и учреждений обязаны дать ответ на обращение, предоставить запрашиваемые документы и сведения в течение 15 дней со дня регистрации письменного обращения. Установление Городской Думой сокращенных сроков рассмотрения обращений депутатов Городской Думы для должностных лиц администрации города, руководителей муниципальных предприятий и учреждений противоречит указанным нормам Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Нижегородской области от 03.10.2008 № 133-3 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области».

В судебном заседании помощник прокурора г.Дзержинска АрхиповаИ.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица – Городской Думы г.Дзержинска Волкова Е.Н. (по доверенности) – заявленные требования не признала, пояснив, что в соответствии с частью 5.1 статьи 40 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ, гарантии осуществления полномочий депутата устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Законом НО от 03.10.2008 № 133-З определен перечень гарантий осуществления полномочий депутата, в числе которых предусмотрена реализация права депутата на обращение. Реализуя предоставленные законодательством полномочия, Городской Думой в части 18 статьи 46 Устава городского округа город Дзержинск, утвержденного постановлением Городской Думы города Дзержинск от 26.12.2005 № *** установлены гарантии осуществления полномочий депутата, к числу которых пунктом 4 отнесена гарантия - реализация права на обращение. Содержание указанной гарантии раскрыто в статьей 8 Закона НО от 03.10.2008 № 133-З и предусматривает право депутата по вопросам, связанным с осуществлением своих полномочий, направлять письменные обращения в органы государственной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления, а также организации и объединения, расположенные на территории Нижегородской области, и корреспондирующую этому праву обязанность указанных органов и организаций дать ответ на обращение, предоставить запрашиваемые документы и сведения в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Приведенная норма Закона Нижегородской области нашла свое буквальное отражение в частях 1 и 2 статьи 16 Положения о статусе депутата. Вместе с этим, частью 3 статьи 16 Положения о статусе депутата, оспариваемой прокурором, для должностных лиц Администрации города, руководителей муниципальных предприятий и учреждений предусмотрены иные (сокращенные) сроки для направления ответа на обращение депутата (в течение 15 дней со дня регистрации письменного обращения). При принятии оспариваемых прокурором положений, Городская Дума руководствовалась Конституцией РФ, ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ, Законом НО от 03.10.2008г. №133-3 и установила гарантию осуществления полномочий депутата в виде реализации права на обращение во взаимосвязи с реализуемыми Городской Думой полномочиями. В соответствии со статьей 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Согласно части 1 статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формирую, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Указанные положения Конституции в полной мере нашли отражение в ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ. Согласно пункту 9 части 10 статьи 35 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ к исключительной компетенции представительных органов муниципальных образований относится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. К вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности городского округа (пункт 3 части 1 статьи 16, пункт 9 части 10 статьи 35 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ). Следовательно, представительный орган городского округа вправе осуществлять контроль за исполнением местной администрацией полномочий по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом. Кроме изложенного, положения части 5 статьи 36 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ предусматривают подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования. Системный анализ указанного федерального закона, определяющего местную администрацию как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, также свидетельствует о подконтрольности и подотчетности местной администрации представительному органу муниципального образования. В соответствии с ч.3 статьи 77 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования. Пункт 9 части 10 статьи 35 и часть 3 статьи 77 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ нашли свое отражение в пункте 9 части 1, пункте 3 части 3 статьи 37 Устава городского округа город Дзержинск, определяющих контрольные полномочия Городской Думы. Подотчетность и подконтрольность Мэра города и возглавляемой им администрации города Городской Думе, осуществление Городской Думой контрольных полномочий, установленных федеральным законодательством и Уставом городского округа город Дзержинск, а также исключительные полномочия Городской Думы по установлению порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, в состав которой входят муниципальные предприятии и учреждения (п.5 ч.10 ст.35 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ) являются правовым обоснованием для закрепления в части 3 статьи 16 Положения о статусе депутата обязанности должностных лиц Администрации города, руководителей муниципальных предприятий и учреждений направлять ответ на обращение депутата Городской Думы в течение 15 дней со дня регистрации письменного обращения.

Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 09августа2011 года постановлено: заявление Прокурора г.Дзержинска Нижегородской области о признании нормативного правового акта недействующим в части удовлетворить. Признать часть 3 статьи 16 Положения о статусе депутата Городской Думы, утвержденного постановлением Городской Думы города Дзержинска Нижегородской области от 05.05.2009г. №***, недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.

В кассационной жалобе Городской Думы города Дзержинска Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения Дзержинского городского суда Нижегородской области от 09августа2011 года как незаконного, необоснованного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на обстоятельства, указанные в отзыве на заявление прокурора.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Суд первой инстанции, руководствуясь ст.253 ГПК РФ, ст.8, 9 Закона НО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области», установив противоречие муниципального акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления прокурора г.Дзержинск.

Оспариваемое положение – часть 3 статьи 16 Положения о статусе депутата Городской Думы, утвержденного постановлением Городской Думы города Дзержинска Нижегородской области от 05.05.2009г. №*** – устанавливает пятнадцатидневный срок для ответа на обращение депутата Городской Думы должностными лицами администрации города, руководителями муниципальных предприятий и учреждений со дня регистрации письменного обращения.

Между тем, согласно ч.1, ч.2 ст.8 Закона НО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области», депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления по вопросам, связанным с осуществлением своих полномочий, вправе направить письменное обращение в органы государственной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления, а также организации и объединения, расположенные на территории Нижегородской области. Руководители и иные должностные лица органов, организаций и объединений, указанных в части 1 настоящей статьи, обязаны дать ответ на обращение, предоставить запрашиваемые документы и сведения в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

То есть, обращение депутата представляет собой самостоятельный правовой институт, направленный на обеспечение реализации полномочий депутата.

Контроль за деятельностью администрации г.Дзержинска, руководителей муниципальных предприятий и учреждений является полномочием Городской Думы г.Дзержинска. Осуществление указанного полномочия опосредованно, т.е. через депутатов, не наделяет отдельного депутата самостоятельным полномочием по контролю за деятельностью администрации г.Дзержинска, руководителей муниципальных предприятий и учреждений.

Реализация указанного полномочия осуществляется путем направления депутатского запроса.

Так, в соответствии с ч.1, ч.4 ст.9 Закона НО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области», депутатским запросом считается письменное обращение депутата (группы депутатов) по вопросам, связанным с реализацией полномочий представительного органа местного самоуправления, полномочий депутатов, а также по иным вопросам, имеющим общественное значение. Должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, обязано предоставить на него ответ в устной (на заседании представительного органа муниципального образования) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной установленный федеральным законодательством или представительным органом муниципального образования срок.

Суд первой инстанции, с учетом указанных различий института обращения депутата и института депутатского запроса, а также установленных сроков ответа на обращение депутата и депутатский запрос, пришел к правильному выводу о противоречии оспариваемого законоположения вышестоящему законодательству.

Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда и подлежат отклонению.

Судебная коллегия считает, что судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам.

Доводы кассационной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и иную оценку собранных по делу доказательств, которым суд в их совокупности дал надлежащую оценку.

На основании изложенного, руководствуясь ст.360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 09августа2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Городской Думы города Дзержинска Нижегородской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: