Разбойников В.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ по г.Дзержинску Нижегородской области о включении периода работы в трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Судья: Тихомирова С.А.

Дело №33-11065/2011

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.НижнийНовгород 01ноября2011года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Пряничниковой Е.В.

судей: Нижегородцевой И.Л., Таниной Н.А.

при секретаре судебного заседания: Гончаровой Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании по кассационной жалобе Управлению Пенсионного Фонда РФ по г.Дзержинску Нижегородской области

на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 25 августа 2011 года

гражданское дело по иску Разбойникова В.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ по г.Дзержинску Нижегородской области о включении периода работы в трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи областного суда Нижегородцевой И.Л., выслушав объяснения представителя ГУ УПФ РФ по г.Дзержинску Нижегородской области по доверенности Михайлычевой Е.Н., истца Разбойникова В.В., представителя АНО «Нижегородкурорт» по доверенности Константиновой Т.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Разбойников В.В. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что 12.10.2010г. он обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г.Дзержинску Нижегородской области за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» за осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением ГУ УПФ РФ по г.Дзержинску Нижегородской области истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику. Ответчик не включил в специальный стаж, дающий право на пенсию период с 02.10.1987г. по 04.03.1996г. работы в должности главного врача санатория «***». Истец не согласен с решением комиссии об отказе в назначении пенсии, поскольку работая в должности главного врача, он периодически вел прием больных, консультации, брал суточные дежурства. Истец просит обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, период работы с 02.10.1987г. по 04.03.1996г. в должности главного врача и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью с 12.10.2010г.

В последующем истец дополнил исковые требования в части включения периодов работы в специальный трудовой стаж, просил обязать ответчика включить в стаж для досрочной трудовой пенсии период работы в должности главного врача санатория «***» с 02.10.1987г. по 31.01.1989г.; с 01.12.1989г. по 28.02.1990г.; с 01.05.1990г. по 14.02.1991г.; с 01.04.1991г. по 04.03.1996г.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель третьего лица - АНО «Нижегородкурорт» - Константинова Т.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, что суд полагает возможным. В предыдущем судебном заседании представитель третьего лица Константинова Т.В. исковые требования поддержала, показала, что АНО «Нижегородкурорт» является правопреемником Нижегородского объединения санаторно-курортных учреждений профсоюзов, которое в свою очередь является правопреемником Горьковского территориального совета по управлению курортов профсоюзов. На должности руководителей санаториев принимались врачи, имеющие высшее медицинское образование, медицинский стаж работы не менее 5 лет. Санаторий «***» открыт в 1957 году для лечения больных химической промышленности, поступали туда и тяжелые больные. Работа в санатории организовывалась круглосуточно.

Представитель ответчика Лебедева Ю.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, показала, что 12.10.2010г. в Управление Пенсионного фонда РФ по г.Дзержинску с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью обратился Разбойников В.В. В соответствии с п/п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного ФЗ (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) лицам, не менее 30 зет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. В действующей системе пенсионного обеспечения, установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях (организациях), а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности. Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы. Согласно п.3 ст.28 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с той которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство РФ Постановлением от 29.10.2002г. №781 утвердило названные Списки и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «медицинская деятельность» и «учреждения здравоохранения», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. Возложение законодателем на Правительство РФ полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к медицинской и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности. Аналогично реализовывалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (Закон № 340-1 от 20.11.90г. «О государственных пенсиях в РФ»). Кроме того, в связи с вступлением в силу постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002г. могут применяться правила и нормы, которые действовали до введения нового правового регулирования, т.е. действовавшие до 31.12.2001г. К таким правовым актам относятся постановление Совета Министров от 06.09.91г. № 464 «Об утверждении списка должностей и профессий работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет», постановление Правительства РФ от 22.09.99г. № 1066 «Об утверждений Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья на селения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с работой по охране здоровья населения», регулировавшие пенсионное обеспечение медицинских работников до 01.11.99г. В соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464, право на соответствующий вид пенсии по старости предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений. Данный список применялся за периоды работы до 01.11.1999г. и не содержал перечня должностей врачебного и среднего медицинского персонала, в связи, с чем использовалась Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15.10.99г. №377. Согласно Номенклатуре, должности «главный врач», «заместители главного врача по лечебной части», предусмотрены в разделе «Руководители учреждений», т.е. не относятся к числу врачебного персонала, с вытекающими отсюда правовыми последствиями в части включения периодов работы в указанных должностях за периоды до 01.11.99г. При определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П, необходимо руководствоваться названной Номенклатурой, если имела место работа за периоды до 01.11.1999г. Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. №2-П, Списки №781 могут применяться ко всем периодам работы истца. Разделом «Наименование должностей» данного Списка поименованы врачи - руководители учреждений, осуществляющие врачебную деятельность. Проверка, которая была проведена специалистами УПФР, подтвердила факт осуществления истцом врачебной деятельности за период с 01.02.1989г. по 30.11.1989г., с 01.03.1990г. по 30.04.1990г. с 15.02.1991г. по 31.03.1991г. Документы, подтверждающие осуществление врачебной деятельности с 02.10.1987г. по 31.01.1989г., с 01.12.1989г. по 28.02.1990г., с 01.05.1990г. по 14.02.1991г., с 01.04.1991г. по 14.03.1996г., отсутствуют. В связи с этим, вышеуказанные периоды работы Разбойникова В.В. не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. При требуемом стаже 30 лет медицинский стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии составляет 23 года 11 месяцев.

Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 25 августа 2011 года постановлено: Исковые требования Разбойникова В.В. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по г.Дзержинску Нижегородской области включить в специальный трудовой стаж Разбойникова В.В., необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы: с 02.10.1987г. по 31.01.1989г., с 01.12.1989г. по 28.02.1990г., с 01.05.1990г. по 14.02.1991г., с 01.04.1991г. по 14.03.1996г. в должности главного врача санатория «***» и назначить ему досрочную пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью с 12.10.2010г.

В кассационной жалобе Управления Пенсионного Фонда РФ по г.Дзержинску Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П, при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ за период с 01.01.2002г. могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения нового правового регулирования. К таким правовым актам относятся постановление Совета Министров от 06.09.91г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет», постановление Правительства РФ от 22.09.99г. №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с работой по охране здоровья населения».

В спорные периоды работы Разбойникова В.В. с 02.10.1987г. по 31.01.1989г., с 01.12.1989г. по 28.02.1990г., с 01.05.1990г. по 14.02.1991г., с 01.04.1991г. по 14.03.1996г. действовали следующие правовые акты: постановление Совета Министров от 06.09.91г. №464 и постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

В соответствии с п.3 постановление Совета Министров от 06.09.91г. №464 за работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Суд правильно к спорным отношениям применил указанные правовые акты.

В соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет - Приложения к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» право на пенсию за выслугу лет имели врачи, медицинские сестры независимо от наименования их должности, работающие в больничных учреждениях всех типов и наименований, в том числе в клиниках и клинических частях и др.

Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464, право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности.

Таким образом, согласно указанным правовым актам, Разбойников В.В. имел право независимо от занимаемой должности на включение спорных периодов в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.

По указанным основаниям решение суда является законным и обоснованным. Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные отношения.

Поскольку приказ Минздрава РФ от 27 августа 1999г. №337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации" был введен в действие решением коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 апреля 1999 г. с 01.10.99г. и утратил силу 14.03.2008г., на спорные отношение не распространяется, судебная коллегия считает необходимым исключить указание на него из мотивировочной части решения.

С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя и отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 25 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного Фонда РФ по г.Дзержинску Нижегородской области – без удовлетворения. Исключить из мотивировочной части решения ссылку на приказ Минздрава РФ от 27 августа 1999г. №337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации».

Председательствующий -

Судьи -