Судья: Сафин В.С. Дело №33-10518/2011 НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.НижнийНовгород 25октября2011года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи: Пряничниковой Е.В. судей: Нижегородцевой И.Л., Таниной Н.А. при секретаре судебного заседания Гончаровой Н.С., с участием Стригун Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Таниной Н.А. дело по кассационной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области на решение Бутурлинского районного суда Нижегородской области от 23 августа 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора Бутурлинского района в интересах Стригун Натальи Владимировны к администрации Бутурлинского муниципального района и Министерству социальной политики Нижегородской области о понуждении администрацию Бутурлинского района Нижегородской области поставить Стригун Н.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, понуждении министерство социальной политики Нижегородской области предоставить Стригун Н.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, пригодного для проживания граждан, отвечающего санитарным и техническим правилам, площадью не ниже установленных действующим законодательством социальных норм в 2011 году, УСТАНОВИЛА: Прокурор Бутурлинского района в интересах Стригун Н.В. обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Нижегородской области, администрации Бутурлинского муниципального района о понуждении поставить Стригун Н.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и понуждении предоставить Стригун Н.В. вне очереди жилое помещение по договору найма, пригодного для проживания граждан, отвечающего санитарным и техническим правилам, площадью не ниже установленных действующим законодательство социальных норм в 2011 году. В обоснование требований указано, что Стригун Н.В., *** года рождения, (ранее – Юрасова) относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Бутурлинского района № *** от 05.11.1996г. за Стригун Н.В. закреплено право пользования жилым домом по адресу: *** область, *** район, с. ***, ул. ***, дом ***, однако, данное жилое помещение было признано непригодным для постоянного проживания. В судебном заседании прокурор и истица Стригун Н.В. исковые требования поддержали в полном объеме. Представители ответчиков - Министерства социальной политики Нижегородской области и администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явились. Решением Бутурлинского районного суда Нижегородской области от 23 августа 2011 года исковое заявление прокурора Бутурлинского района Нижегородской области удовлетворено. Судом постановлено: обязать администрацию Бутурлинского района Нижегородской области поставить Стригун Н.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области предоставить Стригун Н.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, пригодного для проживания граждан, отвечающего санитарным и техническим правилам, площадью не ниже установленных действующим законодательством социальных норм в 2011 году. В кассационной жалобе Министерством социальной политики Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения истца, судебная коллегия полагает, что оспариваемое решение подлежит частичной отмене. Судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии правовых оснований для удовлетворения требования прокурора о возложении на администрацию Бутурлинского района обязанности поставить Стригун Н.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и считает доводы кассационной жалобы в этой части несостоятельными по следующим причинам. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ одним из оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В силу ст. 52 Жилищного кодекса РФ: 1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. 2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. 3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. На основании п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. за № 47 основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Из материалов дела следует, что закрепленное за истицей жилое помещение по адресу: *** область, *** район, село *** ул. *** д.***, заключением межведомственной комиссии Бутурлинского муниципального района № *** от 06.06.2011 года было признано непригодным для постоянного проживания (л.д. 12-13). В соответствии с актом обследования жилого дома от 06.06.2011 г. данное помещение не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение в соответствии с разделом 11 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 вследствие ухудшений уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Согласно рекомендациям межведомственной комиссии необходима комплексная реконструкция данного жилого дома либо его снос и новое строительство (л.д. 10-11). При рассмотрении дела в суде кассационной инстанции Стригун Н.В. пояснила, что ранее - в 2002 году она обращалась в районную администрацию по вопросу предоставления ей жилья, поскольку проживать в закрепленном за нею доме было невозможно еще в 1998-1999 годах. При таких обстоятельствах вывод суда о том, что Стригун Н.В. вправе стоять на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, является правильным. Кроме того, Администрация Бутурлинского муниципального района Нижегородской области в отзыве на исковое заявление прокурора от 22.08.2001 г. признала требования о понуждении поставить Стригун Н.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 39). Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением Бутурлинского районного суда Нижегородской области в части возложения на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанности предоставить Стригун Н.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, пригодного для проживания граждан, отвечающего санитарным и техническим правилам, площадью не ниже установленных действующим законодательством социальных норм в 2011 году, поскольку оно принято с нарушением норм материального права. Действительно, абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Однако, в соответствии со ст. 1 указанного закона лицами из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Таким образом, удовлетворяя требования прокурора в указанной части, суд первой инстанции не учел то обстоятельство, что Стригун Н.В. по состоянию на дату обращения с требованием о предоставлении ей жилья, то есть 2011 год, уже утратила свое право на меры социальной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением ею еще в 2006 году возраста 23-х лет, установленного законом как предельного для возможности получения мер социальной поддержки. Требований о предоставлении Стригун Н.В. жилого помещения по иным основаниям ни прокурором, ни истицей в ходе рассмотрения дело заявлено не было. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения иска прокурора в части предоставления истице жилого помещения во внеочередном порядке отсутствовали. Таким образом, принимая во внимание положения ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, были установлены судом первой инстанции, и не требуют дополнительной оценки, но при этом были нарушены нормы материального права, судебная коллегия Нижегородского областного суда полагает возможным разрешить заявленные прокурором Бутурлинского района Нижегородской области в интересах Стригун Н.В. требования в части возложения на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанности предоставить Стригун Н.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, пригодного для проживания граждан, отвечающего санитарным и техническим правилам, площадью не ниже установленных действующим законодательством социальных норм в 2011 году, по существу и вынести в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требования. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Бутурлинского районного суда Нижегородской области от 23 августа 2011 года отменить в части удовлетворения требований прокурора, предъявленных в интересах Стригун Н.В., о возложении на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанности предоставить Стригун Н.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, пригодного для проживания граждан, отвечающего санитарным и техническим правилам, площадью не ниже установленных действующим законодательством социальных норм в 2011 году. Не передавая дело на новое рассмотрение, вынести в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора к Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании предоставить Стригун Н.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, пригодного для проживания граждан, отвечающего санитарным и техническим правилам, площадью не ниже установленных действующим законодательством социальных норм в 2011 году отказать. В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий Судьи